Хватит моральной помощи: что должны сделать Штаты, чтобы остановить Россию/На Западе должны понять необходимость усиления "нефинансовой" помощи Украине
Задержка с финансовой помощью США Украине подняла вопрос относительно того, сможет ли Киев устоять перед масштабной агрессией со стороны России. И хотя, похоже, в Вашингтоне все-таки определились с тем, что и дальше будут помогать Украине и в ближайшее время Конгресс примет соответствующие решения, это не снимает с повестки вопрос о том, как «успокоить» взбесившегося агрессора. О том, почему на Западе сейчас речь должна идти о необходимости усиления «нефинансовой» помощи Украине, а также о введении полноценных санкций против РФ, в авторской колонке «Апострофу» рассказал адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США) Юрий Ванетик.
Масштабные атаки со стороны РФ будут продолжаться. Это и мое мнение, и точка зрения людей, которые считаются у нас в США военными специалистами. Есть стойкое ощущение, что Россия уже полностью отдалась этой войне. Власти РФ будут продолжать добиваться каких-то своих целей, какой-то своей «логики».
Поэтому США должны избрать однозначную позицию по отношению к Украине. Моральная поддержка – это, конечно же, очень хорошо: советы, консультации, дискуссии и т.д. Но тут должны быть введены более жесткие позиции и меры.
В США уже немало кто смирился с тем, что победа, когда Украина быстро и полностью выгонит русских со своей территории и вернет все оккупированные земли, выглядит не особо реалистичной. В то же время в США стали больше говорить и о коррупции в Украине, и о некоторых просчетах в тактике и стратегии. Много откровенно мутных позиций у нас существует. Единственная позиция, которая не мутная, это – моральная. Но, моральная поддержка издалека – этого недостаточно. Она лучше, чем ничего, но ненамного лучше.
Читайте также: Всё на волоске: куда катится мировая «колесница»
Многие в США смотрят на ситуацию, я сказал бы, романтично: мол, «мы поддерживаем добро в мире, мы воюем со злом», либо же смотрят чисто прагматично: мол, «это все далеко от нас, зачем вообще нам все это нужно». То есть, у нас существуют или романтики, или имеет место чисто трамповский протекционизм, дескать, «хватает своих проблем; перелезают через границу мексиканцы, которых нужно как-то наказывать, а тут какие-то непонятные вещи происходят в далекой стране; сколько это еще будет продолжаться – никто не знает; зачем мы там нужны вообще» и так далее.
Украина, к большому сожалению, стала «футболом» между США и Россией. Но Россия, я слышу подобные мнения, более «заряжена» на это все. США и Европа, как все видели, в какой-то момент способны менять позиции, кому-то может что-то надоесть, кто-то может «приустать», кого-то переизберут, кого-то не изберут… В США много зависит от внутренней ситуации. В России же в этом плане все более стабильно – есть четкая диктатура Кремля и от его позиции никто не собирается отходить. Там у них свой «патриотизм», когда русские уже морально обосновались в новых реалиях.
Я уверен, что нужно усиливать общественное давление на Россию через построение какой-то новой коалиции. Или же нужно поднять динамику санкций значительно выше. Потому что Россия уже привыкла к нынешним санкциям. Уже те, кто хотел уехать – уехали, кто хотел там остаться – остались. Для последних все уже выглядит как «новое нормальное». Если не поменяется что-то в подходах, то эта война будет продолжаться и продолжаться, даже если США будут и дальше помогать Украине.
Приходится признать, что педантичность цивилизованного мира его же сильно и тормозит. Ведь чтобы ориентироваться на какие-то крайне жесткие ходы, нужно сначала самим их адаптировать, принять для себя. Отсюда и эта определенная слабость Европы: там очень педантичны и не готовы на крайне жесткие меры. Да, Европа может раскритиковать, выразить озабоченность, выказать тревогу и так далее, но дальше этого идет не всегда и не у всех стран.
Есть санкции, да. Но, санкции – это как бы «мы что-то будет делать сами, без России». То, что европейские страны не будут участвовать с РФ в каких-то трансакциях, каких-то сделках, коммерциях, рынках и тому подобном, этого недостаточно. Я думаю, что есть санкции, которые намного более агрессивны. Это тоже можно назвать «санкционным режимом», но таким, где ты активно кого-то сбиваешь вместо того, чтобы просто пассивно исключать его из процесса.
Я являюсь членом одного из частных клубов в США. Там люди собираются, делятся взглядами на политику, геополитику, экономику. Если у кого-то серьезные проблемы возникли, кто-то закон нарушил и так далее, он исключается из этого клуба. Но это не значит, что он исключается из общественной жизни округа или штата. Иногда должны быть очень жесткие меры, к которым ни психологически, ни экономически просто не будут готовы русские налогоплательщики. Такие меры должны быть, чтобы русским было просто невозможно с ними смириться и жить.
Наверное, только так можно реально повлиять на ситуацию. Иначе это затянется надолго. Урон будет не только для политики и экономики Украины, а что еще страшнее, произойдет уничтожение, я бы так выразился, семейного юнита украинского общества. Это не просто о том, что много людей будут уезжать жить в другие страны. Это о том, что те, которые останутся, уже будут не теми и семьи будут не теми. Будут семьи, где много моральных травм, горя, сбоев и проблем. Вот что трагично.
Деньги Украине, думаю, США дадут. Оружие тоже, я не сомневаюсь. Но, вопрос тут в том, достаточно ли этого будет и что именно это поменяет.
Да, естественно, будет больше проблем на территории России, туда будут переходить определенные атаки. Но к сожалению, когда нет реальных последствий для агрессора, то любые «озабоченности» идут в никуда. Если бы, к примеру, когда было первое скопление на границе, когда первая агрессия произошла в 2014 году, последствия для России были бы в 10, 20 или 30 раз сильнее, чем они были, то, очевидно, русские побоялись бы идти на полномасштабное вторжение в Украину. Все потому, что кроме силы, как я вижу, русские ни на что просто не способны реагировать.
Читайте: Деньги для Украины будут? В Конгрессе США достигли важного соглашения