По принципу войны: территорию Украины делят на особые зоны
Украину могут разделить на три зоны с учетом влияния военных действий на социально-экономические условия в различных регионах страны. Речь идет о глубоком тыле, прифронтовых районах, а также территориях, которые временно оккупированы или на которых ведутся боевые действия. Пока разрабатываются соответствующие законодательные инициативы, «Апостроф» узнал, какие на этот счет есть предложения у бизнеса и экспертов. Разные обстоятельства – разные проблемы Военные действия за последние два месяца затронули значительное количество регионов Украины, разрушив или в значительной степени усложнив там экономическую деятельность. В других регионах разрушений гораздо меньше, зато в них ощущается значительный приток беженцев, нуждающихся в жилье, питании, работе и многом другом. Все это создает значительные отличия между условиями в разных частях страны, которые властям необходимо учитывать в своей деятельности. Для того, чтобы системно реагировать на различные социально-экономические обстоятельства в регионах, правительство, совместно с депутатским корпусом, разрабатывает законодательные инициативы об экономическом зонировании Украины. «Сейчас мы видим, что у нас формируется три вида территорий: глубокий тыл, прифронтовые зоны и зоны боевых действий и временно оккупированные территории. Надо думать о таком зонировании, о разных экономических моделях, возможно, разном налогообложении, разных стимулах», — сообщил первый вицеспикер парламента Александр Корниенко. По его словам, одной из главных задач является создание в тыловых регионах благоприятных условий для инвестиций и роста производства, что должно компенсировать упадок экономической активности в восточных и южных областях. Эксперты концептуально согласны с идеей диверсифицировать работу с регионами. «Необходимость индивидуальных подходов к разным регионам стала очевидна еще во время эпидемии ковида, когда правительство вводило локдауны по всей территории страны, несмотря на местные обстоятельства и эпидемиологическую ситуацию, — говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. — Война поставила перед экономикой Украины гораздо более сложные вызовы. И, конечно же, сегодня нельзя с одними требованиями подходить к разным регионам». Большинство предпринимателей, как на востоке, так и на западе страны, конечно, хотели бы увидеть в будущем законе налоговые льготы для своего региона. Однако, по мнению координатора экспертных групп Экономической экспертной платформы Олега Гетмана, такой путь вряд ли целесообразен. «Мировая практика, конечно, знает случаи, когда в разных регионах страны существуют разные налоговые режимы, — говорит эксперт. — Однако для Украины это вряд ли является перспективным решением. Налоговая система должна быть одинаковой для всех регионов и сегодня, в условиях войны, — максимально либеральной. Это позволит предприятиям развивать свою деятельность в нынешних непростых условиях». В первую очередь логистика В то же время, государство может принять достаточно эффективные меры в сфере регуляции бизнеса. «На сегодняшний день большинство государственных электронных реестров отключено, — говорит Илья Несходовский. — В большинстве случаев это было правильным шагом для того, чтобы не допустить злоупотреблений на временно оккупированных территориях. Однако, например, непонятно, почему закрыт реестр налоговых накладных. Из-за невозможности работы с ним большое количество предприятий сегодня не могут получить налоговый кредит, что влечет за собой огромные потери, и во многих случаях приводит к остановке производств, которые могли бы успешно работать, давать людям рабочие места и наполнять бюджет». По мнению эксперта, открытие реестра, по крайней мере, в тыловых регионах, дало бы возможность значительно оживить экономику. Также в регионах, где сегодня избыток рабочей силы из-за прибытия большого количества перемещенных лиц, целесообразно принимать меры, обеспечивающие создание новых вакансий. «Совершенно логичным шагом было бы удешевление для предприятия затрат на новые рабочие места, — считает Илья Несходовский. — Например, сокращение для таких работников налога на доходы физических лиц. Это сократило бы расходы предприятий и позволило бы им больше инвестировать в расширение производства». Еще одно важное направление работы в тыловых регионах – помощь бизнесу в создании новых логистических цепочек вместо тех, которые были разрушены из-за военных действий и блокирования морских портов. «Правительство должно максимально способствовать ввозу в Украину сырья, необходимого для работы наших предприятий, — считает эксперт. — А также помогать в поиске рынков сбыта и разработке маршрутов экспорта отечественных товаров». В прифронтовых регионах власти могут облегчить жизнь бизнесу, создав правовой механизм временной остановки работы предприятия. Для того чтобы ФОПам, которые вынужденно прервали свою работу из-за боевых действий, не нужно было закрывать предприятие, а затем после освобождения территорий регистрировать его снова, следует предусмотреть возможность по заявлению собственника полностью прекратить любую деятельность, включая уплату любых налоговых обязательств. А потом, когда предприниматель сочтет это нужным, снова возобновить работу без лишних формальностей. В то же время, по мнению Ильи Несходовского, государству стоило бы взять на себя обязательство выплачивать работникам таких остановленных предприятий материальную помощь в размере хотя бы минимальной зарплаты для того, чтобы дать возможность удовлетворять основные потребности, — питание и коммунальные услуги. Очень важным направлением работы должна стать помощь предприятиям из прифронтовых областей в перемещении производственных мощностей на запад. Правительству следует оказывать помощь бизнесу в транспортировке оборудования, поиске свободных производственных помещений, персонала и т.д. Такие переезды не только позволят сохранить важные производства и замедлить падение ВВП страны, но и будут стимулировать занятость среди людей, которые сейчас находятся вдалеке от своих домов. «Определенную работу в этом направлении правительство на сегодняшний день действительно проводит, – отмечает Несходовский. – Однако ее явно недостаточно для того, чтобы она заметно повлияла на экономические показатели страны». Что касается предприятий, вынужденно оказавшихся на временно оккупированных территориях, то, по мнению эксперта, правительство до завершения оккупации должно освободить их от любых обязательств, дав возможность работать по собственному усмотрению. «Если предприятие найдет возможность работать, обеспечивая население необходимыми товарами и услугами, а работников — зарплатой, это будет на пользу людям, не по собственной воле оказавшимся в оккупации, — говорит эксперт. — Однако, конечно, все государственные реестры для таких предприятий должны быть закрытыми, чтобы перекрыть возможности для мошенничества. Без старых и новых ошибок Также правительству и парламенту следует подумать об исправлении ошибок, допущенных при принятии недостаточно продуманных законопроектов в начале войны. «На сегодняшний день импортеры освобождены от уплаты НДС, — говорит Олег Гетман. — В то же время экспортерам прекращено возмещение НДС. Это ставит отечественных производителей в крайне невыгодную ситуацию по сравнению с иностранными и способствует разбалансировке государственного бюджета. Поэтому руководство страны должно принять меры для того, чтобы решить эту проблему и создать режим содействия национальному производству». Читайте также: Казна воюет, а сума горюет: большинство налоговых льгот могут отменить В настоящее время власти сосредоточились преимущественно на привлечении внешней помощи, ориентировочный размер которой составляет 5 миллиардов долларов в месяц, уделяя при этом недостаточно внимания вопросам развития отечественного бизнеса. «Конечно, без помощи союзников страна в нынешней затруднительной ситуации обойтись не может, – говорит Илья Несходовский. – Однако при грамотной экономической политике размеры наших потребностей в кредитах можно было бы сократить вдвое». Похоже, такой ситуации есть простое объяснение. «Парадокс заключается в том, что «либерализацией» у нас занимаются те же люди, которые много лет проводили политику выжимания из бизнеса всех ресурсов, — говорит Олег Гетман. — Поэтому ожидать в ближайшем будущем весомых шагов в направлении стимулирования экономического развития вряд ли приходится». Однако пока нужно дождаться появления законопроекта, чтобы понять, насколько близки взгляды властей с одной стороны, а также бизнеса и экспертного сообщества с другой, на то, как должна функционировать экономика во время войны в разных регионах, в зависимости от их близости к зоне боевых действий. При этом хочется верить, что первые прислушаются к пожеланиям последних.