«Нынешняя власть начала очень опасную «игру» с командным составом войска». К чему может привести задержание командиров
В украинском информпространстве продолжается возмущение по поводу задержания и ареста бывших командиров оперативно-тактической группировки «Харьков», 125 отдельной бригады территориальной обороны и 415 отдельного стрелкового батальона 23 отдельной механизированной бригады, обвиняемых в провале обороны на Харьковщине в мае 2024 года. «Апостроф» разбирался, что не так с этим обвинением и к чему такая практика может привести.
Виновных нашли
20 января сотрудники Государственного бюро расследований во взаимодействии со Службой безопасности Украины задержали бывшего командующего ОТУ «Харьков» генерала Юрия Галушкина, бывшего командира 125 бригады генерал-лейтенанта Артура Горбенко и комбата 415 стрелкового батальона 23-й отдельной механизированной.
Все трое — фигуранты дела о неудачной обороне Харьковщины во время повторного вторжения россиян 10 мая 2024 года.
В это время российские войска прорвали границу Украины в нескольких местах и углубились на 7-10 км вглубь нашей территории. Начались бои за город Волчанск и поселок Липцы.
Именно тогда в украинских СМИ стали обсуждать, по каким причинам произошел прорыв россиян, а в соцсетях корреспонденты призывали найти и наказать виновников этого прорыва.
И вот теперь правоохранители заявляют, что виновники найдены.
Генерал Галушкин обвиняется в том, что он сознательно определил позиции обороны для 125 бригады ТрО, которые не соответствовали ее боевым возможностям. Кроме того, он якобы имел другие подразделения, которые могли усилить эти позиции.
«Также командир совершил ряд других ошибок, в том числе не в полной мере уточнил направления главных ударов противника, недостаточно контролировал организацию подготовки и ведения оборонных действий. Он не совершил своевременно маневр силами и средствами группировки, не организовал поддержку подразделений бригады артиллерией и воздушными силами», – заявили в ГБР.
Экскомбригу 125-й бригады генералу Горбенко следователи инкриминируют «недооценку возможностей противника» и «неадекватное реагирование» на наращивание врагом боевых потенциалов и угроз.
По версии правоохранителей, командир бригады вроде бы не организовал должное оборудование опорных пунктов, инженерных заграждений, а затем «не знал действительного состояния на поле боя».
Полковнику Илье Лапину правоохранители инкриминируют то, что он «не организовал оборонное сражение» в населенных пунктах Стрелка, Красное, Липке и Слобожанское и допустил самовольный уход 12 военнослужащих батальона. Кроме того, бывший комбат проигнорировал и не выполнил распоряжение командира бригады о возобновлении утраченных позиций.
Генералам Галушкину и Горбенко вручили подозрение по ч.4 ст. 425 УК Украины (небрежное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия), а полковнику Лапину — по статье 429 УК Украины (самовольное оставление поля боя).
Всем троим военным избрана мера пресечения – содержание под стражей. Все арестованные офицеры не признают свою вину.
«Благодарность за службу»?
Задержание и арест боевых офицеров вызвало бурную реакцию в украинском обществе. Прежде всего, на задержание бывшего командира Артура Горбенко отреагировали во 125-й львовской бригаде ТрО.
На официальном сайте бригады в Facebook появилось такое сообщение : «На Харьковщине мы держали огромный кусок границы, мы бились насмерть в первые часы вторжения. Нас было мало, у нас было мало боеприпасов, у нас было мало поддержки, но мы боролись , сражались под командованием комбрига!
Заслуживают ли боевые генералы и комбаты, офицеры и солдаты такого отношения? Должны ли так звучать новости? Уже ли суд установил вину? Очевидно, что нет. Мы верим в Справедливость. Мы верим, что сможем в суде рассказать настоящую правду о событиях Харьковщины. А пока мы воюем. Сражаемся с врагом на передовой. А не в тылу».
Позже, правда, это сообщение было удалено.
Жестко на задержание военных отреагировал военный обозреватель, координатор группы «Информационное сопротивление» Константин Машовец.
«Задержанным военнослужащим инкриминируют, главным образом, «небрежное отношение к военной службе»… Но парадокс заключается в том, что это вполне возможно инкриминировать любому командиру (начальнику), даже вполне успешному… Более того, мадам Фортуна на войне, в силу самых разных обстоятельств, в том числе не зависящих от командиров (начальников) ) соответствующего уровня, ну, или зависят не в полной мере – дама очень капризна. Дело в том, что «тотальные победители» среди командиров и начальников встречаются очень и очень редко. У одних и тех же людей — победы и поражения на войне в силу разных причин чередуются», — написал Машовец в Facebook.
Бывший военный, ныне руководитель департамента патрульной полиции Евгений Жуков (позывной «Маршал») выложил известное фото генерала Юрия Галушкина.
На нем в то время заместитель командующего десантными войсками несет на себе раненого украинского солдата во время боев у Донецкого аэропорта в 2014 году.
«Когда начинается война – зовут Солдата и Бога. Когда кончается – о Боге забывают, Солдата судят»…. Неправильно это все, неправильно», — написал Жуков и добавил, что подозрение генерал получил 20 января в День памяти Защитников Донецкого аэропорта «как благодарность за службу и работу в то время».
Сообщений в поддержку арестованных военных в соцсетях множество. Причем защищают командиров не только их собратья военные, но и журналисты, политологи и простые украинцы.
Козлы отпущения
«Я не являюсь военным экспертом, но, по моему мнению, такая публичность и огласка неуместны, мягко говоря, а, по большому счету, вредят Украине и непосредственно ВСУ. Создается впечатление, что высшее политическое и военное руководство решило сделать из этих офицеров «козлов отпущения», чтобы переложить на них всю ответственность за ситуацию на Харьковщине в мае 2024 года», — отметил в комментарии политтехнолог Виталий Бала.
Такую же точку зрения придерживается и Сергей Кривонос, генерал-майор запаса ВСУ, первый заместитель командующего Сил специальных операций ВСУ (2016-2019): «Власть за счет манипуляций и обвинения сугубо военных пытается все проблемы войны свалить тупо на военных».
Эксперты обращают внимание на то, что обвинение в провале обороны под Харьковом должно нести и военно-политическое руководство страны.
«А я задаю вопрос, почему же тогда нет таких мощных арестов и заключения под стражу тех людей, которые воровали эшелонами? …А где же те, кто были виновны в краже и пропаже денег, которые были в 2022 году выделены на закупку снарядов на сумму 1 млрд 200 млн долларов. Идет обвинение сугубо военных, а своих мы не трогаем, – говорит Кривонос . — Я помню, как в апреле месяца прошлого года президент Украины мощно прорекламировал себя на фоне мощных фортификационных сооружений, построенных в Харьковской области и сказал, что лучше и крепче ничего нет. И здесь вопрос. Президент нас обманул, или президента обманули?».
«Напомню, что Владимир Зеленский был в апреле 2024 года в Харькове и заявлял, что к обороне все подготовлено, фортификационные укрепления построены, то есть там все хорошо. Ему же кто-то об этом отчитывался. Так кто об этом сказал верховному главнокомандующему? И что там действительно с фортификационными укреплениями было?» – спрашивает Виталий Бала.
И действительно, как сообщала пресс-служба Зеленского, 9 апреля он прибыл с рабочей поездкой в Харьковскую область, где ознакомился с процессом возведения укреплений вблизи границы с Россией.
«Харьковская область – это очень важное направление. Мы должны быть подготовлены. А россияне должны видеть, что мы готовы обороняться. И чтобы наши люди понимали, что Украина подготовилась, если враг попытается наступать», – сказал тогда Зеленский.
Начальник Харьковской ОВО Олег Синегубов рассказал, что фортификации состоят из разветвленной системы траншей, блиндажей и других укрытий. В регионе по его словам, обустраивают заградительные рубежи: бетонные пирамиды, «зубы дракона», противотанковые рвы.
А через месяц, 10 мая 2024 года, отпраздновав победоносие, российские захватчики в нескольких местах пересекли границу Белгородской и Харьковской области и стали продвигаться в направлении областного центра.
Командир подразделения разведки Сухопутных войск ВСУ Денис Ярославский оставил тогда сообщение в Instagram, в котором заявил, что Волчанская оборона не была построена должным образом – не было ни фортификаций, ни замен.
Между тем, как отмечалось в Кабмине, в 2023 году Харьковщина получила на строительство фортификаций 1,2 млрд гривен.
«Опомнитесь, пока не поздно!»
«Нынешняя власть начала очень опасную «игру» с командным составом войска, причем делает это прямо посреди войны, — отмечает Константин Машовец. — Она пытается открыть своеобразный «ящик Пандоры», результатом чего будет только одно — проигрыш в войне и дальнейшая не очень приятная политическая, а возможно и просто жизненная судьба нынешней властной команды».
«Но, я предупреждаю. В этом смысле остаться в белых сияющих одеждах нынешней власти отнюдь не получится слишком много , скажем так , « проблемных вопросов » относительно « небрежного » руководства государством и страной накопилось до нее, скажем так, в объективной плоскости . Причем именно по «существу вопроса», то есть – по поводу руководства страной и ее Вооруженными силами в войне», – продолжает Машовец и призывает: «Опомнитесь, пока не поздно!».
Между тем, никаких комментариев на этот счет ни от президента Зеленского, ни от министра обороны Рутема Умерова пока нет. Но есть пост нардепки Маряны Безуглой.
«Вообще считаю, что Галушкин и Горбенко не просто не имеют права выходить под какой-либо залог, но и должны быть лишены званий и отправлены солдатами в те условия, куда они сами отправляли своих подчиненных. То же касается и ряда других военных руководителей, в частности, по вопросам подготовки к обороне и организации обороны. Например, Содоль – Мариуполь, Луценко – Селидово и другие. Даже одного генерала в солдаты, другие задумаются», — написала Безуглая.
Может быть, Марьяна высказала мнение военно-политического руководства страны?