Накопительная пенсия Украина 2021 — какие риски и возможности
Уже в этом году Верховная Рада может дать «зеленый свет» накопительной пенсионной системе в Украине. «Апостроф» выяснял, как ее будут внедрять в нашей стране, и несет ли она в себе риски для украинцев.
В Украине снова заговорили о введении накопительных пенсий. В частности, премьер-министр Денис Шмыгаль на днях призвал наконец-то поставить точку в данном вопросе. «Украина нуждается в накопительной пенсионной системе, я считаю это одним из преступлений против общества, против государства, за тридцать лет независимости не создать накопительную систему», — заявил премьер. По его словам, все нюансы, связанные с накопительной пенсионной системой, согласованы с парламентским комитетом по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов.
Ровно год назад «Апостроф» писал о перспективах внедрения так называемого второго уровня пенсионной системы, который обусловлен пенсионной реформой от 2017 года. Напомним, изначально планировалось, что накопительный уровень введут в 2019 году, но из этой идеи тогда ничего не вышло. Лишь в конце 2019 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» (№2683), но, по состоянию на сегодня, он так и не был рассмотрен в сессионном зале парламента.
Если коротко о самой системе, то она, в отличие от ныне действующей солидарной, ориентирована на персонификацию пенсионных отчислений. Если сейчас за каждого работающего уплачивается единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22% от его зарплаты в Пенсионный фонд, средства которого направляются на выплату текущих пенсий, то второй уровень системы предусматривает ежемесячное перечисление определенных средств непосредственно на счет работника, и уже из этих средств впоследствии будет сформирована его пенсия. Поэтому, собственно, этот уровень пенсионной системы и называется накопительным.
Очевидно, что после введения второго уровня пенсионной системы первый – солидарный – сохранится. Кстати, есть еще и третий — чем-то похожий на накопительный, поскольку он также предполагает дополнительные отчисления в частные пенсионные фонды, но он сугубо добровольный и пока особой популярностью у украинцев не пользуется.
Вот и договорились
Как было сказано выше, накопительная пенсионная система не была введена, как планировалось, в 2019 году, не получилось ее запустить и в 2020-м. В наступившем же году накопительная система станет обязательной только для предприятий с тяжелыми и вредными условиями труда (горнодобывающая отрасль, металлургия, химическая промышленность) .
Тем не менее, в начале 2021 года от представителей власти прозвучало сразу несколько заявлений о необходимости ввести накопительный уровень, причем как можно скорее.
На заявление Шмыгаля отреагировало Министерство социальной политики, сообщив, что направило в профильный комитет Рады предложения к законопроектам «Об общеобязательном накопительном пенсионом обеспечении» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения» (№ 2763 от 16 января 2020 года).
В частности, Минсоцполитики предлагает для внедрения накопительных пенсий не увеличивать налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, как для работодателей, так и для работников.
Этот пункт особенно важен, так как ранее предполагалось, что работодатель помимо ЕСВ (22% от зарплаты работника) должен будет ежемесячно отчислять 2% от суммы зарплаты, а сам работник – 1% своей зарплаты помимо налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военного сбора (1,5%). При этом работнику предоставлялась возможность увеличить свой взнос до 2-4% от размера зарплаты, что обязало бы работодателя пропорционально увеличить взносы до 3-5%.
Однако в середине января 2021 года глава парламентского комитета по вопросам социальной политики и защите прав ветеранов Галина Третьякова сообщила, что выплаты в накопительную пенсионную систему будут делаться из взимаемых НДФЛ и ЕСВ — из каждого налога будут перечисляться по 2% (или же работники и работодатели будут дополнительно отчислять по 2% в накопительную систему, а НДФЛ и ЕСВ уменьшат соответственно до 16% и 20%).
Торопиться не надо
В связи с этим возникает вопрос, будет ли, наконец, введена накопительная пенсионная система в Украине, и в какие сроки.
В недавнем интервью «Апострофу» глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев высказал мнение, что накопительные пенсии смогут ввести, в лучшем случае, в 2022 году, при этом более вероятным сроком он назвал 2023 год.
Аналитик TeleTrade Сергей Родлер также считает, что пока какого-то серьезного прогресса в вопросе введения накопительных пенсий не наблюдается.
«В последнее время разговоры о ней (накопительной системе) вновь оживились, в частности Денис Шмыгаль обещает запустить ее уже в 2021 году. Впрочем, эти планы могут так и не сбыться не только в текущем году, но и в ближайшие годы», — сказал он в комментарии изданию.
Член совета пенсионного фонда «Социальный стандарт» Виталий Мельничук более оптимистичен. В разговоре с «Апострофом» он высказал мнение, что, если закон будет принят в ранее оговоренные сроки (пока речь идет о его рассмотрении в первом чтении в конце февраля), то можно надеяться, что накопительная система заработает с 1 января 2022 года.
По его словам, правительство направило в Раду доработанный законопроект №2683-д, в связи с чем предполагается, что первоначальный документ будет отозван. «Насколько мне известно, договоренность о такой процедуре была достигнута», — сказал Мельничук, добавив, что по его данным, в Раде уже есть голоса за эту редакцию накопительной пенсионной системы.
Но проголосуют за нее только в случае, если восторжествует здравый смысл: «К сожалению, мы живем в такое время, когда к здравому смыслу очень редко обращаются».
Похожую позицию высказывает бывший заместитель главы Пенсионного фонда Украины Виктор Колбун. Он считает, что в июле или, возможно, в сентябре этого года будет введена обязательная накопительная система для вредных производств, а уже с 1 января 2022 года – для всех. Если на это будет политическая воля, добавляет специалист.
При этом он считает такой подход ошибочным. «По моему мнению, сначала стоило бы ввести всю систему, а уже после этого — отдельную профессиональную программу (или несколько таких программ, потому что они могут между собой отличаться)», — сказал Колбун в комментарии «Апострофу».
Эксперт также полагает, что вводить в действие накопительный уровень пенсионной системы сразу же после принятия закона нецелесообразно, потому что, если она будет основываться на рыночных условиях, «людям нужно будет дать время, чтобы сориентироваться».
Хотели как лучше
Но в этом как раз и загвоздка, поскольку на сегодня совершенно непонятно, на каких принципах эта система будет функционировать (доработанный законопроект пока не опубликован).
По словам Сергея Родлера, по идее, административные функции возьмет на себя специально созданное для этих целей Пенсионное казначейство, а управлять деньгами будут рыночные компании.
«Хотя на деле все может получиться иначе, и управление будет осуществляться неким централизованным фондом», — предостерегает он.
Виталий Мельничук согласен. По его словам, есть лоббисты создания такого централизованного фонда, которые «хотят этим фондом управлять».
По словам Виктора Колбуна, введение накопительной пенсионной системы на рыночных принципах может дать толчок развитию финансового рынка и фондового рынка в Украине, а также экономики в целом.
«А вот риски я вижу в том, если будет принята не рыночная система, которая базируется на негосударственных пенсионных фондах, страховых компаниях, сберегательных банках, которые также выполняют контрольные функции в накопительной системе, а некая централизованная модель, в которой будет существовать иллюзия отбора неких компаний для управления активами, то есть, такая, где можно наложить лапу, где можно национализировать систему в случае возникновения кризиса, — заявил эксперт. — Тогда будет и коррупция, и разворовывание, и люди тех денег не увидят. В России они точно не увидят» (в РФ накопительные пенсии были заморожены в 2014 году, после чего, по сути, национализированы).
Давно пора
Говоря об украинских реалиях, нельзя не вспомнить о таком риске как инфляция. В последние два года она была сравнительно небольшой — в пределах 4-5%, но гораздо «привычнее» для нашей страны рост цен на уровне порядка 10% в год. При этом (если не брать в расчет «лихие 90-е») бывали показатели 20% и более, а в 2015 году рост цен составил аж 43,3%. Соответственно, достаточно двух-трех таких ценовых скачков, и накопления соотечественников превратятся в ничто. Вместе с тем, грамотное использование накопительных средств граждан уполномоченными структурами как раз и должно их защитить от подобных рисков.
Еще одна проблема — разрастающийся дефицит Пенсионного фонда (ПФ). То, что правительство решило не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, это хорошо, но предлагаемая модель финансирования накопительной пенсионной системы еще больше сократит поступления в ПФ, предупреждает Сергей Родлер.
Если же размер отчислений в накопительную систему решат увеличить, работодатели будут вынуждены искать способы уменьшать издержки: «С высокой долей вероятности компаниям придется сокращать персонал и вновь уходить в «тень».
Тем не менее, несмотря на все эти риски, пенсионную реформу проводить необходимо. «Другого выхода у Украины нет: с каждым годом нация стареет, а доля трудоспособного населения снижается», — пояснил эксперт.
Лишний раз можно также напомнить, что накопительные пенсии есть во всех развитых (а также во многих развивающихся) странах.
При этом самое обидное, что накопительная система пенсионного обеспечения могла появиться в Украине еще десять лет назад или еще раньше.
«Согласно плану реформ, который был утвержден еще при президенте Леониде Кучме, вся эта канитель (с введением накопительных пенсий) должна была закончиться в 2007 году, — возмущается Виталий Мельничук. — И к нынешнему времени мы должны были уже об этом вообще забыть».