Больше SUV в мире, дефицит автомобилей в Украине: автодайджест за октябрь 2021 года
Пока мировой авторынок встречает новые поколения знаковых моделей автомобилей, украинский рынок погружается в состояние депрессии. Одним взглядом – на то, что происходило в автомобильном мире в Украине и за рубежом в октябре.
Даешь больше SUV, хороших и разных
В конце октябре появилась первая информации о новом поколении внедорожника Range Rover – одного из самых престижных, культовых, дорогих, узнаваемых в автомобильном мире. Кстати, об узнаваемости: создатели нового поколения Range Rover L460 сознательно не стали кардинально менять его облик. Общие пропорции и боковины кузова, оформление передней части – все это явно напоминает уходящее поколение. Самые заметные отличия сосредоточены в задней части кузова.
Изменения также заметны в салоне: впервые Range Rover получил 7-местный вариант. И это странно. Автомобиль, которому постоянно повышали статус элитарности (версия с увеличенной колесной базой, два раздельных сиденья сзади, электропривод закрывания дверей в новом поколении), вдруг развернулся в сторону практичности и семейных ценностей. Я не говорю, что это плохо. Я говорю, что для этого в модельном ряду компании существует Land Rover Discovery.
Пусть новый Range Rover похож на предшественника, но он все-таки новый: внешне легче всего два автомобиля отличить по оформлению задней части кузова. Появление 7-местной версии лично для меня непонятно с точки зрения идеологии модели. Благо, техническая начинка вопросов не вызывает – перед нами настоящий «флагман»: алюминиевый кузов, новая пневматическая подвеска, полноуправляемое шасси с поворотными задними колесами, электропривод открывания/закрывания дверей, версия с увеличенной колесной базой, рядный 6-цилидровый мотор, мощный V8 от BMW, новая PHEV-версия, перспектива полностью электрических версий в будущем, и другие детали.
Достойным конкурентом для Range Rover стал новый Lexus LX. Интересно, что с дебютом данной новинки все получилось с точностью до наоборот: техника привычна и в целом известна по Toyota Land Cruiser 300, а вот внешность и салон заметно другие. В отличие от Range Rover, новый Lexus LX внешне изменился куда больше. Спереди характерная решетка радиатора стала еще крупнее, а фары – острее. Боковины выделяются явно выраженными колесными арками. Сзади внимание привлекает сплошная полоса, объединившая фонари.
Автомобиль Lexus LX построен на рамной основе, оснащается турбо-моторами V6, предлагает полный привод с понижающей передачей. А главным техническим отличием от Land Cruiser является изменения в подвеске: система регулировки высоты кузова AHS и настраиваемые по жесткости амортизаторы AVS. Плюс обратите внимание на развитие салона: 3-рядные версии были и в прошлом, а вот раздельные «капитанские места» появились впервые.
Также впервые в линейку модели Lexus LX добавлена модификация F Sport: изменения в дизайне и шасси, но не в гамме моторов – изначально предложена парочка турбо-V6, плюс в будущем надеемся на гибрид. Насколько разные подходы к обновлению моделей: заметно изменив внешность и салон, в техническом плане Lexus LX является консерватором.
На локальном украинском SUV-рынке также произошла важная перемена: импортом автомобилей легендарного бренда Jeep отныне будет заниматься представительство Stellantis в Украине (Peugeot, Citroen, Opel, DS Automobiles). Интересно, что это первое изменение на локальном украинском рынке после глобального слияния PSA и FCA в одну группу Stellantis – и сразу столь важное для настолько культового автомобильного бренда!
Процесс будет не быстрым. Как минимум до конца этого года все остается как есть. Далее, на начало 2022 года, планы озвучены лишь в общих чертах: старт работы во втором квартале 2022 года, развитие дилерской сети, четыре модели для перезапуска. Что за модели? Как минимум, жду самые важные и горячие новинки Jeep Grand Cherokee и Jeep Grand Cherokee L. Также в обязательном порядке жду Jeep Wrangler. Осталась еще одна модель. Конечно, можно помечтать о пикапе Jeep Gladiator. Но, скорее всего, четвертой моделью станет компактный или среднеразмерный кроссовер: для массовых продаж и в качестве «входного билета» в мир бренда Jeep.
Главной новостью минувшей пресс-конференции стал переход бренда Jeep «под крыло» представительства Stellantis в Украине. Главной новостью, но не единственной – обратите внимание на планы по запуску электрифицированных автомобилей: подзаряжаемых гибридов и 100% электромобилей. Причем это планы даже не на весь 2022 год, а лишь на первое полугодие! И все бы хорошо, если бы не…
Дефицит автомобилей в Украине
Это кризис назревал давно – как минимум, месяца три-четыре назад, а может и полгода. Причины тому следует искать в мировой пандемии, а также в последующем волнообразном росте спроса. С одной стороны – снижение уровня производства различных товаров из-за карантинных ограничений и остановки заводов. Это сказалось на производстве микрочипов, которые одинаково нужны и в бытовой электронике, и в автомобилях: блоки управления двигателем и АКПП, различные датчики и системы помощи водителю, мультимедиа.
С другой стороны – автомобильные компании сначала останавливали заводы (карантины и локдауны в разных странах). А затем не смогли оперативно отреагировать на бурный рост продаж, вызванный отложенным спросом: ведь все полупроводники уже были выкуплены производителями электроники! Наконец, когда удалось наладить выпуск, то первоначальные партии автомобилей отправились на более богатые рынки, чем Украина: зачем продавать автомобиль дешевле, если его можно продать дороже?
В итоге возник дефицит автомобилей, а Украина осталась с тем, что имеется на складах у импортеров и дилеров. Причем у разных операторов разная ситуация. У кого остались складские запасы по разным моделям/версиям автомобилей, тот в итоге может успешно работать в ближайшие месяц-два-три. Другие лишены лишь некоторых версий/моделей автомобилей, но могут подобрать альтернативу: более высокая или низкая комплектация, другой двигатель, и так далее. Третьи находятся в самом плачевном положении и лишь принимают заказы на автомобили с ориентиром на весну 2022 года. Встречаются даже такие экстремальные условия, как срок выполнения заказа в один год – т.е. на осень 2022 года. Хотя в реальности даже сами продавцы отмечают, что это самый негативный сценарий и автомобиль, скорее всего, приедет весной.
Вот эта статистика за октябрь с падением продаж – лишь первый «звоночек» авто-рынку Украины. В ближайшие месяцы нас ждут невероятные и неожиданные перемены: первая «десятка» или «двадцатка» самых популярных брендов может заметно измениться. Только определяющим фактором будут не качество автомобилей (дизайн, надежность, комфорт, мощность, комплектация, цена, и так далее), а просто сам факт наличия этих автомобилей в Украине. Нынешняя ситуация может поставить крест на очередной попытке украинского рынка взять планку продаж в 100 тыс. автомобилей за год. Жаль, если так произойдет: для некоторых брендов/заводов этот результат является знаковой отметкой, которая может открыть для Украины расширение ассортимента моделей, пересмотр комплектаций, подготовку специальных локальных версий автомобилей. (иллюстрация autoconsulting.com.ua)
В сложившейся ситуации я лишь могу пожелать нам всем оптимизма и сил пережить сложные времена. Поскольку обычно после заметного спада следует мощный рост. И в нынешнее время эти периоды развития рынка, похоже, сходятся с периодами года – украинский автомобильный рынок должен пережить тяжелый осенне-зимний период, чтобы начать восстанавливаться и расти с приходом весны. Именно тогда даже самые «проблемные» бренды и импортеры обещают возращение регулярных поставок автомобилей.
Одно радует: даже невзирая на сложности рынка, новые автомобили готовятся к запуску в Украине по заранее утвержденному плану. До конца года у нас должны стартовать как минимум две важные новинки: компактный кроссовер Toyota Yaris Cross и новое поколение модели DS 4. Так, что впереди нас точно ждут новые автомобили, хорошие и разные!