Тест-драйв Hyundai IONIQ 5: миссия – заново изобрести электромобиль
Электрокар Hyundai IONIQ 5 стал одной из самых громких новинок 2021 года: передовые технологии, оригинальный дизайн, необычный салон, максимальный уровень оснащения. Ставки высоки – электромобиль Hyundai IONIQ 5 может стать родоначальником отдельного бренда IONIQ, он должен указать вектор будущего развития компании. Что получилось в итоге? Сейчас все разберем в детальном обзоре.
Позиционирование модели Hyundai IONIQ 5
Визуально кажется, что электромобиль Hyundai IONIQ 5 похож на компактный хэтчбек С-класса. На самом деле, он крупный и чем-то напоминает кроссовер: высокая крыша, огромные 20-дюймовые колеса, защитные накладки по периметру кузова. Плюс большая 3-метровая колесная база и очень короткие свесы. Кстати, угловатый стиль электромобиля Hyundai IONIQ 5 не случаен: в своем дизайне он максимально наследует концепт-кар Hyundai 45. Который, в свою очередь, был создан в честь 45-летнего юбилея модели Hyundai Pony: первого самостоятельного массового автомобиля Hyundai. Тогда это был знаковый поворот для корейцев. И вот, символично, Hyundai IONIQ 5 – это намек на новый поворот?
История электромобиля Hyundai IONIQ 5 начинается с концепта Hyundai 45, представленного пару лет назад. Корейцы сейчас невероятно смело действуют в дизайне, поэтому концепт почти без изменений пошел в серию. Потенциально электрокар Hyundai IONIQ 5 – родоначальник отдельного бренда IONIQ. Хотя пока на кузове остались логотипы Hyundai.
Как едет электромобиль Hyundai IONIQ 5?
Очень мягко по подвеске. Электрокар Hyundai IONIQ 5 вдруг обеспечивает такой комфорт движения, словно использует подвеску на многокамерных пневматических баллонах. Мягко, прямо очень мягко! Нет больше ям, нет стыков и бугров, где-то внизу исчезают неприятные волны покрытия. А ведь тестовый электромобиль был представлен на огромных 20-дюймовых колесах.
Обратная сторона мягкой подвески и высокого кузова – это крены. Не сказать, что электромобиль Hyundai IONIQ 5 сторонится поворотов, но явно не дарит кайф в виражах. Он просто поворачивает по команде руля с обычной остротой (2,5 оборота от упора до упора) и аналогичным усредненным усилием. Здесь нет каких-либо пауз в командах, нет замечаний. Но в быстром повороте есть большой крен и ощущение того, будто управляешь рамным автомобилем, будто все расслаивается: нижняя часть едет отдельно, кузов кренится отдельно. В этот момент важно пересилить себя, можно довернуть и поверить в сцепление с дорогой. Потому, что на самом деле это сцепление есть: на зачетном круге электрокар Hyundai IONIQ 5 ехал вполне в нормальном темпе. Просто здесь нет той цельности в ощущениях, которую показывают электромобили Audi, Mercedes, Ford, и особенно Jaguar.
А вот с управлением разгоном и рекуперацией все так, как у других электромобилей. В смысле: разгон также линейный и бесшовный, реакции на педаль акселератор лишены запаздываний и быстры. Мало того, в «спорт»-режиме реакции на акселератор даже мгновенны! Замер 0-100 км/ч дает почти одинаковый результат, но ощущения разнятся: если в «нормальном» режиме разгон также нормальный, то в «спорт»-режиме каждое резкое нажатие акселератора означает заметный пинок в спину. А ведь Hyundai IONIQ 5 умеет ехать быстро и динамично! Правда, лучше так ехать по прямой. Зато есть возможность выбирать разные способы торможения: подрулевые лепестки позволяют настраивать интенсивность рекуперации в три шага. Плюс предусмотрен режим максимальной рекуперации и движение в «одну педаль»: при каждом отпускании акселератора электрокар сразу же начинается замедляться и собирать энергию.
Оригинальный кузов в стиле Parametric Dynamism изначально представляет из себя большой 5-дверный хэтчбек – словно это Renault Vel Satis. Только теперь он выполнен на современный манер, отчасти напоминая стиль Lucid или Rivian (а если еще заглянуть в салон…), бонусом идут прибавка накладок и увеличенный клиренс из мира кроссоверов – вот такой необычный микс. Огромные 20-дюймовые колесные диски являются особенностью максимальных версий электрокара: с большим аккумулятором и полным приводом. В спортивном или стандартном ездовом режиме разгон 0-100 км/ч занимает 5,3-5,4 секунды, а передний электромотор частенько включается в работу при динамичном ускорении. В «эко»-режиме практически всегда работает только задний электромотор, а разгон 0-100 км/ч занимает уже более 8 секунд – заметная разница и в цифрах, и в ощущениях. Ездовой характер Hyundai IONIQ 5 построен вокруг понятия «комфорт»: тут и мягкая подвеска, и хорошая звукоизоляции, и легкость управления. Получается этакий «лаунж»-электромобиль, правда?
Тем более, что салон вполне соответствует данной атмосфере: просторно и светло. Интерьер Hyundai IONIQ 5 чем-то напоминает отдельную комнату: ровный пол, высокий потолок, плоские стены. И вот в эту комнату занесли пару кресел. Они удобные и мягкие, «обнимающие» тело. Да еще и умеют раскладываться в положение «полулежа». Добавьте светло-серую обивку, мягкую декоративную подсветку, прибавьте «звуки природы» – и получите настоящий «релакс»-салон на колесах. Странные и необычные ощущения. Но, с учетом мягкой подвески, электромобиль умеет расслаблять в каждое поездке. Это круто.
Аналогичная «релакс»-зона имеется и сзади: просторно во всех направлениях, мягко и удобно. Диван может смещаться вперед/назад на 135 мм при помощи электропривода, имеется регулировка угла наклона спинки, подогрев сидений, присутствуют дефлекторы вентиляции, противосолнечные шторки на окнах, и даже звукоизолирующие двойные стекла.
Назвать бы электромобиль Hyundai IONIQ 5 идеальным под заднего пассажира, да остался один вопрос – а где «климат» для задней части салона? Ну и чтобы закрыть тему неприятных вопросов: обивка салона выглядит красиво и необычно, но при касании уж как-то слишком «эко» получается. Думаю, электрокару Hyundai IONIQ 5 не помешал бы вариант обивки из качественной натуральной кожи. А если «идеология не позволяет», то можно обойтись комбинацией алькантары, ткани, велюра. Чуть не забыл: багажник хорош (531 литр), у него большой проем и электрический привод крышки, но недостает боковых полочек для размещения мелочей. Благо, имеется одна большой ниша в подполье, да отсек под капотом.
Здесь светло и просторно! Удобные сиденья умеют принимать форму для позиции «полулежа». При общем стиле «хай-тек» не забыли об элементарном удобстве: бокс-подлокотник Universal Island может сдвигаться в пределах 140 мм, имеется отдельный блок «климата», в салоне предусмотрены многочисленные ниши и ящички. Сзади все отлично, однако использовать слово «идеально» не позволяет отсутствие отдельной зоны климат-контроля. Основной багажник предлагает объем 531 литр, под капотом версии с полным приводом имеется дополнительный бокс на 24 литра.
Есть ли инновации в Hyundai IONIQ 5?
Да весь данный электрокар – это сборник инноваций и высоких технологий! Начнем с основы электрокара в виде платформы E-GMP (Electric Global Modular Platform). На первый взгляд «все как у всех»: задний или полный привод, один или два электромотора соответственно, аккумулятор в пределах колесной базы, передняя подвеска типа МакФерсон, задняя подвеска 5-рычажная независимая. Но присмотритесь к деталям – и увидите массу интересных технических решений.
Прежде всего, платформа E-GMP является масштабируемой. Фактически электромобиль построен вокруг центральной зоны, именно поэтому колесная база столь велика – чтобы вместить максимально большой аккумулятор. Но все остальные части корпуса можно гибко менять: силовую структуру «передка», задний свес, высоту и пропорции кузова. В итоге так можно получать кардинально разные электромобили, отличающиеся по своим размерам и пропорциям. Если добавить различные варианты типа привода и размера аккумулятора, то и вовсе получаем полную свободу действий. Ведь в планах «корейцев» выпустить на этой платформе более десятка разных электромобилей.
Еще одна особенность платформы состоит в поддержке технологии V2L (Vehicle To Load): электромобиль может не только принимать ток, но и отдавать его. Да-да-да, это встречалось намного раньше и на многих электромобилях. Только в модели Hyundai IONIQ 5 сразу предусмотрены бытовые розетки с допустимой мощностью 3,6 кВт: простое, но досконально продуманное решение. Также, как и размещение солнечной панели в крыше: да-да-да, уже встречалось на других электромобилях, Hyundai IONIQ 5 не является здесь первооткрывателем. Но обратите внимание на то, как много интересных технических решений вдруг оказалось собрано в одном электрокаре.
Наконец, даже методы производства электромобиля в данном случае с приставкой «эко»: используются волокна тростника и кукурузы, натуральные природные масла. А для производства тканевой обивки салона помимо прочих материалов, также перерабатывается 32 пластиковые бутылки. Но вернемся к технике…
Электрокар Hyundai IONIQ 5 построен на 800-вольтной архитектуре, что позволило реализовать более высокую мощность зарядки от станций постоянного (DC) тока: максимум 350 кВт, заряд 0-80% аккумулятора за 18 минут, плюс 100 км запаса хода за пять минут. При этом также поддерживается зарядка не только от терминалов с напряжением 800 вольт, но и более распространенных зарядных станций с напряжением 400 вольт.
Также электромобиль оснащается зарядным устройством мощностью около 11 кВт, что позволяет полностью зарядить аккумулятор от сети переменного (AC) тока за 6-7 часов. Для электрокара Hyundai IONOQ 5 предложено два аккумулятора: стандартный 58,2 кВтч (округлим до 58 кВтч) и увеличенный 72,6 кВтч (округлим до 73 кВтч). В первом случае номинальное рабочее напряжение составляет 523 вольта, аккумулятор состоит из 288 ячеек, упакованных в 24 модуля. Во втором случае номинальное рабочее напряжение равно 653 вольта, а все 360 ячеек аккумулятора распределены между 30 модулями. Привод реализован при помощи синхронных электродвигателей с постоянными магнитами (PMSM, Permanent Magnet Synchronous Motor) – одного мотора на задней оси, или двух моторов на передней/задней осях.
Тестовый электромобиль был представлен в максимальной версии: аккумулятор 73 кВтч, полный привод, два электромотора суммарной мощностью 225 кВт (305 л.с.) и крутящим моментом 605 Нм. Аналогичный электрокар, но только с задним приводом оснащается одним электродвигателем: мощность 160 кВт (217 л.с.) и крутящий момент 350 Нм. Версия со стандартным аккумулятором на 58 кВтч также предлагает выбор типа привода. Электрокар с полным приводом оснащен двумя электромоторами суммарной мощностью 173 кВт (233 л.с.) и крутящим моментом 605 Нм.
Вариант с задним приводом располагает одним электромотором мощностью 125 кВт (170 л.с.) и крутящим моментом 350 Нм. Для всех версий максимальная скорость принудительно ограничена на отметке 185 км/ч, разгон 0-100 км/ч занимает 5,2-8,5 секунды в зависимости от комбинации АКБ и электромоторов (самый динамичный вариант как раз тестовый экземпляр). Максимальный запас хода самой «дальнобойной» версии с большим аккумулятором и задним приводом – 480 км (замер WLTP, комбинированный цикл).
Аккумулятор в нижней части кузова, спереди МакФерсон и сзади «многорычажка», возможность менять отдельные компоненты кузова, задний или полный привод – соответственно, один или два электромотора. Кстати, моторы собраны в едином блоке с редуктором и преобразователем тока (инвертор). Используется особо мощная система охлаждения 800-вольтового аккумулятора типа «Li—Pol», которая позволяет быстро отводить тепло: это важно при зарядке с мощностью 350 кВт. Пусть такие зарядные станции являются заделом на будущее – но Hyundai IONIQ 5 уже готов к этому будущему.
Равно, как и с точки зрения оснащения. Всевозможные системы контроля рядности и удержания в рамках своего ряда, адаптивный «круиз» с подсказками от навигации, мониторинг слепых «зон зеркал» заднего вида, предупреждение о перекрестном трафике сзади – все это есть и отлично работает. Мало того, электромобиль Hyundai IONIQ 5 располагает ассистентом движения по шоссе HDA (Highway Driving Assist), который связывает воедино многие раздельные функции, технологии, системы – и, в итоге, реализует полуавтономное вождение на трассе. Не удивлюсь, если в будущем именно электрокар Hyundai IONIQ 5 еще раз станет «звездой бренда» и предложит полностью автономное вождение. Этот электрокар словно проецирует перед нами корейское видение будущего.
Причем, в прямом смысле этих слов: электромобиль Hyundai IONIQ 5 получил проекционный дисплей с дополненной реальности AR HUD (Augmented Reality Head-Up Display), который проецирует различные указатели в область зрения водителя на дорогу. Красиво, интересно, необычно! Но в городской суете, при постоянно меняющемся свете ночных фонарей, да на знакомых улицах – это отвлекает: все закончилось тем, что я его отключил. Хотя такая проекция на трассе или при движении в незнакомом городе, пожалуй, будет отличным помощником. А вот к парочке 12,3-дюймовых дисплеев, которые знакомым по многим современным моделям Hyundai (Tucson, Elantra, Santa Fe), замечаний нет: четкая картинка, красивая графика, понятное меню, быстрые отклики.
Электромобиль IONOQ 5 – это флагман Hyundai не только с точки зрения электротехники, но и с точки зрения широкого перечня всевозможных систем помощи водителю, которые позволяют реализовать полуавтономное вождение. Управление реализовано через пару 12-дюймовых дисплеев: один выступает в роли приборной панели с оригинальной графикой, второй является «сердцем» системы мультимедиа. Искушенных клиентов панорамной стеклянной крышей уже не удивить, а вот солнечными панелями – вполне возможно!
Цена электромобиля Hyundai IONIQ 5 и его конкуренты
На украинском рынке электромобиль Hyundai IONIQ 5 предлагается в трех комплектациях, со стандартным (58 kWh) или увеличенным (73 kWh) аккумулятором, в варианте с задним (RWD) или полным (AWD) приводом. Итого получаем восемь вариантов, для которых дополнительно предложены четыре пакета опций.
Гамму открывает Hyundai IONIQ 5 в комплектации EXPRESS: фронтальные и боковые подушки безопасности, шторки безопасности, системы ESC и ABS, ассистент удержания в полосе движения, контроль усталости водителя, предупреждение столкновения с впередиидущим автомобилем, ассистент движения по трассе HDA, система рекуперации энергии, функция i-PEDAL, адаптивный круиз-контроль, камера заднего вида, светодиодные фары, 2-зонный климат-контроль, система мультимедиа с 12,3-дюймовым дисплеем, поддержка Android Auto и Apple CarPlay, приборная панель SUPER VISION на основе 12,3-дюймового дисплея, 19-дюймоавые колесные диски, пр. Цены на электрокар Hyundai IONIQ 5 в данной комплектации EXPRESS следующие: версия 58 kWh RWD – от 1,24 млн грн. или $47 тыс., версия 73 kWh RWD – от 1,34 млн грн или почти $51 тыс.
На следующем уровне расположена комплектация ELAGANCE, где добавлено: поддержка V2L, тепловой насос, подвижная центральная консоль, передний подлокотник, беспроводная зарядка для смартфона, подогрев передних сидений, комбинированная отделка «экокожа+ткань», термозащитные стекла SOLAR GLASS, пр. Цены следующие: версия 58 kWh RWD – от 1,35 млн грн. или $51 тыс., версия 58 kWh AWD – от 1,44 млн грн. или почти $55 тыс., версия 73 kWh AWD – от 1,54 млн грн или $58,5 тыс.
Наконец, на вершине модельного ряда находится комплектация ТОР: контроль перекрестного трафика при движении задним ходом, видео-мониторинг «слепых зон» зеркал заднего вида, ассистент предупреждения столкновения с автомобилями в «слепых зонах» зеркал, круговой обзор, вентиляция передних сидений, подогрев задних сидений, пульт дистанционного управления при парковке, аудиосистема BOSE, светодиодные фары Bi-LED, пр. Цены таковы: версия 58 kWh RWD – от 1,48 млн грн. или $56 тыс., версия 58 kWh AWD – от 1,58 млн грн. или $60 тыс., версия 73 kWh AWD – от 1,675 млн грн или $63,7 тыс.
В опциях-пакетах предложены раскладные сиденья Relaxation Seat, проекционный дисплей AR HUD, панорамная стеклянная крыша или крыша с солнечными панелями, различные системы активной безопасности. Тестовый автомобиль был оснащен двумя пакетами опций (TOP PLUS и SOLAR), в итоге его цена составляет около 1,78 млн грн или почти $68 тыс.
Вот Hyundai IONIQ 5 в средней комплекции ELAGANCE: отличаются колесные диски, внешние накладки, оформление салона, обивка сидений. Под капотом – более вместительный ящик (57 л): это указывает, что перед нами версия с задним приводом.
Итак, техника и комплектации описаны, ценовые границы в $48-68 тыс. очерчены. Кто в конкурентах? А ведь соперников их немало. Если рассматривать начально-средние комплектации Hyundai IONIQ 5, то за его ценник можно купить Mercedes EQA и Volvo XC40 Recharge. Эти кроссоверы меньше по размерам, но они хороши отделкой салона, предлагают известный «премиум»-бренд, а их технические характеристики вполне сравнимы с Hyundai.
А если рассматривать максимальные версии IONIQ 5, то недалеко на горизонте «маячат» электромобили Audi e-tron и Mercedes EQC: известное имя, отличное поведение на дороге, большие аккумуляторы и запас хода, высокая мощность – пусть даже за них придется заплатить немного больше. Наконец, в указанный ценовой диапазон помещается кроссовер Tesla Model Y, который предлагает вполне достаточный простор салона, выбор из нескольких версий по типу привода и аккумулятору, а также большой запас хода. И ведь это еще не все: ждем снижения цен на Ford Mustang Mach-E, ждем BMW iX3 в Украине, ждем Audi Q4 e-tron и Nissan Ariya…
Раньше электромобили были штучным товаром, сейчас – между ними начинается реальная конкуренция: соперники атакуют «корейца» со всех направлений. Думаю, в данном случае не помешал бы статус отдельной марки, которую можно позиционировать между «масс-маркетом» и «премиумом», иначе тягаться с именами Mercedes, Volvo, Audi, Tesla (и просить сравнимых денег) будет ох как непросто. Все остальное у электромобиля Hyundai IONOIQ 5 уже есть: микс передовых технологий, широта выбора версий, комфортный ход, просторный салон.
Реальный расход энергии и запас хода Hyundai IONIQ 5, содержание электрокара
Средний расход энергии при движении в городе составлял около 18-18,5 кВтч на 100 км пути, что даже чуть ниже обещанного паспортом. Причем в «эко»-режиме и при плавной езде расход удавалось снизить минимум до 16,7-17 кВтч на 100 км пути – при реально используемой емкости аккумулятора 72,6 кВт, это означает 430-440 км запаса хода. Но если постоянно ездить максимально динамично, с частыми разгонами/ускорениями, то расход энергии возрастает до 24-25 кВтч на 100 км в городе – в итоге так можно проехать около 300 км. На трассе при скорости 80-90 км/м расход энергии составляет около 18-19 кВтч на 100 км, при скорости 110-120 км/ч – уже 21-23 кВтч на 100 км пути: итого 310-400 км запаса хода.
Общая гарантия на электромобиль – 5 лет или 100 тыс. км пробега в зависимости от того, что наступит ранее. Регламентное ТО необходимо проводить раз в год или каждые 15 тыс. км пробега. Стандартное ТО (15 000 км) обойдется в 2,1 тыс. грн, расширенное ТО (30 000 км) потребует порядка 3 тыс. грн.
Цены на электромобиль и сервисное обслуживание указаны по состоянию на конец октября без различных скидок при покупке электромобиля или его обслуживании.
Безопасность электромобиля Hyundai IONIQ 5
В ходе краш-тестов Euro NCAP электромобиль Hyundai IONIQ 5 заслужил максимальную 5-звездочную оценку. Причем безопасность водителя, пассажиров, детей в салоне оказалась на очень высоком уровне: сплошь «зеленые» и лишь немного «желтых» отметок безопасности, хорошая защита при фронтальных и боковых ударах, защита шеи при плетевом ударе. Плюс довольно высокая оценка за срабатывание систем активной безопасности.
В итоге
Новинка Hyundai IONIQ 5 интересна тем, что корейцы пытались заново изобретали электромобиль. Поверьте, это редкость среди традиционных производителей автомобилей. До момента знакомства с моделью Hyundai IONIQ 5 на моей памяти существовал лишь один электромобиль, созданный с подобным радикальным подходом – это BMW i3.
Ведь вспомните даже примеры Hyundai, модели IONIQ Electric и Kona Electric. Это были довольно хорошие электромобили, но все-таки в их случае компания пыталась «играть по правилам»: традиционный хэтчбек или кроссовер, в понятном дизайне, с привычной архитектурой салона. Это был «типичный Hyundai» – только теперь электромобиль. А вот при создании Hyundai IONIQ 5 корейцы пытались отбросить все прежние правила и стандарты, чтобы создать что-то кардинально новое. И во многом это у них получилось: яркий, оригинальный, «продвинутый» электрокар с огромным заделом на будущее.
Плюсы:
+ Оригинальный стиль снаружи и внутри
+ Мягкая подвеска, комфортный ход
+ Небольшой расход энергии для электрокара такого класса
Минусы:
— Ценник уже почти на уровне «премиум»-моделей электрокаров
— Он тяжелый и порой это хорошо ощутимо при маневрах
Технические характеристики Hyundai IONIQ 5 4WD 73 kWh TOP PLUS
Кузов – хэтчбек-кроссовер, 5 дверей, 5 мест
Габариты – 4,64 х 1,89 х 1,65 м
Колесная база – 3 м
Клиренс – 175 мм
Багажник – от 531 л (5 мест) до 1 591 л (2 места), багажник спереди 24 л
Грузоподъемность – 440 кг
Снаряженная масса – 2 100 кг
Мотор – два электродвигателя
Мощность – суммарно 225 кВт или 305 л.с.
Крутящий момент – суммарно 605 Нм
Удельная мощность и момент – 145 л.с. на 1 т; 288 Нм на 1 т
Привод – полный привод HTRAC
Трансмиссия – редукторы для электромоторов
Разгон 0-100 км/ч – 5,2 секунды
Максимальная скорость – 185 км/ч
Емкость аккумулятор – 72,6 кВтч (реально используемая)
Нормативный расход энергии – 19 кВтч на 100 км
Запас хода – 430 км (WLTP, комбинированный цикл)
Шины тестового автомобиля – Michelin Pilot Sport EV 255/45R20
Страна производства – Южная Корея
Минимальная цена автомобиля – от 1,24 млн грн или $47 тыс.
Цена тестового автомобиля – около 1,78 млн грн или почти $68 тыс.