Тест-драйв Citroen Ami Cargo: что это и для чего?
Мой самый простой ответ на первый вопрос звучал так: «это как электрический Smart – только от Citroen». На самом деле все намного сложнее. И именно ответ на второй вопрос раскрывает всю суть электромобиля Citroen Ami Cargo. Причем даже титул «электромобиля» в данном случае следует писать со звездочкой. Ох, как же все непросто с, казалось, простым «малышом» Citroen Ami Cargo! Что ж, попробуем разобраться с ним детально.
Идея Citroen Ami
Что такое Citroen Ami? Да это истинный спорткар! Ведь он построен по правилам гоночных автомобилей: внутри – металлический сварной каркас, снаружи – легкие пластиковые панели кузова. Причем панели кузова вдвойне необычные. Во-первых, почти все панели симметричны между собой: передняя и задняя облицовки, обе дверцы (они открываются в разные стороны), боковое оперение. Во-вторых, используется материал, который окрашен «в массе», благодаря чему даже в местах царапин пластик остается плюс-минус цвет кузова.
Который, к слову, пока может быть только один – вот такой серо-голубой оттенок. Мрачно? Мда, признаю идея Citroen Ami начиналась с куда более яркого концепта: смелые линии, разнообразие цветов. Но уже в концепте читалась идея использования симметричных деталей и максимального упрощения. А еще даже на этапе концепта читалась идея создать электромобиль для 14-летних подростков. Ведь во Франции существует отдельная категория транспортных средств, которыми могут управлять подростки возрастом от 14 лет (или от 16 лет в других странах Европы). Конечно, есть ограничения по максимальной скорости и весу. Да и технически данные транспортные средства являются скорее «квадроциклами с крышей», нежели полноценными автомобилями или электромобилями. Но факт: за руль может сесть 14-летний подросток.
История серийного электромобиля Citroen Ami (если быть точным, то по документам это квадроцикл) началась с одноименного концепта еще пару-тройку лет назад. И пусть по пути в серию электрокар Citroen Ami заметно изменился, но его идея осталась первозданной: максимальная компактность (2,41 х 1,39 х 1,52 м) и легкость (485 кг), симметричные детали кузова, доступ для 14-летних подростков. Схожую идею реализует Renault Twizy, однако там посадка напоминает мотоцикл или скутер: водитель спереди и пассажир за ним. Но в случае Citroen Ami – водитель и пассажир сидят вместе справа/слева. Хотя рядом с водителем может быть не пассажир, а груз.
И идея версии Cargo в частности
Добавление одного слова в случае Citroen Ami Cargo кардинально меняет идею этого электромобиля: теперь он лишился пассажирского сиденья, зато получил новое позиционирование – транспорт для курьера и доставки «последней мили». Ведь запаса хода в 75 км и грузоподъемности в 170 кг (это с учетом водителя) вполне достаточно для перевозки пары-тройки упаковок в пределах вверенного района. При этом Citroen Ami Cargo сможет заезжать даже в центральную часть города, которая может быть закрыта для обычных автомобилей с ДВС – для Европы это важно. В итоге получаем миниатюрный коммерческий фургон с электроприводом, которому открыт доступ на любые улицы и улочки городов.
Относительно пассажирской версии, в случае Citroen Ami Cargo передняя панель, руль и цифровые приборы остались прежними. Широкая дверь дает отличный доступ на сиденье фиксированной формы – есть возможность только его продольной регулировки. Очень много окон (и даже панорамная крыша!) положительно сказываются на обзорности и настроении в салоне. Однако что будет жарким летом или холодной зимой? Ведь в распоряжении водителя только одна кнопка включения вентилятора и одна кнопка включения обогрева: температура, скорость обдува, направление воздушных потоков – ничего из этого не регулируется. Воздух всегда дует на лобовое стекло, шумо-звуко-тепло-изоляции практически нет. Зато есть цветные «хлястики», для открывания/закрывания дверей – ну точно спорткар! И я уже даже начинаю подозревать какой именно марки…
Итак, не изменившись внешне (минус декоративные наклейки да плюс обычные стальные колеса), электромобиль Citroen Ami Cargo существенно отличается внутри: общая форма передней панели и водительского сиденья сохранились, но вместо пассажирского сиденья теперь установлен грузовой бокс с удобными нишами: суммарный полезный объем составляет 260 литров.
Причем это не просто бокс, а настоящий «трасформер»: предусмотрен съемный стол под планшет или документы, имеется откидной пол-опора. Максимальная полезная ширина на уровне пола составляет 318 мм, длина по полу равна 992 мм. А если говорить о размере салона вообще (максимум между передней/задней частью) – то можно рассчитывать на 1220 мм.
Главное отличие пассажирского электромобиля Citroen Ami и грузовой версии Citroen Ami Cargo – это грузовой бокс-«трансформер». В задней части салона предусмотрено две ниши: одна имеет крышку (эх, еще бы добавить там замок), вторая открывает доступ к блоку предохранителей и бачку омывающей жидкости. А еще насквозь видны задние колеса. Ведущие? Ох, не спешите!
В движении: ощущения за рулем Citroen Ami Cargo
На самом деле электромобиль Citroen Ami и его Cargo-версия имеют передний привод: электромотор мощностью 6 кВт установлен в «носу», он соединен с 1-ступенчатым редуктором при помощи ременной передачи. А вот аккумулятор типа «литий-ион» на 5,5 кВтч установлен под сиденьями в задней части кузова. В свою очередь, зарядный порт расположен… в дверном проеме! Причем это просто обычная бытовая вилка под обычную бытовую розетку – мол, перед нами обычный «бытовой прибор»! Кстати, производитель обещает полную зарядку аккумулятора за 3-3,5 часа. После чего вас ждут 70-75 километров…
Удовольствия и счастья? Скорее – удивления. К примеру, кнопочному выбору направления движения у основания сиденья со стороны двери. Да-да, все по канонам спорткаров Porsche! Помните легенду? Замок зажигания слева, чтобы быстрее вставить ключ и заводить двигатель при старте гоночного марафона! Так и здесь: распахиваешь дверь, запрыгиваешь внутрь – и сразу опускаешь руку вниз для выбора кнопки «D» или «R». К слову, ехать задним ходом сложно и просто одновременно: круглые боковые зеркала маленькие, центрального салонного зеркала нет вовсе, но стоит лишь повернуть голову – и сразу видишь конец автомобиля. Хотя ехать задним ходом не обязательно, можно развернуться на любом пятачке. Ведь радиус разворота всего 7,2 метра: словно это две дорожные полосы движения.
Развернулись – полетели! На удивление, неплохой разгон с места: при стартах со светофора я совсем не проигрывал каким-то подержанным автомобилям типа «Lanos-Logan», разгонялся с ними наравне. Но только до скорости 40-45 км/ч – а дальше электромобиль Citroen Ami Cargo буквально утыкался в невидимую стену. Причем 40 км/ч поддерживается очень легко и просто, а вот 45-ит дается уже с «надрывом» в звуке мотора – но все равно, кажется, что это еще не предел. Хотя все заглушают звуки снизу: шины, камешки, асфальт. В свою очередь, их заглушить могут песни «thekomakoma», льющиеся из Bluetooth-колонки. Которую нужно покупать отдельно потому, что (да-да!) штатной аудиосистемы здесь нет.
Скажете, допустимые скорости минимальны? Не без того: мне приходилось пересчитывать свои привычные маршруты не из-за заторов или перекрытия дорого, а из-за времени – добавлять по 5-10-15 минут. Просто потому, что некоторые участки ты просто физически не можешь проезжать быстрее. Хотя, откровенно говоря, мы вместе с Citroen Ami Cargo сделали невозможное: пару раз его цифровой спидометр показывал 46-47 км/ч – рекорд! Страшно? Нет, подвеска плюс-минус пружинит, а «длинный» руль с бесчисленным количеством оборотов не блещет обратной связью, но обеспечивает нормальные реакции «малыша». Нестрашно. Но шумно. И так ездишь все 70 км – к чести Citroen Ami Cargo, расхождения обещанного и реально пробега почти нет. Правда, я ездил в середине осени, лишь изредка включая вентиляцию и обогрев. Что будет зимой пока сказать не могу: затраты на обогрев следует учитывать. Но пока, из моих личных наблюдений – едешь почти все, что обещано по счетчику запаса хода: около 70 км пробега вполне реальны. Достижению такого запаса хода помогает и эффект рекуперации, которая знатно замедляет электромобиль.
Мощности минимально-достаточно, управление «на кнопках» простое, зарядка через кабель в дверном проеме, а невысокая максимальная скорость – это гарантия отсутствия штрафов. Открытый ременной привод (спереди) и вспомогательный 12-вольтный аккумулятор (сзади) намекают, что электромобиль Citroen Ami Cargo готовили к работе в тепличных условиях – для украинской осени-зимы требуется защита от воды и снега. Это важно, поскольку Citroen Ami Cargo – это совсем не игрушка, а с точностью до наоборот: он будет «пахать».
В итоге: для чего создан «малыш» Citroen Ami Cargo?
Для служб адресной доставки, коротких городских перевозок, различных курьеров. Ответ на данный вопрос максимально прост и очевиден, однако от того не становится менее значимым. Впрочем, как и сам электромобиль Citroen Ami Cargo (ладно, можете в комментариях ниже сколько угодно называть его квадроциклом).
Подходить с традиционными автомобильными ценностями к модели Citroen Ami, пожалуй, будет в корне неверно. Ведь для Украины – здесь масса компромиссов с точки зрения комфорта, запаса хода, динамики и скорости. При этом нет компенсации в виде допуска на дороги для 14-16-летних подростков, нет вопросов с закрытым въездом в центр, нет бонусов в виде бесплатной парковки или разрешения движения по «А»-полосам. Да и ориентировочный ценник в 7-8 тыс. евро – это немало: можно купить полноценный автомобиль, пусть и подержанный.
Однако начните рассматривать Citroen Ami именно в версии Cargo, как один из инструментов ведения бизнеса – и все встанет на свои места. Вдоволь насмеявшись по ходу нынешнего текста, управленцы и директора бизнеса логистики в сухом остатке вдруг увидят для себя совершенно новые возможности по доставке и перевозке товаров: всепогодный транспорт, удобство размещения и защита груза от кражи, минимальные затраты на эксплуатацию, известная европейская марка, возможность собственного брендирования для дополнительного внимания.
Вот почему вопросы «что такое Citroen Ami Cargo?» и «для чего создан Citroen Ami Cargo?» максимально тесно связаны между собой. Причем второй раскрывает суть первого: электромобиль Citroen Ami Cargo – это не просто электромобиль, а новый инструмент для ведения бизнеса по микро-перевозкам. И в такой роли он безоговорочно хорош.