Отчет Tesla за 2021 год: рекорды по выручке ($53,8 млрд) и прибыли ($5,5 млрд), запуск сервиса роботакси в 2022 году, а также перенос выхода новых авто (Semi, Roadster и Cybertruck) на 2023 год
В ночь на 27 января Tesla опубликовала финансовый отчет за четвертый квартал и весь 2021 год, который, как и ожидалось, оказался рекордным. Последние два года крупнейший в мире производитель электромобилей стабильно наращивает продажи и улучшает свое финансовое положение.
Финансовые показатели
Последний квартал 2021 года стал для компании Илона Маска уже 10-м прибыльным кварталом подряд, а весь год — вторым прибыльным за всю историюКомпания Tesla основана в июле 2003 года.. Компания назвала свой второй прибыльный год «прорывом».
Выручка Tesla за квартал составила $17,719 млрд — новый абсолютный рекорд и на 65% больше, чем год назад. Компании удалось превзойти ожидания аналитиков Уолл стрит, которые прогнозировали выручку $17,112 млрд. Чистая прибыль достигла $2,321 млрд в (или $2,879 млрд, если считать не по GAAP) — это тоже новый абсолютный рекорд для компании и на 760% больше, чем год назад. В то же время «чистые» дотации от других автопроизводителей, не укладывающихся в экологические нормы, сократились на 22%, до $314 млн. Валовая маржа автомобильного бизнеса незначительно сократилась — с 30,6% (в третьем квартале 2021 года) до 29,3%, но это все равно лучше, чем у конкурентов.
За весь 2021 год чистая прибыль составила $5,519 млрд (или $7,64 млрд, если считать не по GAAP) против скромных $721 млн ($2,455 млрд) в 2020 году. При этом выручка выросла почти вдвое с $31,536 млрд до $53,823 млрд.
Данные о выручке Tesla с 2007 года:
Tesla’s annual revenue:
2021 $54 billion
2020 $32 billion
2019 $25 billion
2018 $22 billion
2017 $12 billion
2016 $7 billion
2015 $4 billion
2014 $3 billion
2013 $2 billion
2012 $413 million
2011 $204 million
2010 $117 million
2009 $112 million
2008 $15 million
2007 $73 thousand— Jon Erlichman (@JonErlichman) January 26, 2022
Свободный денежный поток Tesla, получаемый вычетом из операционного денежного потока капитальных расходов, вырос на 49% — до $2,775 млрд а объем денежных средств и их эквивалентов достиг $17,576 млрд. При этом общий долг Tesla (не считая безрегрессного финансирования продуктов) по состоянию на конец 2021 года сократился до скромных $1,390 млрд.
Поставки автомобилей и текущие производственные мощности
Эти впечатляющие результаты — заслуга основного автомобильного бизнеса, который в минувшем квартале обеспечил 90% совокупной выручки или $15,967 млрд (на 71% выше прошлогоднего результата). В последнем квартале 2021 года компания произвела более 300 тыс. машин и продала за весь год почти 1 млн (это абсолютные рекорды).
Ниже — график, демонстрирующий динамику продаж Tesla c 2008 года.
В 2020 году суммарные производственные мощности двух действующих заводов Tesla превысили 1 млн авто, а сейчас они составляют более 1,2 млн.
Другие направления бизнеса Tesla
Впрочем, по итогам квартала другие направления бизнеса Tesla (солнечные батареи и аккумуляторы, а также сервисы) тоже нарастили выручку:
Планы, новые заводы и модели машин
Новые заводы — европейский Giga Berlin-Brandenburg в немецком Бранденбурге и второй завод компании в США Giga Texas в Техасе — готовы. Вскоре оба начнут массовый выпуск младших кроссоверов Model Y — компания продолжает тестировать оборудование перед запуском производственных линий. При этом Tesla предупредила, что темпы производства могут быть ограничены проблемами в цепочках поставок и трудностями с получением необходимых разрешений властей.
Tesla заявила, что «добилась прогресса в подготовке к серийному выпуску Cybertruck», но компания решила повременить с выпуском новых моделей и сосредоточится на расширении производства. Да, Tesla в очередной раз отложила выход новых автомобилей — тягач Semi, спорткар Roadster и бронепикап Cybertruck — все они переехали на 2023 год. На отчете глава Tesla Илон Маск сообщил, что полупроводников по-прежнему не хватает, но кризис не такой серьезный и компания ожидает улучшения ситуации в 2023 году. Еще он упомянул, что компания пока не приступала к работе над доступным электромобилем с автопилотом за 25 тыс. долларов, который Маск в последний раз обещал к 2024 году. Подробнее — в отдельной заметке на сайте.
К концу года Tesla выберет место для строительства нового завода и запустит производство аккумуляторов собственной разработки (речь о тех самых батареях нового форм-фактора 4680).
Степень готовности новых заводов Tesla, а также расширяющуюся шанхайскую Gigafactory 3, наглядно демонстрируют изображения ниже. На одном из фото можно увидеть группу новых тягачей Tesla Semi.
Autopilot и Full Self-Driving (FSD)
Во время конференц-звонка с инвесторами Илон Маск поделился апдейтом по срокам запуска нашумевшего сервиса роботакси Tesla Network, который компания изначально планировала запустить в 2020 году. Глава Tesla рассчитывает, что запуск Full Self-Driving состоится до конца 2022 года. За минувший квартал Tesla выпустила семь обновлений FSD (все они распространялись «по воздуху»). Сейчас в США насчитывается 60 000 автомобилей, которые работают с усовершенствованной системой помощи водителю.
В ближайшие несколько месяцев Tesla планирует выпустить несколько крупных обновлений и внести серьезные изменений в платформу FSD, что в итоге, как рассчитывает Илон Маск, поможет компании достичь успеха.
«Для меня станет большой неожиданностью, если в этом году у нас не получится сделать Full Self-Driving безопаснее человека. Я буду крайне удивлен».
Илон Маск
Сооснователь и глава Tesla
С октября 2020 года Tesla тестирует обновление FSD, призванное прокачать нынешнюю систему помощи водителю Autopilot с нынешнего второго до наивысшего пятого уровня, тем самым обеспечив автомобилям компании давно обещанную полную автономность, с ограниченным числом участников и только в США. В 2021 году Tesla полностью отказалась от радаров для автопилота в пользу камер (Tesla Vision), запустила подписку Full Self Driving, которая обеспечивает доступ к расширенным возможностям Autopilot за $199 в месяц вместо разовой платы в $12 000, представила новый чип D1 производительностью 362 Тфлопс для суперкомпьютера Dojo экзафлопсного класса, которые будет эффективнее обучать машины, расширила доступность автопилота Full Self-Driving, и ввела рейтинг «безопасности водителя».
При этом компания Илона Маска сейчас находится под пристальным вниманием регуляторов. В сентябре глава Национального комитета транспортной безопасности США (National Transportation Safety Board, NTSB) Дженнифер Хоменди назвала «вводящим в заблуждение и безответственным» использование формулировки FSD. Также она заявила, что Tesla должна решить «основные вопросы безопасности», прежде чем расширять FSD. Кроме того, в отношении компании ведется расследование NHTSA из-за многочисленных аварий с припаркованными спецмашинами. Также NHTSA заинтересовалась рейтингом «безопасности водителя».
***
Кому интересно, вот полный финансовый отчет Tesla за четвертый квартал 2021 года и расшифровка конференц-звонка с инвесторами — отчет и расшифровка.