Кризис или стабилизация: что происходит на рынке топлива
На фоне полномасштабной войны с Россией в Украине продолжается кризис на рынке топлива. В последнее время ситуация немного улучшилась, но о стабилизации говорить пока не приходится – цены на горючее растут, при этом заправиться по-прежнему проблематично. «Апостроф» выяснил, когда дефицит топлива на украинском рынке будет устранен. Вопрос стабилизации рынка автомобильного топлива в последнее время стал особенно актуальным. Практически с первых дней войны не работает Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) в Харьковской области, который оказался в эпицентре боевых действий. А в апреле после обстрелов остановил производство единственный в Украине нефтеперерабатывающий завод – Кременчугский НПЗ. Таким образом, сейчас все горючее у нас импортное, и поставки осуществляются только через западную сухопутную границу, поскольку отечественные порты блокируются Россией. До недавнего времени цены на нефтепродукты ограничивались через государственное регулирование, при том, что в Европе автомобильное топливо стремительно дорожало. В результате в Украине образовался дефицит горючего, которое в течение несколько недель практически невозможно было найти в свободной продаже. В середине мая правительство отменило госрегулирование, и цены прогнозируемо взлетели. После этого рост цен продолжился, хоть и не столь стремительный, но бензин и дизельное топливо — в небольших объемах — постепенно начали появляться на заправочных станциях. Можно констатировать, что к июню ситуация на розничном рынке нефтепродуктов несколько улучшилась, но она еще очень далека от удовлетворительной. По словам эксперта «Нефтерынка» Александра Сиренко, из порядка 8000 украинских АЗС сегодня реально работают менее половины. Но и на тех, что продолжают функционировать, далеко не всегда есть топливо. При этом ситуация все время меняется – сегодня горючее может быть в каких-то объемах на АЗС, а завтра его нет совсем, добавил Сиренко. В свою очередь, директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает, что к концу мая рынок автомобильного топлива все же достиг некоторого баланса. «При ценах 52-55 гривен/литр на бензин и 58-60 гривен/литр на дизтопливо, как я вижу, рынок чувствует себя нормально, очереди уменьшаются. В какой-то мере рынок нашел точку равновесия, а дальше начнет наполняться новыми партиями, и это должно привести к снижению цены», — сказал он на брифинге 30 мая. Детальнее читайте в материале «Апострофа»: Топливный кризис: сможет ли государство снизить цены на горючее.