Два платежа вместо четырех: что украинцам предлагают вместо "нулевой" растаможки евроблях
Верховная Рада вернула плату за таможенное оформление автомобилей, которые ввозятся на территорию Украины. Бесплатную растаможку ввели после начала полномастшабного российского вторжения для того, чтобы облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Однако властям нужно наполнять обескровленный бюджет, а потому таможенные сборы и другие налоги возвращаются. «Апостроф» разбирался, что будет после отмены бесплатного ввоза евроблях. Рада отменила бесплатное растаможивание автомобилей, ввозимых из-за рубежа, которое действовало с марта, вскоре после начала российского вторжения. Таможенные пошлины и другие сборы станут снова актуальными с 1 июля. Параллельно с этим правительство одобрило и передало в парламент пакет законопроектов по реформированию порядка растаможивания автомашин. Это три документа, которыми предлагается внести изменения в Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы. Законопроект №7466 касается изменений в Налоговый кодекс по внедрению нового способа расчета акциза и НДС при растаможке автомобилей. Законопроект №7467 вносит изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым, в частности, отменяется сбор на государственное пенсионное страхование, который уплачивается при первой государственной регистрации авто. Законопроект №7468 предлагает изменения в Таможенный кодекс, которые позволят оформлять растаможку через портал «Дія». С помощью этих законопроектов власти очевидно хотят смягчить недовольство бизнеса и граждан, которых вполне устраивал беспошлинный ввоз автомобилей. Предложения правительства предусматривают, что процесс растаможки автомобилей станет проще. Главное новшество заключается в том, что на размер налогов больше не будет влиять стоимость автомобиля. Именно этот показатель является сейчас базовым при расчете большинства платежей и вызывает постоянные споры между таможенными органами и владельцами машин. Первые считают, что стоимость искусственно занижается с помощью разного рода махинаций. Вторые – что таможенники наоборот стремятся необоснованно ее завысить для того, чтобы увеличить базу налогообложения. По ныне действующему законодательству при ввозе автомобиля на территорию Украины необходимо внести в государственный бюджет четыре разных платежа: акциз, НДС, ввозную пошлину и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Три из четырех налогов напрямую зависят от стоимости автомобиля. НДС составляет 20% от нее, ввозная пошлина – 10%, а пенсионный сбор – 3-5%, в зависимости от стоимости (чем дороже автомобиль, то процент выше). Акцизный сбор от стоимости автомобиля не зависит. Новая концепция, предложенная правительством, направлена на то, чтобы почти полностью отказаться от использования стоимости автомобиля в качестве основы для расчета стоимости растаможивания автомобиля, а также сократить количество платежей. Пошлину и пенсионный сбор предлагается вообще отменить. Таким образом останутся только два платежа – НДС и акциз. При этом планируется полностью освободить от платы за растаможку ввозимые электромобили. Детальнее читайте в материале «Апострофа»: Конец нулевой растаможки автомобилей: что власть предлагает взамен.