eplus.com.ua

Эксперт рассказал о проблеме с рентой на руду, и как это отразится на введении экономических паспортов

Декабрь 09
14:32 2021

Верховная Рада приняла закон №5600, предусматривающий изменения в Налоговый кодекс, благодаря им государство рассчитывает получать дополнительно несколько десятков миллиардов гривен в бюджет ежегодно. Часть из них должна пойти на финансирование Фонда будущих поколений, создание которого анонсировал Офис президента. Анализ проекта представил в блоге доцент Государственного налогового университета, кандидат юридических наук Андрей Гмырин на «Лига». Андрей Гмырин отмечает, что одно из новшеств закона касается изменения базы для начисления ренты на добычу железной руды, который составлял 11% стоимости сырья. Теперь он привязан к рыночным ценам на железную руду в порту Китая. Закон можно было бы назвать «антиолигархическим», но на мировом рынке наблюдается падение спроса и цен на металл. По мнению эксперта, привязка к рыночной цене играет на руку добывающим компаниям, а если бы базой оставалась себестоимость добычи, налоговые вычеты возросли бы: «Привязка ренты к мировым ценам на металл ставит крест на шансах государства ежегодно получать дополнительно в бюджет несколько десятков миллиардов гривен, о которых говорил глава правительства… Принятый закон №5600 на деле «подставляет плечо» крупному бизнесу, поскольку защищает его от повышения ренты в неблагоприятной рыночной ситуации», — констатирует Андрей Гмырин. Эксперт обращается к теме введения «экономического паспорта украинца» и создания «Фонда будущих поколений», с которого государство будет ежегодно отчислять на счета новорожденных граждан взносы. Средства гражданин после 18 лет сможет тратить на обучение в учебных заведениях Украины, покупку жилья в Украине, переводить на счет в системе негосударственного пенсионного обеспечения и для лечения. Фонд будет формироваться за счет взносов от уплаты ренты за добычу полезных ископаемых. Нопосле принятия №5600 поступления могут сократиться, финансирование забуксует, считает аналитик, и Фонд придется дофинансировать за счет других статей бюджета. Ученый уверен, что такие новации могут сработать, если государство заменит фискально-репрессивный подход на партнерские отношения с бизнесом и не будет менять правила игры с учетом конъюнктуры на рынках. «Фонды, подобные Фонду будущих поколений, существуют в странах Ближнего Востока, Норвегии и других… Однако отличие в том, что там источником накоплений для новорожденных граждан служат доходы от продажи нефти. Мы же собираемся делать накопления за счет ренты на добычу полезных ископаемых. Но на примере расчета ренты на добычу железной руды, введенного новым законом, можно увидеть — источник не слишком надежный», — указал Андрей Гмырин. По словам эксперта, закон №5600 содержит и ряд других новаций: «минимальное налоговое обязательство» (МНС) — сбор с земель площадью свыше 0,5 га, для владельца он будет составлять 5% оценки его участка (1500 грн за 1 га). Уплачивать налог придется, даже если землевладелец не использует участок для товаропроизводства. Также закон устанавливает уплату НДФЛ (18%) от дохода по продаже сельхозпродукции — если он превышает 12 минзарплат. Андрей Гмырин соглашается, что торговлю в секторе следует выводить из «тени», но считает, что базовая граница для начисления налога должна быть на порядок выше 6500 грн. Автор дает оценку новациям №5600 — налогообложению с продажи жилья и созданию реестра налоговых должников. «Авторам проекта, очевидно, очень хотелось получить еще один рычаг налогового давления на граждан и бизнес. Потому что, как ни крути, а средств в государственной казне на выполнение тех или иных обещаний не хватает. В мае премьер-министр Денис Шмыгаль прогнозировал, что принятие документа позволит госбюджету ежегодно получать дополнительно 60 млрд грн. Осенью глава Минфина Сергей Марченко, представляя депутатам проект бюджета-2022, ухудшил прогноз до 25-30 млрд грн. Как не вспомнить народную мудрость: «дай, Боже, нашому теляті вовка з’їсти», — резюмирует Андрей Гмырин.

Статьи по теме

Последние новости

Залужный сделал заявление из центра Лондона

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.