Налоговая амнистия началась: кто из украинцев под прицелом
В Украине стартовала налоговая амнистия. Она рассчитана, в первую очередь, на тех, то выживал в хаосе «лихих 90-х» и гнул спину за гроши на чужбине. При этом власти считают, что все эти люди работали нелегально, а потому не платили налоги в украинский бюджет. Соответственно, если у украинца найдут «лишние» квадратные метры или не до конца «убитое» авто, к нему могут появиться вопросы со стороны налоговых органов. Но выход есть — заплатить налог, и после этого, как говориться, спать спокойно. «Апостроф» разбирался, кому стоит воспользоваться добровольным декларированием имущества и доходов, кому не о чем беспокоиться, и какие есть подводные камни для тех, кто, все же, поверит в очередной раз государству.
Несите ваши денежки
С 1 сентября в Украине стартовала так называемая «налоговая амнистия». Граждане Украины, которые по каким-то причинам владеют состоянием, с которого они не уплатили налоги, имеют возможность объявить об этом состоянии, предъявить его государству и задним числом заплатить с соответствующих сумм налог по относительно невысокой ставке. После этого будет считаться, что задекларированные средства полностью законны.
Задекларировать и амнистировать свои деньги может любой гражданин Украины, кроме лиц, которые после 2005 года хотя бы раз подавали имущественные декларации в соответствии с законами, которые определяют или определяли правовые и организационные принципы в сфере предотвращения коррупции, — то есть депутатов и чиновников. Важно подчеркнуть, что в ходе амнистии прощаются не все правонарушения, а только те, которые связаны с уклонением от уплаты налогов. Поэтому нельзя задекларировать и узаконить имущество и средства, полученные путем совершения других преступлений: взяточничества, мошенничества, грабежей, торговли наркотиками или оружием и тому подобное.
Амнистия будет проходить в течение одного года и закончится 31 августа 2022 года. Для того, чтобы узаконить свои активы, гражданин Украины должен подать в налоговые органы специальную декларацию, в которой должны содержаться данные обо всех имеющихся у него деньгах, с которых не уплачены налоги, и на имущественные активы, приобретенные за такие деньги, с указанием их стоимости. Перед подачей декларации средства в национальной и иностранной валюте, а также в банковских металлах, необходимо разместить на специальных банковских счетах.
После того, как налоговая должным образом проверит декларацию, гражданин должен будет уплатить определенный законом сбор, и тогда деньги и активы станут считаться такими, что с них уплачены все налоги и сборы.
Размер сбора отличается в зависимости от вида активов.
Для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках в Украине, а также движимого и недвижимого имущества, находящегося на территории государства, применяется ставка в размере 5% в том случае, если декларант сразу же заплатит полную сумму сбора. В то же время, он имеет право платить надлежащий сбор в течение трех лет равными суммами каждый год. В этом случае ставка сбора суммарно составит 6%.
Валютные ценности, размещенные на счетах в иностранных банках или хранятся в иностранных финансовых учреждениях, а также имущество, находящееся или зарегистрированное за рубежом, облагаются по ставке 9%. И в этом случае можно выбрать порядок выплаты сбора в течение трех лет. При этом ставка вырастает до 11,5%.
И, наконец, существует способ радикально уменьшить ставку налогообложения, приобретя за средства, подлежащие декларированию, государственные облигации Украины со сроком обращения не менее одного года и без права досрочного погашения. Если приобрести такие облигации с 1 сентября 2021 года до 31 августа 2022 года для подачи специальной декларации, ставка сбора с их стоимости составит всего 2,5%. Или 3%, если декларант, опять-таки, выбрал вариант оплаты равными частями в течение трех лет.
Кто может не подавать декларацию
Таким образом, в течение года каждый гражданин Украины должен будет сделать свой выбор и решить, подавать ли ему добровольную декларацию, или нет. И то, и другое решение будет иметь определенные правовые последствия. Те, кто подадут декларацию, теоретически смогут легализовать ранее полученные доходы, не обложенные налогами, и свободно ими пользоваться. Однако они станут объектами пристального внимания со стороны налоговых органов, что в условиях Украины может повлечь за собой последствия, которые трудно предвидеть.
Если же гражданин в течение года не подаст декларацию, то, согласно закону, это будет трактоваться как официальное заявление о том, что он не имеет средств, подлежащих декларированию. Соответственно, если предположить, что когда-нибудь в будущем государство все же обнаружит у такого гражданина средства или имущество без уплаты с них налога, его вина еще будет обременена тем, что он ранее сделал неправдивое заявление.
Впрочем, беспокоиться о декларировании нужно не всем. Согласно закону, существует определенное количество имущества, в отношении которого государство согласно считать, что с него уплачены все налоги, если даже человек не подал декларацию. В такое имущество могут входить:
— денежные средства или банковские металлы на сумму до 400 тысяч гривен (по нынешнему курсу около 14,8 тысячи долларов)
— квартира площадью до 120 квадратных метров или дом площадью до 240 квадратных метров.
— земельные участки, совокупный размер которых не превышает нормы бесплатной передачи, определенной Земельным кодексом Украины;
— одно транспортное средство личного некоммерческого использования (кроме транспортного средства, предназначенного для перевозки 10 человек и более, легкового автомобиля с рабочим объемом цилиндров двигателя 3 и более литров и среднерыночная стоимость которого превышает 400 тысяч гривен, мотоцикла с рабочим объемом цилиндров двигателя более 800 кубических сантиметров, самолета, вертолета, яхты, катера). То есть речь идет о не слишком шикарной семейной легковушке стоимостью до 14,8 тысячи долларов.
Если ваше имущество не превышает указанных выше лимитов, о подаче декларации беспокоиться не стоит: государство «верит», что вы заплатили все положенные налоги и обещает не копаться в его происхождении.
Работал за границей? — заплати
Конечно, после официального начала амнистии возникает вопрос, насколько высоким будет интерес к этой акции, и кто эти люди, которые придут в налоговую легализовать свои «левые» доходы.
Судя по тексту закона, он не рассчитан на то, что в амнистии примут участие олигархи и чиновники, которые за последние десятилетия нажили огромные состояния, и у общества есть большие подозрения, что не все эти деньги получены честным путем с уплатой всех причитающихся налогов.
«Амнистия действительно могла бы быть интересной тем людям, которые стремительно разбогатели за годы Независимости, — говорит эксперт по налоговому планированию Алексей Тройников. — Однако как раз их закон лишает такой возможности. Поскольку практически все они в то или иное время или избирались депутатами, или занимали какие-то должности на государственной службе. А для таких лиц закон делает исключение».
Однако, по словам министра Кабинета министров Олега Немчинова, правительство преимущественно рассчитывает, что свое состояние задекларируют небогатые люди, которые всю жизнь работали за зарплату.
«В 90-х годах, когда система уплаты налогов и начисления заработной платы была достаточно «черной», многие получали свои законно заработанные деньги не совсем законным способом, — заявил министр в одном из интервью накануне старта кампании по добровольному декларированию. — То есть, речь идет о так называемых зарплатах в конвертах. Кроме того, в 2000-х годах достаточно много украинцев начали работать в Европе на заработках. Они, как правило, тоже работали нелегально и незаконным способом получили свое состояние и приобрели недвижимость».
Таким образом получается, что сегодня государство из-за собственной неспособности построить налоговую систему, обеспечить экономический рост и рабочие места хочет заставить заплатить людей, которые в тяжелые 90-е выживали как умели, зарабатывая на жизнь.
И, кажется, правительство намерено исходить из презумпции виновности, одним махом объявляя, что миллионы украинских заробитчан, которые были вынуждены покинуть страну из-за тяжелых экономических условий, все без исключения работали нелегально и не платили налоги. И теперь должны получить амнистию, заплатив налог в бюджет Украины, а не тех стран, где они заработали деньги. Доказывать, что конкретный человек действительно работал за рубежом нелегально, правительство не собирается.
Кому нужна амнистия
Важным является также вопрос, для чего амнистия нужна человеку, который обладает средствами. Ведь сегодня эти люди не испытывают никаких проблем при их использовании. Однако правительство работает над тем, чтобы такие проблемы вскоре появились.
«Сейчас в разработке находится закон о косвенных методах контроля за доходами, — рассказал «Апострофу» советник председателя правления «Кредитвест банка» Василий Невмержицкий. — Предполагается, что он будет принят до конца года. Тогда налоговая получит возможность видеть затраты граждан и сравнивать их с доходами. И, если человек систематически тратит больше, чем зарабатывает, у налоговиков, конечно же, появятся к нему вопросы».
Однако пока угроза будущего контроля со стороны государства не производит большого впечатления на население, которое в течение трех десятилетий Независимости придумало тысячу и одну схему обхода разного рода государственных ограничений и запретов. И высокий уровень коррумпированности государственного аппарата только способствует работе этих схем. Так что очередная попытка «закручивания гаек» скорее всего приведет лишь к возникновению еще одного источника коррупции.
Поэтому больших очередей граждан, жаждущих амнистии капиталов, перед налоговыми администрациями пока не ожидают даже в правительстве. Это косвенно признал даже министр финансов Сергей Марченко, который сообщил, что доходы от амнистии не закладываются в государственный бюджет следующего года.
Однако определенный спрос на амнистию может возникнуть среди той части предпринимателей, которые подпадают под критерии закона (никогда не занимали государственных должностей и не избирались в депутаты) и имеют определенные интересы за рубежом, считает Алексей Тройников.
«Например, такой предприниматель хочет дать детям зарубежное образование, или учредить в какой-то из европейских стран фонд своего имени, — говорит эксперт. — Обычно при этом у него спросят, насколько законным является происхождение его средств. Поэтому, если он не уверен, что может доказать их полную чистоту, то может попробовать пройти процедуру налоговой амнистии в Украине. Однако репутация Украины такова, что возникают серьезные сомнения, будут ли считать соответствующие службы Австрии или Швейцарии выданные у нас справки об амнистии документами, заслуживающими доверия. И, если окажется, что нет, тогда целесообразность такой амнистии вообще станет весьма сомнительной. Потому что в Украине у этого предпринимателя и так все в порядке».
Спецсчет — дело недешевое
Украинские банки, по словам Василия Невмержицкого, уже готовятся к амнистии, в которой им отводится весьма значительная роль, ведь, напомним, прежде чем задекларировать средства в налоговой, их нужно будет внести на специальный счет.
«На сегодняшний день клиенты банков достаточно активно интересуются порядком открытия специализированных счетов, — сообщил эксперт. — Это говорит о том, что спрос на данную услугу существует. Однако банки пока не начали процесс открытия таких счетов, поскольку остаются еще вопросы, связанные с правилами их функционирования. Поэтому, опасаясь неприятностей, банки ожидают более подробных разъяснений всех нюансов со стороны Национального банка и налоговой».
Согласно закону, текущие счета для целей одноразового добровольного декларирования будут действовать в специальном режиме. До выплаты надлежащего сбора владелец не сможет снять с них деньги или перевести их на другие счета.
И только после того, как налоговая инспекция проведет проверку декларации, и будет оплачен положенный по закону сбор, появится возможность вывести деньги со счета: забрать наличными или перевести на свой текущий счет. И тогда уже свободно ими пользоваться.
При этом следует отметить, что специальный счет можно будет открыть не в каждом учреждении, поскольку закон не устанавливает требований к банкам, которые обязывают их открывать такие счета.
«Банки являются коммерческими организациями, которые самостоятельно определяют направления своей деятельности, исходя из собственной бизнес-стратегии, — говорит Василий Невмержицкий. — Поэтому специализированные счета будут открывать только те из них, которые решат, что эта услуга важна для их клиентов и выгодна для них самих».
Стоимость услуги по открытию и обслуживанию счетов для амнистии также не регулируется государством. Ее будет определять каждый банк самостоятельно, исходя из тех рисков, которые несет банк в связи с осуществлением такой услуги, вероятного количества людей, которые ею воспользуются, а также собственных расходов на оформление всех необходимых документов, проведение финансового мониторинга внесенных на счета средств и т.п. .
«Скорее всего это будет определенная доля от задекларированной суммы, возможно, 2-3% с установлением нижнего предела платежа», — считает Невмержицкий.
В случае, если гражданин решит задекларировать недвижимое имущество, транспортные средства или какие-то другие неденежные ценности, он также должен будет оплатить услуги оценщиков.
Поэтому тем людям, которые решатся все же на декларирование своих капиталов, придется включить в свои сметы, помимо суммы собственно государственной пошлины, дополнительные платежи, которые значительно увеличат их расходы на амнистию.