Бесшумный электробайк E-motion: как украинское изобретение помогает разведчикам, пилотам дронов и пограничникам
В начале полномасштабной войны инженеры из Чернигова помогали военным и гражданским в окруженном городе: под обстрелами ремонтировали технику, обеспечивали работу больниц, моргов, пунктов связи. Когда врага отогнали от города, начали разрабатывать электротранспорт для защитников. Среди изобретений — электробайк E-motion.
Редакция ITC поговорила с СЕО компании «БайкБокс» Александром Литвином и рассказывает, как украинский электробайк помогает разведчикам, пилотам дронов и пограничникам в зоне боевых действий.
Что такое электробайк E-motion, который вы выставили на Brave inventors?
E-motion — одна из моделей электробайка, которую выпускает наша компания. У нас есть несколько версий, среди них — и военная. Байк имеет запас хода 80-100 км, скорость около 80 км в час, технические характеристики эндуро-мотоцикла, может выдерживать динамические нагрузки при прыжках и может использоваться как зарядная станция.
Конструкция сделана из листового металла и композита, даже молотком ее сложно пробить. Рама защищает электронику от пыли и влаги, а также механических повреждений.
Простыми словами это — всесезонный электробайк для бесшумного перемещения по пересеченной местности и передвижной повербанк.
Для каких задач подходит этот транспорт?
Первыми заинтересовались бойцы из разведки. Затем появились различные небольшие группы различных родов войск, которым надо было быстро собираться и максимально незаметными передвигаться среди веток, кустарников, деревьев, обломков и других сложных территорий. Мы адаптировали байк под военных постепенно, учитывая их комментарии.
То есть изначально этот байк был создан для гражданских задач?
Да. Эту модель мы разработали где-то в 2019 году в университете как выносливый байк для активного катания или для доставки первой и последней мили.
Вы разрабатывали электротранспорт еще до полномасштабной войны? Как это получилось?
До начала полномасштабного вторжения я работал в Черниговской политехнике на кафедре автомобильного транспорта и отраслевого машиностроения. На базе кафедры мы создали тематический кружок, в котором обучали абитуриентов работе с электрическим транспортом. Там зародился первый проект — электрический картинг.
Таким образом, в 2019 году, мы создали класс электрокартинга в Украине.
У нас была большая цель продвигать электротранспорт и мы постепенно двигались к ней. Создали электрокартинг, потом электровелосипеды, учились в стартап-школах, закончили инкубатор.
Из преподавателей, студентов и специалистов формировалась классная команда. Все свое свободное время я уделял ей, это был фактически стартап.
Как вы встретили полномасштабное вторжение?
В конце февраля, когда вокруг Чернигова шли бои, я всех их позвал к себе домой, 12 человек. Девять с кафедры и моя семья — у меня отец военный пенсионер, инженер по вооружению. Мы сделали небольшой технический штаб у меня в обычной пятиэтажке. Там был немного обустроенный еще моим дедушкой подвал.
Мы сделали это нашим штабом, стали общаться с другими волонтерами и помогать технически. Держали критическую инфраструктуру, поддерживали и чинили оборудование в больницах, моргах, станциях переливания крови.
Что именно вы делали?
У нас были запасы элементов, которые мы использовали для повербанков, а их передавали военным и медикам. Мы чинили генераторы, использовали автомобильные аккумуляторы, как источники питания, чтобы чинить генераторы их прямо из автомобильных аккумуляторов, под обстрелами доставали из техники обломки, паяли, ремонтировали. Занимались оборудованием для связи.
У нас на кафедре было СТО поэтому мы имели навыки ремонта автотранспорта. Мы нашли партнера — владельца СТО который остался без рабочих и, вместе с ним, начали у него ремонтировать автомобили. Запчасти нам доставляли лодками.
Вместе с этой командой мы прожили в подвале 53 дня, пока Чернигов был в окружении врага.
Что произошло после того, как враг отошел от города?
Прямо перед полномасштабным вторжением, месяца за три, я общался с моим нынешним партнером Александром Суворовым. У него давно работает компания «ПЭТ Технолоджиз» — лучшее машиностроительное предприятие в нашей области.
Он экспортирует продукцию в 60 стран, более 20 лет на рынке. 25 февраля 2022 года мы должны были создать совместную компанию и вместе делать электротранспорт.
После ухода врага от Черниговской области мы вернулись к тому плану. И стали первыми, кто за время полномасштабки обратился в черниговский ЦНАП для создания предприятия.
То есть у вашего партнера уже было готовое производство?
Да, но оно было заточено под изготовление другой продукции. Около 80% можно было использовать, но все равно немало всего надо было докупить и переделать. А это была весна 2022 года, было нелегко…
Трудно ли было делать компанию в условиях полномасштабной войны и постоянных обстрелов?
Мы не думали об этом. Мобилизовали все ресурсы и маленькими частицами выполняли задачи. Просто делали и делали.
У нас была большая цель — принять участие в европейской выставке Eurobike 2022. У нас получилось — мы привезли туда наши электробайки. Европейцы были шокированы, что воюющая страна смогла привезти на выставку что-то новое и показать хорошие результаты, иногда даже лучше, чем у немцев.
В следующем году у нас появился третий партнер, а в 2023 мы получили первые инвестиции.
Сколько всего раундов инвестиций было?
Три раунда. Благодаря этому уже работаем на собственных средствах.
Вы говорили, что E-motion, которые были в наличии, отдали военным?
Да, на Херсонское направление. И уже оттуда получали обратную связь и на основе этих комментариев дорабатывали модель.
Есть даже видео военного, где он на самой простой версии E-motion перебрался через посадку. Кстати, все те байки до сих пор целы и выполняют задачи.
Приведите пару примеров таких комментариев.
Мы сделали функцию светомаскировки — абсолютно все освещение байка
можно выключить и закрыть антибликовым покрытием. Даже, чтобы увидеть заряд, человек должен нажать кнопку, на секунду увидеть заряд и дальше ехать.
Добавили удобное место для второго пассажира — если один человек за рулем, другой может, например, открыть огонь.
Еще важный момент — наш байк менее заметен в тепловизоре, чем другой транспорт — его видно, но примерно на уровне нагретого на солнце пня или камней.
Как E-motion заряжается? Сколько держит заряд?
Заряжается он примерно 4 часа, зависит от источника. Это может быть что угодно, что выдает электроэнергию, даже генератор.
Также байк можно использовать как источник света — зарядить рацию, телефоны, что угодно. Условно говоря, семья из трех человек могла бы спокойно питаться от E-motion сутки.
А его можно зарядить с помощью педалей? Зачем их оставили?
Можно, но это довольно трудно. Чтобы зарядить байк на 20% надо часа четыре крутить педали. Лучше использовать педали, чтобы экономить заряд — например, проехать более легкую часть пути с их помощью. Или просто куда-то доехать, если E-motion полностью сел.
Сколько он стоит, именно версия для военных?
В районе 170 тыс. грн в зависимости от комплектации
Есть ли какие-то альтернативы от украинских компаний? Чем они отличаются?
Знаем, что похожий вариант предлагает другая компания, но у них именно мотоцикл — тяжелый и мощный. На самом деле это другая категория транспорта, нас трудно сравнивать.
Какие у байка есть ограничения и недостатки? Для каких задач он точно не подойдет?
E-motion не потянет горную местность. В горах классический мотоцикл будет намного лучше.
Небольшой вес — это и преимущество, и недостаток. Но он создан для коротких и быстрых вылазок и больше и не должен тянуть. Поэтому для своих задач он имеет оптимальные характеристики.
Сколько байков уже используют на поле боя?
Их более 10, они используются десантно-штурмовыми войсками, разведкой, аэроразведкой, подразделениями обеспечения.
Один из примеров, о которых можно говорить публично — пограничники. У них есть большие куски территории, которые надо постоянно держать под контролем. Часто они преодолевают эти куски пешком, но такой человек — легкая мишень. А когда человек может бесшумно и быстро перемещаться, он значительно повышает шансы на то, чтобы его не заметили и остаться в живых. А это — самое важное для наших защитников.
Хотите помочь? Переходите по ссылкам на платформу украинских изобретателей Brave Inventors:
- Электробайк E-motion
Brave Inventors – национальная платформа изобретателей и изобретений военного времени. Здесь можно разместить свои военные изобретения, рассказать о разработках и прототипах, найти необходимое финансирование или ментора, а также получить больше возможностей для сотрудничества с производителями, предприятиями и бизнесами. Поддержать изобретения можно по ссылке.