Не стоит подменять реформы ручным управлением: эксперт прокомментировал госрегулирование цен на топливо
Постановление Кабмина об установке верхней границы торговой надбавки на бензин и дизтопливо для АЗС вызвало резонанс среди участников рынка. В правительстве объясняют решение борьбой с необоснованным повышением розничных цен, а бизнес назвал его посягательством на рыночные принципы.
По мнению доцента Университета ГФСУ, кандидата юридических наук Андрея Гмырина, решение правительства является приемлемым, но не решает проблем со схемами. Об этом он написал в блоге на портале Экономическая правда.
Андрей Гмырин напоминает, что постановление Кабмина вносит изменения в постановление №1236 от 9 декабря 2020. Согласно этим изменениям на период действия карантина наценка на бензин не должна превышать 5 грн/л, а на дизтопливо — 7 грн/л. Документ определяет алгоритм расчета средней стоимости этих продуктов. С учетом наценок она не должна быть выше 27,89 грн/л (дизтопливо) и 30,22 грн/л (бензин).
29 марта Кабмин принял постановление №450, которое отнесло бензин марок А-92 и А-95 и дизтопливо к социально значимым товарам. Правительство ввело декларирование роста цен на эти товары на 1% и более. В КМУ уверены, что решения помогут «обуздать аппетиты сетей АЗС» во время пандемии. Но участники рынка считают, что решение приведет к деградации нефтеперерабатывающей отрасли, закрытию АЗС, снижению доходов бюджета и усилит позиции теневого сектора.
Анализируя проблему, Андрей Гмырин обращается к опыту стран ЕС, где есть институты регулирования цен. В Швеции закон дает государству право замораживать цены в случае войны или угрозы общего повышения цен. Похожие механизмы есть в Австрии — госрегулированием охвачено 10% цен, действует система «социального партнерства» бизнеса и государства.
«Говорить, что в нашем случае государство посягает на святая святых рыночной экономики, я бы не стал. Не секрет, что именно в топливном секторе Украины годами работают схемы минимизации налогов и различные скрутки. Стоит лишь поинтересоваться ценами на бензин и дизтопливо на разных сетях АЗС. «Разлет» цен здесь может достигать 5 грн», — пишет ученый.
Он объясняет: 80% топлива, которое продается на заправках, импортируется и имеет примерно одинаковую закупочную цену, и вычислить наценку на него не сложно. Другое дело, когда речь идет о розничной продаже топлива из украинской нефти. Здесь, уверен Андрей Гмырин, существует больше всего схем. Например, бензин сомнительного качества могут изготавливать на полулегальных мини-заводах из неучтенной нефти, добываемой в Черниговской, Сумской и Полтавской областей. Таких предприятий в Украине около 30. По словам эксперта, есть также продажа документов на горючее, который позволяет компаниям реализовывать за наличные неучтенный бензин или дизтопливо. Товар продается в розницу, а оформляют его как проданный промышленному потребителю оптовую партию. Если заправка продает документы конвертцентру, то зарабатывает 7% от стоимости партии. А если у нефтетрейдера есть бизнес по продаже вырученной на АЗС наличности, то рентабельность схемы достигает 12%.
Андрей Гмырин уверен, что государство должно отслеживать уровень наценок на бензин и ДТ, разоблачать схемы, бороться с необоснованными наценками на топливо, но должны быть и предохранители от государственного произвола. То есть, ограничения следует вводить на определенный срок и на исчерпывающий перечень товаров. Но главное, по мнению автора блога, в Украине нужно создать равные условия труда для всех участников рынка, ввести структурные реформы в системе налогообложения и начать борьбу с коррупцией в госорганах.