eplus.com.ua

Медленно, но верно: почему растут цены на бензин и дизель

Август 19
10:10 2023

Цены в Украине на бензин, дизельное топливо и, в меньшей степени, сжиженный автомобильный газ растут, начиная с июля. Это связано с увеличением налогов на горючее. Но не только с этим. «Апостроф» разбирался, что происходит на отечественном розничном рынке нефтепродуктов, и чего ждать от цен на АЗС в начале осени. Цена или качество С 1 июля 2023 года в Украине было в полном объеме возобновлено налогообложение нефтепродуктов, которое существовало до полномасштабного российского вторжения. НДС, который с апреля прошлого года был 7%, снова составляет 20%. Акцизы, которые до июня были одинаковыми на бензин и дизель – 100 евро на тонну, теперь составляют 213,5 евро за тонну бензина и 139 евро за тонну дизеля. Меньше всего повышение налогов затронуло сжиженный газ. Акциз на него еще с осени 2022 года был восстановлен в полном объеме — 52 евро на тонну, так что с 1 июля этого года на него вырос только НДС, с 7% до 20%. Конечно же, повышение налогообложения не могло не отразиться на ценах, и с первых дней июля они начали повышаться. Правда, это повышение не было резким, цены росли постепенно благодаря определенной «подушке безопасности», заранее созданной трейдерами. «Экономить на разнице ставок налогов — это наш национальный спорт, — говорит в разговоре с «Апострофом» эксперт «Нафторынка» Александр Сиренко. — Поэтому в мае-июне значительно увеличился импорт нефтепродуктов. Сети создавали запасы, закупленные по предыдущим налоговым ставкам. Благодаря наличию более дешевого горючего сети получили возможность растянуть повышение цен во времени». Читайте: В Украине подорожал бензин: сколько стоит топливо для авто в начале августа Тем не менее, цены на бензин и дизель демонстрируют постоянный рост. За полтора месяца с июньских 44-45 гривен за литр средняя цена бензина повысилась до 52-53 гривен. Дизель также подорожал – с 43-44 до 51-52 гривен за литр. При этом на рынке наблюдается достаточно большой разброс цен. В то время как в одних сетях цена уже пересекла отметку в 55 гривен за литр, в других горючее все еще можно приобрести за 45-47 гривен. Причины такого значительного ценового диапазона могут быть разными. «Возможности удерживать цены на более низком уровне тем больше, чем больше конкретная сеть смогла запасти горючего до 1 июля, — объясняет Александр Сиренко. — Если запасы оказались достаточно значительными, то сеть до сих пор может работать на них. Тем более, что спрос на топливо сейчас невысокий из-за экономического спада и того, что значительное количество владельцев машин сегодня находятся за рубежом. Даже несмотря на некоторое повышение спроса на дизель в связи с началом жатвы, общая реализация остается значительно меньше, чем в годы до 2022 года». Однако причиной относительной дешевизны топлива может быть не только предусмотрительность менеджеров, но и качество предлагаемого товара. «В отношении сетей, которые сегодня предлагают бензин дешевле 50 гривен, есть определенные предостережения, — отметил в комментарии изданию директор консалтинговой группы «А-95″ Сергей Куюн. — Нет уверенности в том, какой именно продукт они заливают. Одна сеть, например, уже два месяца ничего не импортировала, и возникает вопрос, где она берет горючее, которое продает». Наименее драматично складывается ситуация на газовых заправках. Сжиженный газ в июне стоил около 22 гривен за литр. В первую декаду июля цена увеличилась на 1,5 гривны и стабилизировалась на уровне 23,5 гривны за литр. И сейчас его цена остается примерно такой же. Нефть пошла вверх Повышение налогов стало не единственной причиной роста цен на топливо в течение июля-августа. Этому способствовала ситуация на мировом нефтяном рынке. Практически одновременно с повышением налогов начался устойчивый рост мировых цен на нефть. Стоимость марки Brent за это время увеличилась примерно на 20% – с 72 до 87 долларов за баррель. «Конечно, это повлекло и рост цен на нефтепродукты, – говорит Александр Сиренко. – Если два месяца назад на европейском рынке стоимость тонны дизеля или бензина находилась в районе 850 долларов, то сейчас она уже перевалила за 1000 долларов». По оценкам Сергея Куюна, такое повышение оптовых цен прибавило около 5 гривен к розничной стоимости нефтепродуктов и ускорило рост цен на АЗС, который был бы гораздо более умеренным, если бы не колебания цен на мировом рынке. «При этом стоит заметить, что процесс повышения цен еще не закончился, — добавляет Сергей Куюн. — В ближайшие недели стоимость вырастет еще на 2-3 гривны за литр. На АЗС больших сетей цена бензина достигнет 57-58 гривен за литр, а дизеля — 55-56 гривен. В малых сетях стоимость будет на 3-4 гривны ниже» . В то же время, на цене газа подорожание нефти пока практически не отразилось. «Есть две основные причины столь необычной стабильности, — отметил в комментарии «Апострофу» аналитик консалтинговой компании «А-95″ Артем Куюн. — Первая — это значительные запасы, накопленные отечественными трейдерами. Вторая — присутствие на нашем рынке значительного количества российского продукта, который попадает к нам через балтийские страны и Польшу с измененными документами. Для того, чтобы вопреки жестким санкциям удержаться на этом рынке, россияне отчаянно демпингуют. Из-за этого прошлой весной, когда поток российского газа дошел до Украины, цены на него заметно снизились. А сейчас, несмотря на повышение цен на нефть, трейдерам удается удерживать цену газа на стабильном уровне». Однако, по мнению эксперта, даже российский газ не сможет удержать рост цен надолго. В ближайшее время рыночные тенденции возьмут свое, и в течение осени мы станем свидетелями постепенного повышения цен на сжиженный газ. Не протекает ли «потолок»? Помимо повышения цен на автомобильное горючее, подорожание нефти имеет для нас еще одно неприятное последствие. Нефть является главным источником наполнения российского бюджета. И повышение ее цены на мировом рынке выгодно агрессору. «Главная причина роста нефтяных цен – согласованное сокращение добычи в Саудовской Аравии и России, – говорит Сергей Куюн. – Обе страны декларируют, что их цель – поднять цену на нефть до 90 долларов за баррель. Сейчас они находятся на уровне – 86-87 долларов. Таким образом, если цена не достигнет нужного уровня, они будут продолжать сокращать добычу». Правда, если Саудовская Аравия может свободно торговать нефтью по рыночным ценам, то Россия сталкивается с рядом проблем из-за многочисленных санкций. Некоторые рынки для российской нефти значительно ограничены (страны ЕС ввели эмбарго на морские поставки нефти из РФ), а на других действует ценовой «потолок». Покупая российскую нефть по цене выше 60 долларов за баррель, покупатели не могут воспользоваться услугами ведущих перевозчиков, страховых компаний и банков. Однако эффективность таких санкций достаточно ограничена, когда речь идет о партнерах, которые не слишком интересуются легальными процедурами. «Ценовой «потолок» эффективно работает, когда перевозки осуществляются с помощью солидных судоходных компаний, с привлечением авторитетных страхователей, — говорит Сергей Куюн. — Однако если нефть везут каким-то полулегальным танкером, а принимающая страна не требует полиса от надежного страховщика, то партнеры могут ценовой «потолок» не соблюдать». И, конечно же, Россия пытается использовать все возможности, чтобы сохранить свою долю на рынке, переориентируя потоки на нетрадиционные для себя направления. «Хотя доля России на мировом рынке нефти снижается, она еще остается заметным игроком, – говорит Александр Сиренко. – Сейчас она активно перенаправляет свою нефть в Китай, Индию, страны Южной Америки». Это позволяет России сохранять экспорт нефти, хотя какова эффективность такой торговли, сказать очень трудно, поскольку новые партнеры охотно используют ее трудности для своей выгоды. «Хотя покупатели российской нефти официально не присоединились к ценовому «потолку», они активно используют его при заключении контрактов для того, чтобы добиваться разного рода скидок и преференций, — говорит Сергей Куюн. — Поэтому точно сказать, почем сегодня продается российская нефть, насколько она дешевле, например, марки Brent, определить практически невозможно, так как эти контракты не обнародуются». Мир без российской нефти Впрочем, России сегодня иногда приходится соглашаться на такие условия, при которых стоимость нефти уже не имеет особого значения. Например, в прошлом году она согласилась поставлять нефть в Индию на условиях оплаты в индийской валюте – рупиях. Благодаря этому поток нефти в Индию вырос в 11 раз, что подавалось пропагандистскими медиа как большой успех в обходе санкций. Однако оказалось, что такая схема мало что приносит помимо морального удовлетворения. Рупия — не конвертируемая валюта, и по условиям ее использования она остается на счетах российских компаний в индийских банках. Сейчас там скопилось уже рупий на 39 миллиардов долларов. Однако обменять их на свободно конвертируемую валюту (ненавистные россиянам доллары или евро) или вывести из страны невозможно. Можно купить на них какие-то товары на внутреннем рынке, но такого количества индийских товаров россиянам не нужно. Поэтому сегодня российские нефтяники попали в тупик – по сути выходит, что за вывезенную в Индию нефть они не получили ничего. В результате, в последние два месяца наблюдается постепенное снижение объемов поставок российской нефти в Индию. Также уменьшает закупки нефти в России Китай. «Процесс вытеснения России с мирового рынка нефти идет медленнее, чем нам хотелось бы, – говорит Александр Сиренко. – Однако он продолжается, и каналы сбыта постепенно сужаются. При этом никакого дефицита на мировом рынке не возникает. В мире достаточно нефти. И «друзья» России — Саудовская Аравия, Венесуэла и другие — охотно занимают те ниши, из которых вытесняется Россия. Поэтому со временем мир вообще не будет нуждаться в российской нефти». Читайте: До конца августа цены в Украине пойдут вверх: все по одной причине, видео

Статьи по теме

Последние новости

В НБУ показали, как выглядит новая пятигривневая монета

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.