Еще на полгода: почему в Украине провалилась налоговая амнистия
Амнистию капиталов, известную также как налоговая амнистия, которая была начата в Украине год назад, продлят, несмотря на то, что ее предварительные результаты выглядят, мягко говоря, неубедительно. Кроме того, оглядываясь назад, все еще непонятно, какие цели преследует кампания по легализации активов украинцев, а сама она вызывает много вопросов, как правового, так и этического характера. «Апостроф» подвел годовые итоги налоговой амнистии и заглянул в недалекое будущее в свете ее дальнейшего проведения. Прощение недорого В этом месяце в Украине истекает срок действия налоговой амнистии, которая началась год назад — в сентябре 2021-го. Целью этой кампании было декларирование, налогообложение и возвращение в легальную экономику средств и активов, приобретенных в свое время без уплаты всех надлежащих налогов. По правилам амнистии каждый гражданин имел право задекларировать любые средства или имущество, уплатив при этом налог, который составляет для находящихся в Украине активов 5-6% от их стоимости, а для зарубежных — 9-11,5%. После этого считается, что у государства уже нет претензий к владельцу этих активов, и он может свободно ими распоряжаться. Напомним, авторы этой концепции рассчитывали, что благодаря амнистии в экономику Украины вернутся миллиарды долларов (по разным оценкам – от 5 до 20 миллиардов), а государственный бюджет получает значительные средства. Источником такого оптимизма служили данные о том, что к моменту начала амнистии в «тени» находилось от 25% до 35% украинской экономики. А в конце 1990-х годов этот показатель достигал 50%. Кроме того, одной из основных целевых групп амнистии назывались украинские заробитчане, которые, работая за границей, не платили налоги в украинский бюджет, и поэтому государство решило исправить эту ситуацию. Впрочем, получилось не так, как задумывалось. Реальный результат амнистии оказался гораздо скромнее ожидаемого. За две недели до истечения ее срока общая сумма задекларированных средств составила всего 4,3 миллиарда гривен (около 160 миллионов долларов по курсу, действовавшему на момент начала амнистии, который составлял тогда 26,9 гривны/доллар). В бюджет при этом поступило 257 миллионов гривен. Однако, несмотря на неубедительный результат, власти решили предпринять еще одну попытку вывести капиталы украинцев из «тени». Соответствующим законом амнистия продлена до 1 марта 2023 года. Таким образом, если закон будет подписан президентом, граждане, которые не успеют задекларировать свои необлагаемые налогом доходы до конца лета, будут иметь на это еще шесть месяцев. Амнистируют не всех По мнению руководителя аналитического направления сети АНТС Ильи Несходовского, одной из основных причин относительной неудачи налоговой амнистии стали завышенные ожидания. «Озвученные представителями власти в начале процесса прогнозные показатели не были реалистичными, — сказал он «Апострофу». — И поэтому реально достигнутый результат выглядит по сравнению с ними очень незначительным». Кроме того, серьезные коррективы в процесс декларирования активов внесла война. «Очень многие откладывают решение на последний момент, желая сначала посмотреть, как идет процесс. И на основе опыта других людей они уже принимают решение о том, как им поступить, — говорит эксперт. — Так что, если бы, например, амнистия была бы удачной, то сейчас в очереди на декларирование стояло бы очень много людей. Однако из-за войны большинство украинцев сейчас имеют более насущные хлопоты». Однако, даже без фактора войны, вряд ли в августе страну действительно ожидал ажиотаж декларантов, желающих амнистировать свои налоговые долги. Ведь для успеха подобных акций главным условием является высокий уровень доверия между властью и населением. «По имеющейся концепции, люди, по сути, должны поверить в то, что государство после декларирования простит им прежние налоговые задолженности и не будет в будущем их преследовать, — объясняет Илья Несходовский. — Однако украинцы традиционно относятся с недоверием к обещаниям правительства». К тому же законодательная концепция амнистии предварительно не была тщательно проработана и не содержит ответов на ряд практических вопросов, возникающих при декларировании активов. «Например, возьмем очень распространенную ситуацию: человек купил за счет не обложенных налогами средств дом и подарил его матери, — рассказывает изданию партнер компании Deloitte Андрей Серветник. — Таким образом, этот человек не может получить амнистию для этого дома, потому что он им не владеет. А мама не нуждается в амнистии, поскольку она не получала не обложенных налогами доходов». Возникают вопросы и при декларировании наличности. Так, по закону, собственник средств должен разместить их на специальном банковском счете, не объясняя при этом их происхождение, а потом уже с этого счета уплатить причитающийся налог. «Однако, если декларируемая сумма достаточно значительна, банк при ее зачислении должен осуществить процедуры финансового мониторинга и убедиться в их законном происхождении, — говорит Серветник. — А это именно та процедура, которой люди хотят избежать. Многие просто побоялись принести свои деньги в банк, поскольку по результатам финмониторинга вместо амнистии можно получить конфискацию». Еще один момент, который отпугнул граждан, заключается в том, что по закону освобождается от ответственности только тот, кто не уплатил налоги, но ничего не говорится о его партнерах. В то же время, любые финансовые операции предполагают взаимодействие разных субъектов. Поэтому у каждого налогового нарушения всегда более одного виновника. «Например, человек в течение длительного времени получал зарплату в конверте и хочет легализовать свои сбережения. Закон освобождает его от ответственности, но не освобождает его работодателя. Поэтому налоговые органы вполне могут заинтересоваться им. И не только им, ведь выплата зарплаты наличными — это часть достаточно сложного процесса, предусмотренного целым рядом статей Уголовного кодекса», – говорит Андрей Серветник. Фото: Pixabay Таким образом, как по моральным, так и по практическим соображениям такая «амнистия» может создать для человека больше проблем, чем решить их. Прорыва не будет Слабая результативность налоговой амнистии состоит в том, что не были четко определены ее цели. По мнению Андрея Серветника, перед ее объявлением властям следовало определиться – хотят ли они максимальной легализации активов, или привлечения дополнительных средств в бюджет. «В первом случае правильным решением было бы просто простить всем гражданам, за исключением государственных служащих высокого ранга, неуплату налогов, разрешить им задекларировать все имеющееся у них имущество, не требуя уплаты налогов. А после того, как активы были бы легализованы, — начать налогообложение с чистого листа», — объясняет эксперт. Если бы власти поставили задачу получить в результате амнистии дополнительные средства, то стоило бы дать населению убедительные гарантии того, что декларирование будет анонимным и не повлечет за собой дальнейших преследований. «В этом случае можно было бы использовать опыт успешной налоговой амнистии, проведенной в Индии, — говорит Серветник. — Выпустить государственные облигации с минимальной прибылью, которые каждый мог бы купить за наличные деньги в любом количестве. Такие облигации должны быть на предъявителя, то есть не связанными с конкретным покупателем, и ими можно было бы свободно торговать. А по истечении срока обращения таких облигаций их собственники смогли бы получить за них средства, которые уже считались бы вполне легальными». Такой порядок амнистии, по мнению эксперта, дал бы возможность гражданам не опасаться преследований за прежние налоговые грехи, поскольку предъявлять облигации к погашению будут не обязательно люди, которые их изначально покупали. Впрочем, из-за неопределенности целей не достигнут и результат. «Проблема профессионализма традиционно остра для украинских правительств, — говорит Илья Несходовский. — А сейчас она вышла на первое место. Нынешним властям не хватает специалистов, которые понимают, как работает макроэкономика, и могут предлагать грамотные проекты. Как результат, принимается значительное количество ошибочных решений. А за победы выдается исправление властями их собственных ошибок». Однако на этот раз власти даже не пытались что-то изменить, чтобы добиться какого-нибудь улучшения. «Поэтому вряд ли продление на полгода (налоговой амнистии) принесет результат, отличающийся от того, что уже получен. Кто-то еще задекларируется, и это чуть-чуть приблизит общую сумму к ожидаемой. Но рассчитывать на то, что произойдет резкий перелом, не стоит», — резюмировал Илья Несходовский.