eplus.com.ua

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин/Как наполнить бюджет воюющей страны

Март 09
16:42 2024

В Украине активно обсуждается вопрос фактического откупа от мобилизации за деньги. Предлагаются разные модели и варианты, но общество это осуждает. Кто выиграет от внедрения таких механизмов и как они повлияют на вопрос вывода бизнеса из тени – в эфире Апостроф TV объяснил экономист Олег ПЕНДЗИН. – На днях премьер-министр Шмигаль очертил рамки будущей системы бронирования, над которой работают в правительстве. Это средняя зарплата, уровень зарплаты, уровень уплаты налогов и влияние предприятия или отрасли на экономику. На сколько эта система будет дееспособной? – Прежде всего нужно понимать, зачем это делается, потому что это очень непопулярные в обществе вещи. Читайте: Как изменят подходы к бронированию от мобилизации: ответ нардепа Здесь нужно озвучить несколько цифр, которые мы неоднократно слышали на пресс-конференциях – и президента, и министра финансов, и премьера. Первая цифра. В год один мобилизованный обходится примерно в 1,3 миллиона гривен. Это содержание, питание, одежда и минимальный объем вооружения. Из открытых данных мы знаем, что на сегодняшний момент в Украине мобилизовано 1,1 миллиона человек, и общий объем доходной части бюджета, которую можно использовать на войну – это 1,7 триллиона гривен. И если мы посчитаем тот объем средств, о котором идет речь, то хватает на тот объем мобилизованных людей. Вторая цифра. Если мы говорим о дополнительной мобилизации 450-500 тысяч человек, то в свое время президент озвучивал полтриллиона гривен. Но это ни в коем случае не те 44 миллиарда, о которых заявил Кабмин, а совершенно иной уровень денег. Госпожа Подласая после обсуждения этого вопроса в комитете назвала цифру около 700 миллиардов, из которых 350 — это сугубо на мобилизацию (питание, одежда) 450 тысяч человек, а еще около 350-400 миллиардов на вооружение и перевооружение мобилизованных. Но 500 или 700 млрд – для Украины сейчас большой разницы нет, потому что этих денег нет в природе. Нет ни источников поступления, ни понимания, откуда их взять. Потому и возникла такая идея у Шмыгаля. А у нас порядка 40 процентов экономики находится в тени, то есть это предприятия, которые никоим образом не платят налоги. И они чрезвычайно мощный источник для увеличения доходов госбюджета. То есть с одной стороны возник вопрос профинансировать мобилизацию, а с другой — уменьшить общий объем теневого сектора экономики. — Как заставить этот бизнес выйти из тени, чтобы и налоги платились, и люди получать белые зарплаты? – Вот господин Шмигаль и предложил такой вариант, как платное бронирование. То есть идея должна быть следующая. Предприятие, которое хочет забронировать своих работников, должно демонстрировать положительные результаты работы, активную уплату налогов и должно платить ЕСВ за собственных работников, а человек должен платить НДФЛ. Так я вижу общую картинку. Что касается того, какими должны быть пределы, то есть разные точки зрения. Мы слышали позицию комитета и Наталухи, что речь должна быть о 20 тысячах ЕСВ, то есть заработная плата должна быть от 100 тысяч гривен. Но это слабо реалистичная идея. Просто осмотритесь вокруг себя и много ли людей с такими легальными зарплатами. Читайте: Бронирование за деньги: можно ли будет «откупиться» от мобилизации Есть и другая точка зрения – уплата ЕСВ на уровне 6 тысяч гривен. Это заработная плата примерно на уровне 30 тысяч гривен. Это более реалистично. С таким ЕСВ мы можем получить дополнительную аккумуляцию в бюджет на 300 миллиардов гривен. Хотя этих денег и не хватит на необходимые объемы, это уже что-то. К примеру, бюджет Минобороны на вооружение сегодня составляет 250 миллиардов и дополнительные 300 миллиардов чрезвычайно нужны государству. Поэтому такая позиция с точки зрения экономики имеет право на существование. Я не беру морально-нравственный аспект и не обсуждаю восприятие обществом платного бронирования как такового. Но с точки зрения денег это так выглядит. – Вместе с тем, в обществе обсуждают именно морально-нравственный аспект. Мол, в тех компаниях, которые могут позволить платить налоги, будет бронирование. А те, кто зарабатывает меньше – идите и служите. То есть фактически речь о том, что можно откупиться от службы в армии. — Когда мы говорим о том, что на сегодняшний момент справедливо для государства, то в любом случае есть честная работа в легальном бизнесе, уплата всех налогов и легальное начисление заработной платы своим работникам. – То есть государство хочет убить двух зайцев и помимо бронирования пытается вывести бизнес из тени. – Бесспорно, мы же обсуждаем источники денег для мобилизации. Поднять акцизы или на полтора процента увеличить военный налог – можно это сделать и дополнительно собрать 40-44 миллиарда. Но это не спасет вопрос мобилизационных потребностей. Это выполнение маяка МВФ, что позволит нам, если все будет хорошо, в конце марта получить 900 миллионов дополнительного кредита. Но это никак не повлияет на судьбу теневой экономики Украины и, во-вторых, этими деньгами не решить вопрос дополнительной мобилизации. Кстати, надо понимать, что если человек потерял на войне конечности, или получил другие пороки здоровья — он остается на содержании бюджета. Да, это не те выплаты, которые необходимы, но человек их получает. Более того, президент заявил о необходимости увеличения выплат для людей на линии фронта. То есть на все нужны деньги, а военные расходы – это исключительно деньги от нашей экономики. Поэтому вывод экономики из тени становится на сегодняшний день важным вопросом. А поскольку так просто это не сделаешь, то нужно ставить условия, при которых не платящий налогов работодатель будет вынужден платить белые зарплаты, чтобы сохранить свое предприятие и своих работников. — Возвращаемся к бронированию. Если, например, предприятие важно, но там нет высоких зарплат? — При бронировании могут использоваться разные критерии. Например, для предприятия ВПК и критической инфраструктуры может быть критерий принадлежности к важности сохранения экономического баланса. Соответственно там не будет вопроса 30 тысяч гривен, а может быть и меньшая заработная плата. Но если предприятие производит критически важную продукцию для государства, то люди будут бронироваться. Читайте: Новые правила мобилизации: пять резонансных пунктов, которые не поддержали в Раде Есть сектор услуг, финансовый и другие сектора, которые нужны государству только для наполнения госбюджета. И здесь вступает в действие критерий по зарплате. — Кабмин также готовит еще один законопроект, с помощью которого хотят увеличить поступление в бюджет через увеличение военного сбора для ФЛП. Реально ли это воплотить с экономической точки зрения и какова польза? — Есть цель и потребность на минимум 44 миллиарда – это маяк МВФ. Хорошо, если бы удалось больше. Но по состоянию на сегодняшний день еще нет соответствующего законопроекта, а есть всплески в информационное пространство для того, чтобы понять реакцию общества на эти вещи. Но кроме собственно военного сбора для ФЛП подняли вопросы дополнительного налогообложения сделок с недвижимостью. Также обсуждаются вопросы введения дополнительного налога на куплю-продажу ювелирных изделий, введение акцыза на сладкие газированные напитки. Плюс есть нерегулярные доходы и тому подобное. То есть механизмов достаточно много, и если удастся хотя бы по одному из этих направлений получить дополнительные деньги, то почему бы и нет. Другой вопрос – насколько все это поймет общество и насколько быстро тот или иной механизм будет проведен через Верховную раду. Но в любом случае нужно наполнять бюджет. И без этого мы врага не победим. Возвращаясь к платному бронированию, на сегодняшний момент это очень действенный способ вывести часть из тени. Потому что других источников сегодня нет. а у легального бизнеса нет очень больших резервов, чтобы платить большие налоги. Читайте: Придется выложить больше: украинцы будут по-новому платить налог на авто

Статьи по теме

Последние новости

Великобритания рассматривает возможность отправки военных для обучения украинцев

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.