Они возвращаются: как остановить новую блокадную волну на границе Украины и Польши
Блокада западной границы Украины прекратилась, но ненадолго. Польские фермеры объявили о новой блокаде границы с Украиной. Ее начало намечено на 9 февраля. При этом будут блокировать все автодороги из Украины в Польшу, а также переходы на всех пунктах пропуска. Присоединиться к блокаде также планируют венгры. «Апостроф» разбирался, в чем суть требований, затрагивают ли они интересы нашей страны и можно ли обойтись без протестов. Ревизия «транспортного безвиза» Западные границы Украины, которые в течение нескольких месяцев находились в блокаде, пока что свободны. Польские автоперевозчики объявили об остановке своей акции 17 января. Вскоре их примеру последовали словацкие, венгерские и румынские протестующие, что дало возможность восстановить нормальное движение грузового транспорта через границу. Как сообщил министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков, после прекращения блокады из Украины выехали уже более 5 тысяч грузовиков. Впрочем, недолго музыка играла. В Польше снова начали бунтовать аграрии. Блокаду границы организует союз фермеров «Солидарность», призвав к всеобщей фермерской забастовке и блокаде всех путей сообщения с Украиной. Акция начнется 9 февраля в 10:00. Фермеры заявляют, что их вынудила на столь беспрецедентную акцию неопределенная позиция польского правительства, а также позиция Еврокомиссии по импорту агропродукции из Украины. Читайте: Это заразно: почему в Венгрии и Румынии заговорили о захвате украинских земель «Наше терпение иссякло. Позиция Брюсселя в последний день января 2024 года неприемлема для всего нашего сельскохозяйственного сообщества», — заявляют польские аграрии. Заявлению польских фермеров предшествовало сообщение о том, что 31 января Еврокомиссия предложила еще на год пролонгировать приостановку импортных пошлин и квот для украинского экспорта в Евросоюз, усилив защиту чувствительной сельскохозяйственной продукции. В заявлении Еврокомиссии подчеркивалось, что предложение продления остановки ограничений делается в соответствии с обязательствами ЕС поддерживать Украину столько, сколько это потребуется. Впрочем, как видим, с этой идеей не согласны фермеры не только в Польше, но и в Венгрии. И это несмотря на то, что в Варшаве после визита премьер-министра Дональда Туска в Киев были нацелены найти компромиссный вариант. «Польская сторона уже работает над предложениями по таким изменениям и обратилась в Украину, чтобы мы эти изменения поддержали, — говорит «Апострофу» вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП) Владимир Балин. — Однако на сегодняшний день ни АсМАП, ни, насколько мне известно, правительство не знают точного содержания этих предложений. Почти наверняка можно сказать, что они не будут содержать возвращения к системе разрешений, против которой решительно выступают украинские перевозчики, однако там могут быть другие неприемлемые для нас условия. Поэтому прежде чем поддержать какие-то предложения, мы хотели бы познакомиться с их содержанием». Новая волна протестов может быть использована Варшавой для того, чтобы усилить давление на Украину и выбить для себя преференции. Квоты возвращаются Сложность ситуации усугубляет то, что украинскую границу также активно блокировали аграрии соседних государств. Они в частности недовольны проникновением на их рынки украинской сельскохозяйственной продукции, которая дешевле их собственной. Впрочем, большинство вопросов, волнующих фермеров, как и в случае с водителями, никак не связаны напрямую с нашей страной. «Если мы посмотрим на последние акции польских фермеров, то главные их требования касались доступности кредитов, отказа от увеличения налогообложения, субсидий на определенные виды продукции и т.д., — рассказал заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук. — Румынских фермеров, которые перекрывали пункты пропуска, больше всего беспокоило повышение цен на горючее. И только после этих вопросов они упоминали о том, что из Украины поступает продукция, составляющая конкуренцию для их собственной». Следовательно, основные вопросы у протестующих не к Украине, а к собственным правительствам и Еврокомиссии. Однако в соседних странах уже выработалась достаточно серьезная привычка: какие бы вопросы и к кому у тебя ни были, — блокируй границу с Украиной. Это ведь надежный способ попасть в новости и привлечь к себе внимание политиков. «Итак, к сожалению, такие случаи могут случаться и дальше, — говорит Денис Марчук. — Кроме того, я не удивлюсь, если в этих акциях в конце концов будет найден след России, которая очень заинтересована в подобных блокировках». Пока же Украина работает над тем, чтобы предложить соседям такой порядок поставки сельскохозяйственной продукции, который удовлетворил бы все стороны. В частности, предлагается ввести режим верификации импорта. «Этот режим уже действует у нас с Румынией и Болгарией, — говорит Денис Марчук. — Он заключается в том, что вообще украинская продукция в эти страны свободно не экспортируется. Однако если местные аграрии все же нуждаются в приобретении определенного вида зерна в Украине, то они делают соответствующий запрос и могут получить этот товар в нужном им количестве. Таким образом, украинская продукция импортируется в эти страны только в том количестве, в котором нуждается их экономика». Такой же порядок предложил ввести украинский премьер Денис Шмигаль своему польскому коллеге Дональду Туску во время визита в Киев. По мнению украинской стороны, это позволит снять претензии со стороны польских аграриев, по крайней мере, касающиеся двусторонней торговли. Для решения всех спорных вопросов с соседними странами-членами ЕС у нашего правительства остается очень мало времени. И если существующие противоречия не будут устранены, довольно скоро мы рискуем снова оказаться в пограничном хаосе, когда тысячи фур выстроятся в километровые очереди у западных границ нашей страны. Читайте: Россия использует европейских националистов в борьбе против Украины: в ISW раскрыли детали