eplus.com.ua

Хлебный бунт: как Россия поставила мир на грань голода

Июнь 01
17:33 2022

Россия, вероломно напавшая на Украину, вывозит с временно оккупированных ею территорий зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. При этом Кремль препятствует отечественному экспорту, блокируя украинские порты в Черном море. Поскольку наша страна является одним из крупнейших поставщиков продовольствия на мировые рынки, специалисты предрекают грядущий глобальный голод. «Апостроф» выяснял, как можно решить эту проблему в мировом масштабе, и какие последствия она несет для самой Украины. Шантаж как государственная политика После трех месяцев полномасштабной агрессии россии в Украине, мир постепенно начинает осознавать, что эта война будет иметь последствия не только для нашей страны и даже не только для Европы. Оккупация Азовского побережья и полная блокада украинских портов на Черном море стали причиной прекращения отечественного экспорта, в частности, сельскохозяйственной продукции. И вдруг оказалось, что Украина – не только бедная и коррумпированная страна Европы, но и одна из самых щедрых мировых житниц. «До того, как россия напала на Украину в феврале, Украина была крупнейшим в мире экспортером подсолнечного масла; четвертым по величине экспортером кукурузы и одним из крупнейших экспортеров пшеницы», — заявила на недавнем брифинге пресс-секретарь Белого Дома Карин Жан-Пьер. Соответственно, с потерей украинского экспорта на мировом рынке возник дефицит ряда стратегических культур, что приводит к росту цен и, в перспективе, — к опасности возникновения голода в некоторых странах, преимущественно африканских, которые не обеспечивают себя продовольствием самостоятельно и критически зависят от импорта. Усилению тревожных настроений способствовало также общее положение на мировом продовольственном рынке. «Если бы на сегодняшний день мир имел значительные запасы продовольствия, возможно отсутствие украинского экспорта ощущалось бы не так сильно, — говорит доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский. — Однако в течение последних нескольких лет мировые урожаи были не слишком высокими, и переходные остатки постоянно сокращались. Сегодня запасы зерна самые низкие за последние 15 лет». В этих обстоятельствах исчезновение с рынка одного из наиболее мощных игроков, который обеспечивает около 10% мировой торговли пшеницей и более 15% – кукурузой, вызывает панические настроения на рынке, что приводит к обычным в таких случаях последствиям – повышению спроса и последующему росту цен на продовольствие. Именно паника, по мнению профессора Гарвардского университета Питера Тиммера, специализирующегося на изучении рынка продовольствия, является наиболее значимым фактором, который может привести к глобальным проблемам. Ведь государства в таких условиях ведут себя так же, как и обычные домохозяйки – пытаются запастись дефицитным товаром любой ценой. В статье, опубликованной агентством Bloomberg, Питер Тиммер высказывает мнение, что если бы правительства не поддавались панике и не вводили ограничения на торговлю продовольствием, то мировой рынок пережил бы нынешний продовольственный кризис относительно благополучно. Все обошлось бы некоторым повышением цен и сокращением потребления, но без массового дефицита и голода. Однако человеческая природа берет верх. После того, как прекратился поток пшеницы из Украины, правительства ряда стран решили на всякий случай придержать собственные запасы. Первой объявила о прекращении экспорта пшеницы Индия. Это вызвало эффект домино. Следом за ней подобные решения приняли правительства Вьетнама и Филиппин. В результате, на мировом рынке произошел резкий скачок спроса и цен на ряд культур: пшеницу, кукурузу, сою. К примеру, пшеница, которая в феврале нынешнего года стоила на биржах 750-770 долларов за тонну, теперь торгуется по 1100-1200 долларов. При этом, как заявила на заседании Совета безопасности ООН эксперт по продовольственной безопасности, гендиректор сельскохозяйственной аналитической компании Gro Intelligence Сара Менкер, в мире осталось запасов пшеницы на складах всего на 10 недель. Играя на панических настроениях, россия использует их как еще один рычаг для шантажа. За возможное снятие блокады украинских портов (тех, что еще не оккупированы войсками агрессора) она требует отмены всех наложенных на нее за нападение на Украину международных санкций. Фото: Pixabay Впрочем, пока никаких успехов агрессор на этом направлении не достиг. США придерживаются позиции, что проблемы на продовольственном рынке являются исключительно результатом злой воли россии, поскольку они никоим образом не затрагивают продовольственных вопросов. «Санкции со стороны США, их союзников и партнеров не препятствуют экспорту продукции украинского или российского сельского хозяйства, включая продовольствие и удобрения, и не препятствуют обычным операциям, необходимым для этого экспорта, таким как банковские операции или перевозки», — заявила Карин Жан-Пьер. Соответственно, считают в Соединенных Штатах, россия обязана без каких-либо дополнительных условий открыть пути для экспорта украинского зерна. Окольными путями Впрочем, остановка экспорта создает проблемы и для самой Украины — экономика нашего государства, которая и без того получает огромные убытки в результате войны, может понести дополнительные потери. «Сельское хозяйство нашей страны в значительной степени ориентировано на экспорт продукции, — объясняет Олег Нивьевский. — Например, 96% подсолнечного масла, производимого в Украине, отправляется на экспорт. И, если у аграриев не будет возможности продать свою продукцию, это приведет к снижению цен внутри страны. А значительная часть продукции пропадет из-за того, что отечественный рынок не может потребить такое количество зерна и масла, которое производится в Украине. Тем временем, фермеры уже потратились на посевную кампанию. Причем расходы были выше обычного из-за значительного роста цен на горючее и минеральные удобрения, который произошел еще до начала войны. Во многих случаях аграрии брали кредиты, рассчитывая на доходы от будущих продаж продукции. И, если не удастся отправить ее на экспорт, это может привести к массовому банкротству хозяйств. Безусловно, сегодня украинское правительство и власти соседних стран прилагают усилия для того, чтобы проложить альтернативные маршруты для экспорта продовольственных товаров из Украины. Зерно доставляют по железной дороге или автотранспортом в европейские порты, где оно грузится на суда. Также есть возможность отправки зерна водным путем по Дунаю (загруженные в Украине суда поднимаются по украинскому каналу в дельте реки, а затем спускаются по румынскому и оказываются в Черном море в территориальных водах Румынии). Впрочем, пока эти альтернативные маршруты не могут полностью заменить работу портов, которые до войны переваливали около 70% украинского экспорта. «Мы видим, что доступная инфраструктура, как с украинской стороны, так и со стороны соседних европейских стран, не готова к пропуску такого количества грузов, – говорит экс-министр инфраструктуры Украины (2016-2019 годы) Владимир Омелян. – Например, сейчас на входе в румынский канал в дельте Дуная стоит очередь из около сотни судов, которые не могут пройти из-за нехватки лоцманов и других технических причин». Сегодня трудно предсказать, удастся ли в ближайшее время разблокировать украинские порты военным путем. Также, по мнению Владимира Омеляна, сложно реализовать и идею вооруженных конвоев для торговых судов в Черном море. «Решение о конвоях является политически трудным, — говорит он. — С военной точки зрения, оно идентично требованиям закрытия неба, которые звучали в Украине в начале войны. В обоих случаях силы НАТО должны быть готовы в случае необходимости вступить в бой с российской армией. А такой готовности у них пока нет». И, даже если удастся снять военную блокаду украинского побережья, это не значит, что можно будет сразу возобновить торговое мореходство. «На сегодняшний день море плотно заминировано, — говорит Омелян. — Причем мины вылавливают уже не только на украинском побережье, но и в Босфоре и Дарданеллах. Поэтому понадобится достаточно много времени, прежде чем морские пути у наших берегов станут безопасными». Поэтому, по мнению эксперта, сегодня правительству следует сосредоточиться на развитии транспортных коридоров на западных границах Украины. В первую очередь, следует уделить внимание железнодорожному транспорту. «В частности, необходимо перевести по крайней мере одну из имеющихся железнодорожных веток, идущих от западной границы, на европейскую ширину колеи — до Львова, а, по возможности, и дальше. Это можно сделать за несколько месяцев, — говорит эксперт. — Также стоит изучить и отремонтировать пути советского образца, которые заходят на территорию соседних стран (Польши, Словакии, Румынии). И на концах этих путей создать «сухие» порты, которые будут обеспечивать быструю перевалку на европейскую колею. Это требует относительно небольших инвестиций и можно сделать достаточно быстро». Фото: Pixabay А в перспективе одним из основных направлений развития украинских железных дорог должно стать строительство новых путей европейского образца, которые обеспечат новое для Украины качество и скорость перевозок без необходимости перегрузки на границе. Параллельно нужно развивать и автомобильные переходы. По мнению Владимира Омеляна, их количество должно вырасти, по крайней мере, в десять раз. Это позволит увеличить перевозку автотранспортом и частично снять нагрузку с железной дороги. Эти инвестиции будут полезными и после завершения войны – поскольку Украина взяла курс на евроинтеграцию, торговые связи с западными соседями будут быстро расти, и развитая транспортная система будет способствовать экономическому сближению с Евросоюзом. Мы вернемся В любом случае, даже если правительству удастся организовать новые пути вывоза продовольствия, очевидно, что украинский экспорт в нынешнем году будет значительно меньше прошлогоднего. В следующем году тоже не стоит ждать рекордного урожая, хотя бы потому, что значительные площади из-за боевых действий засеять не удалось. Следовательно, доля Украины на мировом рынке продовольствия в ближайшие годы заметно сократится. Постепенно освободившееся место могут занять другие производители. В частности, об увеличении посевных площадей под пшеницу уже заявили Бразилия, Аргентина, Канада и США. Часть специалистов выражают опасения по поводу того, сможет ли Украина в будущем восстановить свои позиции на рынке продовольствия. Однако, по мнению Олега Нивьевского, это вряд ли станет проблемой. «Потеря рынка не будет необратимой, — считает он. — Компенсировать нашу долю за счет других регионов будет очень непросто. Ведь Украина сегодня — единственный регион в мире, который имеет значительный потенциал наращивания производства аграрной продукции. К тому же, спрос на продукты в мире постоянно увеличивается. Ожидается, что к 2050 году население планеты вырастет на 2 миллиарда человек. Так что с возвращением на рынок у украинских аграриев проблем не будет». Еще одним направлением развития может стать диверсификация украинского сельского хозяйства, которое, по словам Олега Нивьевского, слишком сосредоточено на зерновых и масличных культурах. «Имеющиеся проблемы с экспортом могут подтолкнуть украинских фермеров к тому, чтобы освоить новые культуры, например фрукты или ягоды, и более глубокие методы их переработки, — говорит эксперт. — Это позволило бы предлагать больше товаров на рынках соседних стран, куда их можно доставлять сухопутными путями. Правительству было бы целесообразно предоставить фермерам программы финансовой помощи при освоении новых видов продукции. Диверсификации аграрного производства также будет способствовать снятие Европейским Союзом (пока на один год) пошлин и квот на украинскую продукцию, считает эксперт. Это позволит сделать отечественный экспорт более конкурентоспособным и менее зависимым от конъюнктуры на рынках зерновых и масличных культур.

Статьи по теме

Последние новости

Оккупанты атаковали "Азов" на самокатах

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.