Для спасения или давления: зачем власти нужно Бюро экономической безопасности/Появление этого органа согласовано с западными партнерами
В Украине создано Бюро экономической безопасности, к которому отошли полномочия силовых органов, касающиеся борьбы с экономическими преступлениями. На принятии этого закона настаивали наши западные партнеры, включая МВФ и ЕС. Однако благие намерения в отечественных реалиях, как всегда, могут привести совсем не к тем результатам, которые планировались изначально. «Апостроф» выяснял, что не так с законом о Бюро экономической безопасности и с его реализацией.
В Украине создано Бюро экономической безопасности. Соответствующее решение на своем заседании 12 мая принял Кабинет министров.
Нетрудно догадаться, что новый орган будет заниматься экономическими преступлениями.
Ранее расследование экономических преступлений находилось в компетенции МВД, налоговой милиции и Службы безопасности Украины, что часто выливалось в банальное «кошмаренье» бизнеса с обязательными «маски-шоу».
Западные партнеры Украины неоднократно указывали на эту проблему, и создание органа по расследованию экономических преступлений стало одним из условий предоставления нашей стране финансовой помощи со стороны Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского Союза.
Ничего личного — только бизнес
Верховная Рада приняла закон «О Бюро экономической безопасности Украины» еще 28 января, но президент Владимир Зеленский не спешил с его подписанием. Офис главы государства сообщил о том, что президент поставил свой автограф под документом 22 марта. И, наконец, 25 марта 2021 года закон о Бюро экономической безопасности вступил в силу.
Бюро является центральным органом исполнительной власти, на который возлагаются задачи по противодействию правонарушениям, посягающим на функционирование экономики государства. Его деятельность направляется и координируется Кабинетом министров.
К полномочиям Бюро экономической безопасности относятся:
— выявление зон рисков в сфере экономики путем анализа структурированных и неструктурированных данных;
— оценки рисков и угроз экономической безопасности государства, наработки способов их минимизации и устранения;
— предоставление предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты по вопросам устранения предпосылок для создания схем противоправной деятельности в сфере экономики;
— обеспечение экономической безопасности государства путем предупреждения, выявления, пресечения, расследования уголовных правонарушений, посягающих на функционирование экономики государства;
— сбор и анализ информации о правонарушениях, влияющих на экономическую безопасность государства, и определение способов предотвращения их возникновения в будущем;
— планирование мероприятий в сфере противодействия уголовным правонарушением, отнесенным законом к его подследственности;
— выявление и расследование преступлений, связанных с получением и использованием международной технической помощи; составление аналитических выводов и рекомендаций для государственных органов с целью повышения эффективности принятия ими управленческих решений по регулированию отношений в сфере экономики.
Директора Бюро будут назначать на должность сроком на пять лет по результатам открытого конкурса. Кандидатов будет отбирать конкурсная комиссия, в которую войдут по три представителя от Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), Верховной Рады и Кабинета министров. Возглавлять Бюро два срока подряд запрещено.
Нужно добавить, что за деятельностью Бюро будет следить Совет общественного контроля, который будет предоставлять о ней свои выводы.
А в остальном… все хорошо
Что ж, цель достигнута, все довольны и, как говорится, можно расходиться.
Похоже, не совсем так.
Напомним, что закон о Бюро экономической безопасности вступил в силу еще 25 марта, а Кабмин создал его 12 мая. Но за это время не была создана соответствующая нормативно-правовая основа деятельности Бюро.
Как стало известно «Апостроф» в из собственных источников в правительстве, за соответствующий период:
— не были представлены на рассмотрение Верховной Рады предложения о внесении изменений в государственный бюджет на текущий год для предусмотрения расходов, необходимых для создания и деятельности Бюро экономической безопасности Украины, в частности, расходов для обеспечения Бюро и его территориальных управлений административными зданиями, транспортными средствами, средствами связи и и материально-технического обеспечения, специальной техникой оперативно-технических подразделений, другим имуществом;
— не был проведен аудит материально-технических ресурсов, вооружения и специальных средств Государственной фискальной службы Украины, часть полномочий которой перейдет новосозданному Бюро;
— не были переданы материально-технические ресурсы, вооружение и специальные средства в Бюро экономической безопасности Украины;
— не была сформирована конкурсная комиссия по назначению директора Бюро;
— не были созданы территориальные управления Бюро;
— не был сформирован Совет общественного контроля при Бюро;
— не была определена подследственность Бюро;
— не была утверждена его предельная численность;
— не были установлены условия оплаты труда работников Бюро.
Добавим, что многое из этого не сделано до сих пор.
Сам себе проблема
Это, скорее, технические вопросы — они важны, но их можно рано или поздно решить.
Однако есть и другие поводы для беспокойства.
Некоторые из них вытекают из самого закона. Речь идет о сроках.
В частности, из-за закрытия до 25 июня 2021 года оперативно-розыскных дел, находящихся в оперативных подразделениях налоговой милиции, государство рискует потерять миллиарды гривен.
Действие запрета открытия оперативно-розыскных дел оперативными подразделениями налоговой милиции с 25 марта 2021 года делает невозможными оперативный поиск, фиксацию фактических данных о противоправных деяниях и противодействие им.
Поскольку часть своих полномочий Бюро получает от Государственной фискальной службы (ГФС), в случае увольнения с государственной службы тысяч высококвалифицированных специалистов ГФС и при отсутствии мер по их трудоустройству, многие из них могут пополнить ряды организованной преступности и там проявлять свой профессионализм, действуя против интересов государства.
Это не говоря о том, что изменениями в ряд законов, в частности в закон о национальной безопасности, разрушена система борьбы с оргпреступностью.
Поэтому можно ждать дальнейшей «тенизации» экономики.
Маски-шоу продолжаются
А расследовать, на самом деле, есть что.
Так, по данным временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию фактов возможных коррупционных действий государственных чиновников, объемы «скруток» НДС составляют около 2,5 миллиарда гривен ежемесячно.
Также установлено, что только в 2019-2020 годах субъекты хозяйствования сформировали и использовали фиктивный НДС на сумму не менее 49,219 миллиарда гривен.
Но самый большой риск заключается в том, что подчиненное Кабинету министров Бюро экономической безопасности легко может превратиться в еще один «ручной» правоохранительный орган для давления на бизнес.
Однако у правительства и парламента еще есть время исправить ошибки. Хотя оно неумолимо утекает.