Немецкий порядок: что принесет «Укрзализныце» сотрудничество с Deutsche Bahn
Управлением пассажирскими железнодорожными перевозками в Украине будут заниматься менеджеры Deutsche Bahn. Ожидается, что это произойдет уже в 2022 году. В немецкой компании пока сдержанно комментируют сотрудничество с «Укрзализныцей», но, судя по косвенным признакам, планы у нее довольно основательные. «Апостроф» выяснял, чего ждать от прихода немецкого менеджмента на отечественную железную дорогу и вырастут ли цены на билеты. Железнодорожные пассажирские перевозки в Украине в следующем году перейдут под управление немецкой государственной компании Deutsche Bahn. Об этом сообщил министр инфраструктуры Александр Кубраков. «Пассажирские перевозки мы передаем в управление компании Deutsche Bahn Engineering & Consulting с 2022 года», — сказал он 9 ноября во время форума «Большая стройка». Еще в августе «Укрзализныця» и Deutsche Bahn Engineering & Consulting подписали соглашение о консалтинговых услугах в сфере пассажирских перевозок. Но консалтинг – это лишь первый этап сотрудничества двух государственных железнодорожных компаний. Согласно стратегии этого сотрудничества, которая была представлена в начале октября, второй этап, запланированный на первый квартал 2022 года, предусматривает частичную передачу управленческих функций менеджерам Deutsche Bahn. Имеется в виду, что представители немецкой компании будут занимать официальные должности в «Укрзализныце». При этом на третьем этапе, который намечен на 2024-2025 годы, ожидается привлечение иностранных инвестиций в сегмент пассажирских перевозок Украины. Впрочем, в самой Deutsche Bahn не то, чтобы опровергли месседж украинского министра, но несколько его смягчили. В комментарии DW в пресс-службе Deutsche Bahn сообщили, что в следующем году компания направит в Украину своих экспертов и менеджеров для консультирования «Укрзализныци» по структурным аспектам пассажирских перевозок. На самом деле, это уже не первый случай, когда на «Укрзализныцю» пытаются привести немецкий менеджмент. В январе 2020 года тогдашний украинский премьер Алексей Гончарук сообщил о планах передать «Укрзализныцю» в управление Deutsche Bahn на десять лет. Причем не только пассажирского подразделения, а компании целиком. По словам Гончарука, соответствующий меморандум был подписан между Министерством инфраструктуры Украины и Deutsche Bahn в Давосе во время проведения всемирного экономического форума. Показательно, что и тогда Deutsche Bahn «скорректировала» слова представителя Украины, сообщив, что свое сотрудничество с «Укрзализныцей» ограничит консультированием. Тогда речь также шла об участии в таком проекте Deutsche Bahn Engineering & Consulting. Трудно сказать, с чем связаны разночтения в высказываниях украинских и немецких чиновников, — то ли отечественные пытаются выдать желаемое за действительное, то ли наши зарубежные партнеры проявляют свойственную им осторожность. В любом случае, в прошлом году заметных проявлений заявленного сотрудничества не наблюдалось. А говорить о том, появятся ли они сейчас, еще слишком рано. Немцы как последняя надежда Привлечение заграничных партнеров к управленческим решениям вписывается в общий тренд, который наметился еще в 2014 году после победы Революции Достоинства. Тогда на руководящие должности во многих ведомствах и госкомпаниях пришли иностранцы. В частности, «Укрзализныцю» возглавил поляк Войцех Балчун, который, впрочем, большую часть своего времени посвящал не железнодорожным перевозкам в Украине, а собственной музыкальной деятельности. Войцех БалчунФото: УНИАН В скором времени стало понятно, что «варяги» не способны навести порядок в отечественном хозяйстве, и постепенно все они покинули руководящие кресла, хотя до сих пор отдельные иностранцы остались в наблюдательных советах государственных компаний. Однако ситуация в «Укрзализныце» настолько печальна, что, видимо, на высшем уровне было принято решение, что здесь без эффективного европейского менеджмента не обойтись. «Проблемы в пассажирском сегменте железнодорожных перевозок – вечные, о них слагают легенды, и ни один менеджмент за все годы не смог их решить», — сказал в комментарии «Апострофу» эксперт в сфере транспорта Кирилл Новиков. По его словам, не получается их решить и сейчас, когда пассажирские перевозки выделены в отдельную компанию. «Поэтому, очевидно, проблема не в менеджменте. Мне кажется, что дело в подходах государства – если государство не может предложить, как «Укрзализныце» выйти из кризиса, то, соответственно, ни один менеджер, кто бы ни пришел, такой рецепт тоже не предложит, — считает Новиков. — Поэтому решили обратиться к одному из лидеров в сфере управления железнодорожной инфраструктурой». При этом, по его словам, выбор в пользу Deutsche Bahn не совсем понятен: «Есть другие страны с успешными железнодорожными кейсами, но никакого конкурса не было». Однако, конечно же, Deutsche Bahn — далеко не худший вариант. Немецкое «чудо» в украинских реалиях Несмотря на то, что Deutsche Bahn говорит о сотрудничестве с «Укрзализныцей» достаточно расплывчато, немцы, похоже, несколько лукавят, поскольку работа уже, как говорится, «кипит». «Они уже начали набор украинских кадров среднего и высшего уровня в свою команду, что видно по сайтам рекрутинговых компаний, — рассказывает Кирилл Новиков. — Очевидно, что действия менеджмента от Deutsche Bahn будут направлены на то, чтобы «Укрзализныця» начала, наконец-то, зарабатывать – вывести ее на прибыльность, на кредитоспособность, рентабельность. Но только время покажет, правильно ли был выбран вектор, и смогут ли менеджеры Deutsche Bahn справиться с такой махиной как «Укрзализныця». Однако какие-то кардинальные изменения с приходом команды Deutsche Bahn вряд ли произойдут, считает бывший заместитель министра инфраструктуры, а ныне замминистра финансов Александр Кава. «Чуда ожидать не стоит, — сказал он в комментарии изданию. – Дело в том, что «чудо» немецких железных дорог – это не менеджмент Deutsche Bahn, а большое финансирование со стороны федерального бюджета Германии. Это – заслуга правительства пока еще Ангелы Меркель, которое ежегодно финансировало железные дороги на сумму от 16 до 22 миллиардов евро». При этом, по его словам, действительно, можно ожидать каких-то небольших улучшений в вопросах эффективности пассажирских перевозок Украины с приходом немецкой управленческой команды. Фото: Апостроф / Роман Петушков Что будет с ценами на билеты Если перед менеджерами Deutsche Bahn поставлена задача достигнуть рентабельности и, тем более, прибыльности, означает ли это, что украинцев ожидает значительное подорожание билетов? По крайней мере, в свое время именно за счет ощутимого повышения тарифов на газ прибыльности достигла компания НАК «Нафтогаз Украины». По словам Кирилла Новикова, дело, на самом деле, не столько в тарифах, сколько в европейском подходе к комплексной работе «Укрзализныци», начиная с ремонтных депо, где разворовывают запчасти и топливо, и заканчивая сервисом в вагонах и на вокзалах. Он напомнил, что и сейчас стоимость билетов понемногу повышается. «На самом деле, тарифы дифференцированные, но сам подход к ценообразованию мне непонятен, и, очевидно, очень часто перекос происходит не в пользу пассажира. Например, необоснованно высокая цена билета в сравнении с аналогичным поездом – цена может отличаться вдвое», — отметил эксперт. Александр Кава, в свою очередь, напомнил, что тарифы на перевозки устанавливает не «Укрзализныця», а правительство. Он также высказал мнение, что работа немецких менеджеров вряд ли приведет к существенному подорожанию железнодорожных билетов: «Тариф должен быть на доступном уровне, а не стоить баснословных денег, когда большинство граждан просто не смогут позволить себе пользоваться такой услугой». Кирилл Новиков согласен. «Я уверен, что цены не должны повыситься, потому что менеджмент должен понимать, что кардинальное изменение цен в большую сторону приведет к тому, что люди начнут пользоваться другими видами транспорта, и отток пассажиров с «Укрзализныци» будет еще большим», — сказал он. Эксперт отметил, что уже сегодня есть достаточно интересные ценовые предложения по авиационным перевозкам. «На некоторых маршрутах стоимость авиабилета может быть ниже, чем, например, в люксовом вагоне. Понятно, что в люксах ездят не все, а потому они не будут смотреть в сторону самолета, но автобус сможет перекрывать некоторые потребности граждан в передвижении внутри страны, — говорит эксперт. — То есть повышение железнодорожных тарифов подобно смерти».