Месяц без «зерновой сделки»: как Украина и союзники утирают нос России
Месяц назад Россия вышла из «зерновой сделки», благодаря которой Украина могла беспрепятственно осуществлять экспорт своей аграрной продукции, после чего начала методично обстреливать украинские порты с тем, чтобы не дать находящемуся там зерну попасть в страны, которые больше всего в нем нуждаются. Но наша страна не бездействует и вместе с союзниками ищет пути вывоза агропродукции на мировые рынки. «Апостроф» выяснял, что уже удалось сделать на этом направлении, и каковы перспективы различных зерновых инициатив. Без коридора Ровно месяц прошел с тех пор, как Россия приостановила действие Черноморской зерновой инициативы, выйдя из нее в одностороннем порядке. В связи с этим аграрный экспорт из украинских портов почти прекратился, как это было весной 2022 года сразу после масштабного вторжения россиян в Украину. И пока никакие дипломатические усилия многих стран и международных организаций, направленные на восстановление морского «зернового коридора», результата не приносят. Напомним, участниками Черноморской зерновой инициативы, более известной как «зерновое соглашение», помимо воюющих сторон — Украины и России — являлись Турция и ООН. Соглашение заключили 22 июля 2022 года, хотя, точнее, это были два отдельных документа, один из которых подписала с Турцией и ООН Украина, а второй — Россия. Согласно достигнутым договоренностям, гражданские суда получили возможность заходить в украинские черноморские порты для загрузки сельскохозяйственной продукцией. Россия обязывалась не атаковать эти корабли и не препятствовать их движению. Ее представители получили возможность инспектировать суда во время прохождения турецкого пролива Босфор, чтобы убедиться, что они не везут в Украину оружие. Читайте: Первое судно из Украины прибыло в Турцию: Путин снова всех переиграл Россия регулярно угрожала прекратить действие соглашения и выдвигала разного рода дополнительные требования для его продления. Однако, поскольку все они касались смягчения международных санкций, наложенных на страну-агрессора, и не являлись частью заключенных договоренностей, международному сообществу (преимущественно в лице президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана) все же удавалось убеждать российского диктатора Владимира Путина и дальше выполнять взятые на себя обязательства. Однако 17 июля 2023 года, когда наступило время очередного продления действия сделки, РФ заявила о выходе из нее и о том, что теперь будет расценивать все суда, направляющиеся в украинские порты, как цели для нападения. В то же время, Россия начала наносить удары по украинским портам на Черном море и Дунае, пытаясь таким образом уничтожить даже техническую возможность вывоза украинского зерна. Также страна-агрессор задекларировала готовность начать прямой террор против гражданских судов в Черном море. Министерство обороны РФ 13 августа обнародовало заявление о том, что российские военные корабли открыли огонь в направлении судна «Сукра Окан», которое шло под флагом Палау с турецким экипажем на борту, заставили его остановиться и провели досмотр. «Подобные действия международное законодательство однозначно расценивает как пиратство, — сказал в комментарии «Апострофу» руководитель программ центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Павел Лакийчук. — Для чего Россия к ним прибегает, не понятно. Возможно, они направлены на внутреннего потребителя, чтобы поддержать в его глазах образ России как имперской мощи, а, возможно, это сигнал для внешних игроков, чтобы запугать их и подтолкнуть к уступкам на возможных переговорах по возобновлению работы «зернового коридора», однако результат таких действий может быть совершенно противоположным ожидаемому — вместо того, чтобы испугаться и пойти на уступки агрессору, международное сообщество может наоборот еще крепче закрутить гайки санкций». В то же время турецкий лидер Эрдоган продолжает дипломатические усилия по возобновлению сделки и настойчиво приглашает Путина к переговорам. Однако на сегодняшний день окончательного согласия российского президента нет, и перспективы достижения договоренностей выглядят весьма неопределенными. «Турция имеет достаточно значительные экономические и политические дивиденды от работы «зернового коридора», поэтому Эрдоган прилагает много усилий для его восстановления, даже ценой уступок агрессору, — говорит Павел Лакийчук. — Он уже делал заявления о необходимости учесть требования Путина. Однако вряд ли это станет возможным, поскольку эти требования слишком масштабны и затрагивают слишком много заинтересованных сторон. Например, требование вернуть один из российских банков («Россельхозбанк») в систему SWIFT. Все понимают, что выполнение этого условия станет лазейкой для массового обхода Россией наложенных на нее международных санкций. И, скорее всего, этого не допустят. Также вряд ли удастся достичь договоренности по запуску аммиакопровода, который проходит через территорию Украины, или снятию ограничений на экспорт российских удобрений. Поэтому перспективы достижения договоренностей с Россией выглядят призрачными». Между тем, позиция Украины в течение года действия «зерновой сделки» заметно усилилась. Если год назад наша страна выступала в роли практически беззащитной стороны, которая зависит от решений других субъектов, то сегодня она занимает активную позицию и демонстрирует возможности противодействия агрессору. «Украинский ответ симметричен действиям России,- объясняет Павел Лакийчук. — Военно-морские силы через международные организации объявили, что российские порты и морские пути являются отныне объектами повышенной опасности. Это сообщение было подкреплено поражением российского десантного корабля «Оленегорский горняк» и танкера Sig, который следовал через Керченский пролив. Таким образом, всем компаниям, которые осуществляют рейсы в российские порты, даны две недели на то, чтобы определиться с тем, насколько они готовы и дальше так рисковать». По мнению эксперта, подобные действия являются достаточно эффективным ответом на то, что делает Россия, поскольку через порт Новороссийска проходит около половины российского нефтяного экспорта. Кроме того, из портов в Черном море, в том числе на побережье оккупированного Крыма, осуществляется вывоз краденого украинского зерна. Поэтому предупреждение от ВМС Украины, если и не остановит этот поток грузов, то, по крайней мере, сделает перевозки гораздо более дорогими за счет увеличения стоимости страхования. Таким образом, это усиливает позиции Украины на будущих переговорах по восстановлению «зернового коридора», если они состоятся. Обойтись без россиян Тем временем, пока политики ищут способы все же заставить Путина вернуться в зерновую инициативу, Украина вынуждена самостоятельно искать пути осуществления аграрного экспорта. Одним из рассматриваемых вариантов является создание морского коридора для транспортировки грузов без участия России. Он должен пройти максимально близко к западному берегу Черного моря, преимущественно в территориальных водах Румынии и Болгарии. Этот вариант достаточно удобен, поскольку позволит проводить суда не только с зерном, а также избавиться от придирчивого надзора со стороны россиян. Однако у него есть свои недостатки. «Проблема такого коридора в том, что кораблям придется двигаться очень близко к берегам, чтобы находиться все время в территориальных водах стран НАТО, – говорит Павел Лакийчук. – А это не всегда просто сделать из-за рельефа дна и недостаточных глубин в определенных местах. Поэтому навигация при этом значительно усложняется». Кроме того, как сказал в разговоре с изданием заместитель главы Всеукраинской аграрной рады Денис Марчук, сохраняется опасность нападений со стороны России. «К сожалению, Украина не обладает морским флотом, который был бы способен обеспечить эффективную защиту гражданских кораблей от российских пиратов, — говорит эксперт . — Поэтому было бы важно ускорить передачу нашей стране военных самолетов F-16. Это позволило бы прикрывать морской коридор с воздуха». Украина серьезно относится к использованию нового морского коридора. Но пока только первые смельчаки отважываются испытать его надежность. По сообщению министра инфраструктуры Александра Кубракова, 16 августа из Одессы вышел первый корабль – контейнеровоз Joseph Shulte, который находился там с февраля 2022 года. Поскольку суда такого типа не подпадали под действие «зерновой сделки», он с того времени не мог покинуть украинский порт. По словам министра, если первое судно благополучно доберется до Босфора, не подвергшись нападению россиян, за ним последуют и другие. Однако в ближайшее время коридор будет использоваться не для экспорта зерна, а для вывода судов, которые застряли в портах Одессы, Черноморска и Южного еще со времени полномасштабного российского вторжения. Запасные варианты Таким образом, о массовом вывозе зерна из украинских портов пока речь не идет. Поэтому правительство вместе с аграриями работает над разработкой альтернативных вариантов. «Ведутся переговоры и практическая работа для того, чтобы увеличить возможности вывоза зерна из румынских портов, в частности Констанцы, — говорит Денис Марчук. — На сегодняшний день пропускная способность этого пути составляет около 2 миллионов тонн грузов в месяц. Планируется увеличить его вдвое — до 4 миллионов тонн». Также наращиваются возможности вывоза грузов через украинские порты на Дунае. Из них суда могут добраться прямо в румынские территориальные воды. Однако мощность этих портов ограничена из-за того, что туда не могут заходить большие морские суда. Кроме того, дунайские порты, так же, как черноморские, в последнее время стали мишенью для российских ракет и дронов-«шахедов». «Развиваются также пути вывоза автомобильным транспортом и по железной дороге, — говорит Денис Марчук. — Однако на данный момент этот процесс тормозится запретом импорта агропродукции в ряд стран, которые граничат с Украиной». По словам эксперта, если все начатые сегодня проекты будут успешно реализованы, это позволит обеспечить экспорт до 4,5 миллиона тонн зерновых ежемесячно. Это довольно значительный объем, но он может оказаться недостаточным для того, чтобы вывезти всю продукцию. Тем более что ее оказалось больше, чем ожидалось. Изначально нынешний урожай зерновых и масличных культур оценивался на уровне примерно 69 миллионов тонн, однако реально он оказался на 7,8 миллиона тонн больше — 76,8 миллиона тонн, сообщил в своем телеграмм-канале доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский. Это больше, чем в 2022 году, когда было собрано 73,8 миллиона тонн зерновых и масличных. По словам эксперта, такое увеличение урожая стало возможным из-за благоприятных погодных условий и лучшей чем ожидалось урожайности культур. При таком урожае экспортный потенциал Украины в нынешнем году составит около 48 миллионов тонн зерна. Конечно, в нормальных условиях больший урожай означал бы больше доходов для аграриев и больше возможностей в дальнейшем развивать свои хозяйства. Однако в нынешнем году большие объемы продукции порождают большие проблемы, поскольку сейчас никто не может точно сказать, как это зерно будет вывозиться, и сколько это будет стоить. «Любые из альтернативных вариантов экспорта, которые сейчас разрабатываются, будут дороже морского транспорта, — говорит Денис Марчук. — А большая стоимость транспортировки означает, что аграрии будут вынуждены отпускать свою продукцию по более низкой цене. В результате они недополучат значительные средства, необходимые им для подготовки к следующей посевной кампании. И будут вынуждены экономить на семенах, удобрениях, горючем, запчастях для техники и других необходимых вещах. И это может негативно отразиться на урожае следующего года». По словам эксперта, уже сейчас аграрии недополучают огромные денежные средства при продаже своей продукции. В то время как на мировом рынке тонна пшеницы сегодня стоит около 230 долларов, украинские фермеры из-за дорогостоящей логистики вынуждены продавать ее в среднем за 180 долларов. Таким образом, сельское хозяйство теряет миллиарды долларов, что создает угрозу для продовольственной безопасности Украины и ряда других стран, которые традиционно импортируют украинское зерно. И потери будут увеличиваться, если Украине и ее зарубежным партнерам не удастся возобновить морские перевозки, которые являются наиболее дешевыми. Читайте: Черноморские пираты: почему Россия открыла огонь по турецкому сухогрузу