Чего ждать от Минфина в 2022: журналисты проанализировали заявления Марченко
Повышение налогов, новые способы контроля доходов граждан, отказ от борьбы со «скрутками» и контрабандой, рост стоимости внешних займов — основные перспективы для бизнеса и граждан Украины в 2022 году, исходя из заявлений министра финансов Сергея Марченко. Об этом говорится в материале «Апострофа». Падение экономики в Минфине готовятся оправдывать замедлением темпов роста Китая, а недофинансирование дефицита бюджета — сложностями в переговорах с МВФ, считают авторы материала. После принятия бюджета-2022, министр финансов Сергей Марченко стал раздавать интервью, из которых ясно, что перспективы экономики «не так радужны, как их показывают в презентациях правительственные структуры». Так, Марченко отказывается обсуждать инициативы, связанные с понижением налогового давления на граждан и бизнес: «дискутируемые реформы от уменьшения ставок НДС, объединения НДФЛ с ЕСВ до введения налога на выведенный капитал и так далее — они все влекут существенные фискальные риски», — заявлял Марченко. Это может обозначать, что Минфин не планирует борьбу со схемами НДС. Также из риторики Марченко становится понятно, что основной курс Минфина — увеличение налогового бремени. В частности, министр «сожалеет», что из финальной версии законопроекта 5600 убрали повышение налогов для застройщиков (что должно было привести к удорожанию недвижимости на 15-20%). То, что он называет «схемами» при строительстве жилья, могло бы принести в бюджет максимум 3 млрд грн. Усиления давления, вероятно, стоит ждать и физлицам-предпринимателям, ведь Марченко продолжает обвинять их в торговле контрабандой. Но с товарной контрабандой, которая является основным фактором недобора платежей по таможне (до 50 млрд грн в год) – «бороться не собираются». Сенсацией для граждан стало заявление о готовности Минфина проверить доходы граждан с 1995 года. Это заявление раскритиковали юристы, ведь максимальная исковая давность составляет 10 лет, а доначисление налогов может происходить за последние три года. При этом закон о косвенных методах проверки доходов не может иметь обратной силы и должен касаться только новых приобретений, а не старых доходов. Даже если инициатива провалится – Минфин, очевидно, ищет способ «обилетить» обычных граждан. Объемы займов также Минфин не собирается снижать. Последние займы он брал на внутреннем рынке под 16% годовых. Если прибавить рост цен на продовольствие, сворачивание международных программ поддержки — задача по выходу на внешние рынки будет казаться невыполнимой. Минфин рассчитывает на помощь Международного валютного фонда, чтобы получить $2,2 млрд (60 млрд грн). «На повестке дня останутся высокие тарифы на коммуналку, возможный отказ от упрощенной системы налогообложения, приватизация госбанков, отказ от понижения налогов и «пенсионная реформа», которая рискует превратиться в «пирамиду ОВГЗ». Ведь основные средства, вырученные от граждан в качестве их персональных взносов, похоже, будут направлены на покупку ценных бумаг правительства. К чему это привело, известно из примера Казахстана, где часть сбережений граждан разграбила местная элита», — пишет автор. Министр Марченко тем временем называет перечисленные проблемы «возможностями для украинской экономики», не планируя при этом минимизировать риски и угрозы.