eplus.com.ua

Бензин, алкоголь и сигареты за наличку не купить: что задумали во власти

Январь 31
07:23 2023

В Украине хотят внедрить налоговую реформу, в рамках которой предлагается, в частности, продавать автомобильное горючее и другие подакцизные товары исключительно по безналичному расчету. Это, по идее, должно способствовать повышению налоговой дисциплины и сокращению «теневого» рынка. Однако введение таких ограничений может не принести ожидаемого эффекта, а наоборот, подорвать доверие к государству. В деталях инициативы властей разбирался «Апостроф». В поисках денег Недавно заместитель руководителя Офиса президента Ростислав Шурма провел презентацию концепции налоговой реформы, которая предусматривает установление налога на доходы физических лиц, НДС и налога на прибыль на одном уровне – 10%. Сам проект, родившийся в недрах президентской канцелярии, не всколыхнул общество, поскольку мало кто верит в возможность его реализации. Зато значительный общественный резонанс вызвал ответ на один из вопросов. Ростислав Шурма коснулся вопроса компенсаторов, которые понадобятся в случае внедрения предложенной реформы. Проблема в том, что снижение налогов всегда вызывает временное уменьшение поступлений в бюджет. И это естественно – экономике, чтобы расцвести в новых благоприятных условиях, нужно какое-то время, а налоги снижены уже сейчас. Поэтому, внедряя подобные изменения в законодательство, их авторы всегда предусматривают, за счет чего можно получить дополнительные поступления в государственную казну, которые позволят на переходный период обеспечить выполнение бюджетных расходов. По мнению Ростислава Шурмы, при внедрении реформы «10-10-10» одним из основных компенсаторов должна стать более жесткая политика в сфере оборота подакцизных товаров. Не секрет, что значительная часть рынка этих товаров сегодня находится в «тени», в результате чего государственный бюджет недополучает значительные средства. «По оценкам экономических экспертов, уровень «тенизации» рынка подакцизных товаров в течение последних лет остается относительно стабильным, — рассказал в комментарии «Апострофу» координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. — Для нефтепродуктов он составляет около 20%, для табака — 22%, для алкогольных напитков – 40%”. Безусловно, такое масштабное уклонение от уплаты акцизов становится причиной значительного недопоступления средств в бюджет. И сокращение доли «теневого» рынка действительно могло бы существенно пополнить госказну. Вопрос только в том, каким образом можно этого добиться. Ростислав Шурма выразил мнение, что инструментом, который перетянет всю торговлю подакцизными товарами на «светлую» сторону, может стать полный запрет продавать эти товары за наличные деньги — то есть оставить лишь безналичный расчет. Мол, этот инструмент якобы уже используется на рынке нефтепродуктов. По словам Шурмы, основные операторы еще весной полностью отказались принимать наличные, и стали производить расчеты с помощью карт и мобильных приложений. «Дискомфорт длился неделю-две, — заявил Шурма. — А дальше все адаптировались. И это позволило полностью «обелить» оборот топлива. То же самое, я уверен, произойдет с табаком и алкоголем». К удивлению, никто из присутствующих на презентации журналистов не спросил у Шурмы, откуда он это взял. Поскольку никакого полностью безналичного расчета не было и в помине. Запреты не работают «В первую очередь стоит отметить, что положительного опыта в сфере торговли автомобильным горючим, на который ссылаются в Офисе президента, не существует, — отметил Олег Гетман. — Нет признаков того, что на АЗС стало невозможно расплатиться наличными. Также не наблюдается сокращения доли «теневого» рынка нефтепродуктов. В Украине продолжают работать «теневые» заправки и нефтезаводы». К тому же, попытки ограничить средства платежей нарушают основы рыночной экономики. «Эта идея недееспособна, — отметил в комментарии «Апострофу» руководитель аналитического направления сети «АНТС» Илья Несходовский. — Государство эмитирует деньги, в том числе наличные, как законное средство платежа, и оно не может указывать предприятиям, каким образом им осуществлять хозяйственную деятельность и в какой форме принимать плату за товар». По мнению эксперта, попытка внедрить полностью безналичную оплату подакцизных товаров станет не только ограничением свободы предпринимательства, которая гарантирована законами Украины, но и средством дискриминации части граждан. Ведь это будет означать, что человек, имеющий на руках наличные деньги, имеет меньше прав на приобретение нужных ему товаров, чем тот, кто рассчитывается карточкой. «К тому же это станет официальным признанием того, что наличная гривня не является полноценным платежным средством и имеет ограниченную покупательную способность», — добавил Несходовский. Кроме этого, государство сегодня не имеет достаточно действенных инструментов для того, чтобы обеспечить введение запрета на наличные платежи. Поэтому попытка ограничить использование наличности, скорее всего, окажется неудачной. «Украинский опыт показывает, что не приученный к законопослушности народ, столкнувшись с запретом, немедленно начинает искать способы его обхода, — заявил в разговоре с изданием основатель First Kyiv Investment Club Иван Компан. — И делает он это очень ловко, активно и изобретательно. Появляется огромное количество разнообразных схем обхода запретов, что, в свою очередь, дает мощный стимул для развития нелегального производства и «черного» или «серого» рынка». К тому же, даже введя запрет на наличные расчеты, государство вряд ли окажется способным обеспечить его выполнение. «Для выполнения подобных решений нужны крепкие и авторитетные государственные институции, — объясняет Олег Гетман. — Однако на сегодняшний день в Украине их нет. Правоохранительная система работает неэффективно, слаба судебная система. Бюро экономической безопасности нуждается в полной перезагрузке, плохо работает налоговая, на таможне — огромная дыра. В этих условиях нет никакого значения, какие именно запреты или ограничения предлагает внедрить власть, – они все равно выполняться не будут». Приз в студию! Более действенным методом контроля и выведения из «тени» определенных товаров может стать внедрение электронных акцизных марок. Соответствующий законопроект скоро попадет на рассмотрение парламента. «Суть идеи заключается в замене традиционной бумажной марки, которая наклеивается на изделие, специальным QR-кодом, — рассказывает Олег Гетман. — И каждый покупатель, сканировав код с помощью телефона, сможет убедиться, заплачен ли акциз». Разумеется, рядовому потребителю по большому счету безразлично, насколько добросовестным налогоплательщиком является продавец. Поэтому для стимулирования населения к сотрудничеству с налоговыми органами используются разные формы материального поощрения. Популярным способом является организация лотерей – среди покупателей легальных изделий, с которых уплачен акциз, периодически разыгрываются достаточно большие денежные призы. Это заставляет людей следить за тем, чтобы приобретенные изделия имели действительные электронные марки. По словам Олега Гетмана, такие лотереи дали очень хороший эффект в нескольких странах и позволили сократить продажи на нелегальном рынке. Однако, как правило, этот эффект ограничен во времени: массовый интерес к лотерее сохраняется примерно в течение года. «Более эффективным методом является кэшбек, — продолжает Гетман. — Покупателю, купившему нелегальное изделие, предлагают сообщить об этом налоговым органам. Те проводят проверку у продавца, и половина суммы наложенных на него штрафов выплачивается бдительному потребителю. Такой порядок создает постоянный стимул для покупателей, чтобы проверять коды на приобретенных товарах и реагировать на нарушения». Каким именно способом привлечения граждан к контролю над налоговой дисциплиной воспользуется правительство, пока неизвестно. Однако большинство специалистов уверены, что традиционный метод запретов, какими бы они ни были, не приведет к желаемым результатам — а только увеличит количество налоговых нарушений.

Статьи по теме

Последние новости

В Минкульте объяснили значение сабли, которую Усик поднял над головой после победы над Фьюри

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.