Давайте уже после войны: как Украина договаривается с кредиторами
Украина просит кредиторов отсрочить выплаты по внешнему долгу, и, похоже, держатели наших облигаций готовы пойти нам навстречу. Реструктуризацию долгов следовало обсуждать еще в начале войны, но хорошо, что к этой идее пришли хотя бы сейчас. «Апостроф» разбирался, в чем состоят предложения украинского правительства, насколько они правильны, и каковы перспективы переговоров с кредиторами. Два года передышки Правительство Украины приняло решение обратиться к кредиторам с предложением о реструктуризации долговых обязательств страны. Это необходимо для того, чтобы уменьшить нагрузку на государственный бюджет в условиях, когда доходы резко упали, и поддерживать экономическую стабильность удается в значительной степени за счет международной помощи. Согласно правительственным постановлениям, Министерству финансов поручено обратиться к владельцам украинских еврооблигаций с предложением перенести срок их погашения на два года. Если они согласятся, то в течение этого времени на начисленные по облигациям проценты также будут начисляться проценты. Следовательно, кредиторы получат деньги позже, но в несколько большем количестве, чем должны получить при своевременном погашении. Переговоры планируется провести в ближайшее время и завершить до 15 августа. Вопрос о том, может ли Украина в условиях масштабной войны позволить себе рассчитываться по долгам так, как будто ничего не произошло, возник с самого начала российского вторжения. И кредиторы – преимущественно страны, которые сегодня оказывают Украине финансовую помощь – неоднократно подавали сигналы о том, что готовы обсуждать отсрочку выплат. Ведь ситуация, когда иностранные правительства предоставляют деньги для поддержки нашего бюджета, а эти деньги сразу же идут на погашение долга, несколько странная. Однако до последнего времени правительство этот вопрос не поднимало и в апреле осуществило очередной платеж по еврооблигациям. И только теперь решило поднять достаточно очевидный вопрос о необходимости отсрочить исполнение обязательств в связи с чрезвычайными обстоятельствами, в которые попала Украина. По словам министра финансов Сергея Марченко, в случае достижения согласия с кредиторами Украина получит возможность не выплачивать в сентябре 1,4 миллиарда долларов по еврооблигациям. А за два года общая экономия бюджета составит 2,5 миллиарда долларов (примерно 92 миллиарда гривен по нынешнему курсу). Однако в случае, если договориться с кредиторами не удастся, правительство намерено обслуживать ценные бумаги в соответствии с условиями их размещения. То есть объявлять дефолт Украина в любом случае в ближайшее время не собирается. Реакция кредиторов на предложения украинского правительства не заставила себя ждать. Буквально через несколько часов после их обнародования появились совместные заявления стран «большой семерки» и Парижского клуба (организации, которая объединяет крупнейшие в мире страны-кредиторы) о том, что они не только согласны на предложенные условия, но и призывают других собственников украинских ценных бумаг войти в положение подвергшейся агрессии страны и также согласиться на реструктуризацию. По мнению директора Института социально-экономической трансформации Ильи Несходовского, такая оперативность со стороны основных кредиторов свидетельствует о том, что соответствующие переговоры уже состоялись, и озвученные предложения являются фактически фиксацией уже достигнутых договоренностей. «Такие организации, как G7 и Парижский клуб кредиторов не принимают решения за один день, — сказал Несходовский в комментарии «Апострофу». — Понятно, что их заявления были подготовлены еще до того, как правительство Украины обнародовало свои предложения. Большинство стран, которые входят в эти организации, являются нашими союзниками (в Парижском клубе кредиторов присутствует россия, однако она не имеет права вето на решение других его членов, — «Апостроф»). Они прекрасно понимают, что в то время, когда Украина получает масштабную финансовую помощь для поддержание бюджета, требовать от нее своевременного обслуживания долгов бессмысленно». Так что можно надеяться, что с государствами-кредиторами мы уже практически договорились. А на предстоящих переговорах правительству придется столкнуться преимущественно с частными собственниками украинских еврооблигаций. Впрочем, по мнению Ильи Несходовского, больших проблем с ними возникнуть не должно. «При согласии основных правительств-кредиторов частные инвестиционные фонды вряд ли имеют возможность отказаться, — говорит эксперт. — Условия для всех владельцев облигаций должны быть одинаковыми. Ведь если кто-то один получит лучшие условия, это вызовет законный вопрос со стороны других: почему мы не можем получить такие же? Поэтому, если кто-то из кредиторов вдруг решит занять непримиримую позицию, он точно не получит лучших условий, а, возможно, даже хуже». Таким образом, заручившись поддержкой ведущих государств мира, Украина вполне может рассчитывать на то, что переговоры с другими собственниками отечественных долгов пройдут успешно. Дефолт – не вариант Правда, некоторые считают, что предложенные правительством условия обслуживания долгов не соответствуют сложности ситуации, в которой оказалась Украина, а потому они должны быть более благоприятными для нашего государства. По мнению экономиста, финансового аналитика Алексея Куща, правительство должно было добиваться комплексного решения, которое включало бы в себя списание по крайней мере 50% долга, реструктуризацию оставшейся суммы на 15-20 лет, а также снижение процентной ставки по заимствованиям с 7,5% до 2 -3%. «В таком случае мы бы получили правильную реструктуризацию долга/списания и избежали бы технического дефолта», — написал эксперт в Facebook. Впрочем, есть и альтернативные мнения. «Списание долгов не является правильной политикой, — сказал изданию глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. — Оно приносит лишь кратковременное облегчение, но при этом у инвесторов на долгие годы формируется отношение к стране как к такой, что может не заплатить по своим обязательствам. Это радикально подрывает ее кредитный рейтинг и инвестиционную привлекательность. А у заемщика при этом появляется долгосрочная привычка относиться к долгам как к чему-то, что можно не возвращать». Классическим примером того, что списание долгов не приносит стране счастья, является Аргентина. В течение ХХ века она не раз объявляла дефолт и добивалась от кредиторов отказа от требований. Однако это нисколько не улучшило экономическое положение страны и ее населения. Аргентинцы протестуют против заморозки их банковских счетов во время одного из дефолтов страны Фото: Wikipedia «По сути, сегодня Украина воспользовалась правом форс-мажора, — говорит Кушнирук. — Ни у кого не возникает сомнения, что обстоятельства, в которые попала страна, действительно чрезвычайны, и не дают ей возможности полноценно обслуживать долги. Однако при форс-мажоре обязательства не отменяются, а их исполнение откладывается до момента, когда прекратится действие непреодолимых обстоятельств». Именно поэтому правительство выступило с предложением не о списании долгов, а о переносе платежей на послевоенное время. Это позволит Украине, с одной стороны, облегчить нагрузку на бюджет, а с другой, – сохранить репутацию добросовестного заемщика. «Частные инвестиционные фонды очень редко списывают долги, ведь они имеют обязательства перед своими инвесторами, — рассказывает Илья Несходовский. — Они могут пойти на списание только в самом крайнем случае, когда уже очевидно полное банкротство государства. Поэтому решение о списании, если бы оно было принято, очень сильно подорвало бы авторитет Украины в глазах партнеров». По его мнению, Министерство финансов провело переговоры с кредиторами грамотно и с хорошим результатом. Условия, которые удалось получить от инвесторов, вполне благоприятны для Украины за исключением слишком короткого срока отсрочки платежей. «Восстановление страны после войны нельзя будет осуществить через год-два, — объясняет Несходовский. — Поэтому возможно правительству нужно было требовать, чтобы обслуживание долга было отложено на более длительный срок — 5-10 лет, которые необходимы для того, чтобы экономика заработала в нормальном режиме». Покупаем варранты Отдельный интерес представляет вопрос, какой будет дальнейшая судьба украинских ВВП-варрантов. Напомним, что этот финансовый инструмент появился после реструктуризации 2015 года именно как реакция на списание части долга. Тогда кредиторы согласились отказаться от 20% от общего размера задолженности (около 3,6 миллиарда долларов). В обмен на это согласие они получили специальные ценные бумаги – инструменты восстановления стоимости (которые также называются ВВП-варантами). Подавляющее большинство экспертов считает, что это условие стало очень невыгодным для Украины, хотя вариантов у правительства в 2015 году действительно было очень мало. Особенность этих инструментов в том, что они дают их собственникам право на определенные денежные выплаты в будущем, но не гарантированные, а обусловленные ростом ВВП Украины. Если этот рост за определенный год составляет менее 3%, то кредиторы ничего не получают. Если рост превысит 3%, то кредиторы должны получить определенную сумму, которая тем больше, чем выше темпы роста. Выплаты должны продолжаться до 2040 года. С момента выпуска варрантов Украина не демонстрировала каких-либо экономических чудес, и темпы экономического роста ни разу не превысили 4%. Так что много заработать на варрантах кредиторам не удалось. Не стоит им ждать выплат и за нынешний год, поскольку рост экономики он точно не даст, — наоборот, ожидается падение ВВП. А вот после войны ситуация может измениться. «Резкое падение ВВП в нынешнем году формирует очень низкую базу для сравнения, — говорит Илья Несходовский. — Поэтому когда по окончании войны экономика начнет возобновлять свою работу, и стартуют работы по восстановлению разрушенных объектов, цифры роста могут оказаться достаточно высокими. И это будет означать, что Украине действительно придется при разрушенной экономике выплачивать очень большие суммы по варрантам». Для того чтобы уменьшить потери государства, правительство поручило Министерству финансов вступить с кредиторами в переговоры по изменению условий размещения варрантов. В частности, предлагается, чтобы размер выплат за 2023 год не превышал 0,5% ВВП, независимо от того, каким будет темп роста экономики. Кроме того, правительство просит кредиторов включить в условия размещения возможность для государства в течение 2024-2027 годов выкупить варранты. Это позволит в дальнейшем по ним уже ничего не платить. Помимо прочего, выплату, которая должна произойти в 2023 году, предлагается перенести на год позже. А срок обращения варрантов – продлить на год. То есть последняя выплата должна состояться не в 2040, а в 2041 году. Для того чтобы поощрить кредиторов к сотрудничеству, правительство предусмотрело возможность выплаты им вознаграждения за согласие. Ее размер не должен превышать 215 миллионов долларов. «В данных условиях стало понятно, что выпущенные в 2015 году варранты были не очень удачным инструментом, — говорит Илья Несходовский. — Поэтому предложение о выкупе этих бумаг и прекращении выплат по ним в послевоенные годы вполне логично». По мнению эксперта, переговоры по варрантам, так же как и по еврооблигациям, имеют достаточно высокие шансы закончиться успешно. Это позволит Украине на время ослабить долговое бремя, а от значительной части выплат по варрантам вообще избавиться, что ощутимо облегчит финансовое положение государства.