Дипломатия и бизнес: как Украина расширяет свое присутствие в Африке/На "Черном континенте" у Киева есть не только торговые интересы
Пока украинцы затаив дыхание, следя за перипетиями вокруг выделения помощи со стороны США и Евросоюза, украинская дипломатия совершила малозаметный, но важный прорыв в Африке. 27 декабря открылось посольство Украины в Гане. Уже в январе ожидается открытие еще нескольких посольств на Черном континенте. Это составляющая более продолжительного процесса – выстраивания украинских контактов с африканскими странами, которые в перспективе могут принести немало выгод. Больше деталей читайте в материале «Апострофа».
Статус-кво и планы
Гана является одной из самых стабильных, демократических стран в Западной Африке и настроена на региональное лидерство в регионе.
«Кроме того, она положительно настроена к Украине. Гана поддерживает абсолютно все резолюции в ООН», — говорит «Апострофу» аналитик Фонда Global Ukraine Марта Олейник-Демочко.
«Мы открыты к рассмотрению любых предложений по сотрудничеству с Ганой, особенно в таких сферах, как сельскохозяйственные технологии, ІТ, энергетическая инфраструктура и зеленая энергетика. К примеру, мы могли бы приобщиться к цифровой трансформации страны«, — комментирует открытие нового посольства «Апострофу» специальный представитель Украины по Ближнему Востоку и Африке Максим Субх.
Читайте: Перегретые ожидания и переоценка ситуации: с чем Украина входит в 2024 год
Это основные точки опоры в отношениях с Украиной. Однако формирование интереса Украины к Гане и Черному континенту в целом произошло поздно — только после начала войны с РФ. Еще до недавнего времени на весь континент с его 54 странами было всего 10 посольств.
Наша дипломатия стала уделять этому региону полноценное внимание только сейчас, когда после начала полномасштабного вторжения глава украинского МИД Дмитрий Кулеба побывал с двумя крупными турне в странах Африки, а еще несколько стран посетил с отдельными визитами.
В ответ, в июне этого года в Киев приезжала большая объединенная делегация из Южно-Африканской республики, Египта, Сенегала, Уганды, Замбии, Республики Конго и Коморских островов. Хотя тогда речь шла преимущественно о разговорах о посредничестве между Киевом и Москвой, которое, как известно, так и осталось невыполнимым желанием некоторых политиков в Африке, рост интереса стран из теплых краев к Украине стал виден невооруженным глазом.
Как следствие, на очереди открытие посольств еще в восьми странах – Руанде, Кот-д’Ивуаре, Демократической Республике Конго, Мозамбике, Судане, Ботсване, Мавритании и Омане.
«Убежден, что об открытии некоторых из этих посольств мы сможем объявить уже в январе», – отмечает Максим Субх.
Экономика важна
Когда речь идет о Черном континенте, то на слуху преимущественно поставки украинской аграрной продукции. Это действительно важная составляющая, но не единственная.
«Продолжает иметь место импортозависимость стран Африки во многих секторах экономики. В частности, 38 государств континента остаются чистыми импортерами агропродукции. Стабильный прирост населения обеспечивает постоянный рост импорта», – подчеркивает Максим Субх.
Но если раньше Египет был нашим основным партнером по поставке зерна, сейчас все больше компаний рассматривают вариант переноса логистического хаба в Марокко.
«Это физически удлиняет путь для транспортировки. Если Александрия – самый большой порт Египта был рядом, практически на выходе из Босфора, то теперь нужно пройти все Средиземное море и даже выйти в Атлантический океан. Но с другой стороны, это дает возможность планировать наше присутствие не только в Западной, но и в Подсахарской Африке», — отмечает в комментарии «Апострофу» вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Валерий Король.
Другие важные статьи нашего экспорта – черные металлы и растительные масла. Конечно, есть огромное количество очень мощных конкурентов. Но несколько направлений имеют хорошие перспективы. По словам Валерия Короля, важно увеличивать долю продукции с высокой добавленной стоимостью.
«Африканский континент очень интересуется малой сельскохозяйственной техникой – это тракторы, сеялки и т.д. А ее производство и реализация в Африке влечет за собой обеспечение сервиса. Создание сервисных центров для украинской сельскохозяйственной техники – тоже очень перспективное направление. Главное, это дает возможность планировать нашу присутствие на среднюю и длинную перспективу. Особо ценится создание совместных украинско-африканских предприятий и привлечение местных специалистов», — добавляет Валерий Король.
Отдельно следует упомянуть интерес к украинским IТ-продуктам. По словам собеседников «Апострофа», во многих странах Африки активно происходят процессы диджитализации, в частности, по административным услугам.
Совместная безопасность
«Важно понимать, когда речь идет о сотрудничестве со странами Африки, мы говорим о долго- и среднесрочной перспективе взаимовыгодного сотрудничества», — рассказывает «Апострофу» Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Южно-Африканской республике, Ботсване и Мозамбике Любовь Абравитова.
По ее словам, африканские страны испытывают последствия российской агрессии, многие из них на каком-то этапе начали себе задавать вопрос «почему Украина так важна во многих аспектах международной безопасности».
Яркий пример – ситуация в зоне Сахеля. Это регион в Западной и Центральной Африке на границе между экваториальными лесами и пустыней Сахара, где в последние годы царит нестабильность. Ситуацией пользуются местные сепаратисты, контрабандисты, радикальные исламисты, а также российские «вагнеровцы» и российские спецслужбы в частности. Одна из ключевых задач Кремля в этом регионе, вместе с дестабилизацией, также состоит в том, чтобы ослабить традиционное влияние в этом регионе Франции.
«Мы должны понимать когда говорим о «вагнеровцах», что это не только военные группировки, действующие в Судане, Мали, Центральной Африке, но вместе с тем это целая империя, которая вывозит деньги, золото, другие ценности. Насколько мне известно, они сейчас продолжают функционировать. Возможно, в определенный период у них рвались определенные логистические цепочки. Часть из них после бунта Пригожина уехала, но потом вернулась, — говорит Марта Олийнык-Демочко, — уже упомянутая Гана — одна из тех стран, которая постоянно и последовательно критикует их присутствие. Она выступает за формирование собственных региональных сил, имеет собственную антитеррористическую стратегию, то есть мы имеем общие с Ганой ценности и ориентиры».
В этом контексте следует упомянуть интересный случай. В сентябре этого года американский телеканал CNN сообщал, что украинские спецслужбы могут стоять за серией ударов беспилотников и наземной операцией, направленной против поддерживаемого «вагнеровцами» ополчения недалеко от столицы Судана. Тогда представитель ГУР Андрей Юсов не опроверг и не подтвердил эти данные, однако привел слова генерала Буданова о том, что Украина будет уничтожать российских военных преступников в любой точке мира, где бы они ни находились.
Добрым словом и голосом в ООН
Однако одна из ключевых задач Киева состоит в ослаблении российского влияния в ряде стран Африки. В этом контексте важно для Украины изменение позиции некоторых африканских стран в международных организациях, в частности, ООН. И уже сейчас есть несколько показательных результатов.
«Определенные изменения действительно происходят. В частности, это мы можем увидеть в Анголе. Эта страна имела давние связи с Россией из-за того, что Россия поддерживала правящую партию Анголы и оказывала поддержку во время гражданской войны в этой стране. Ангола постепенно начинает переориентироваться и были случаи, когда она, например, в прошлом году в октябре голосовала в поддержку Украины, хотя ранее воздерживалась. Сенегал, позиционирующий себя как нейтральный, по определенным резолюциям голосует за Украину», — отмечает Марта Олийнык-Демочко.
Открытие новых посольств позволит более эффективно работать нашим дипломатам, часто буквально разорванным на несколько стран.
«Мы сможем перераспределить ответственность за эти страны. Когда я говорю ответственность, для людей не с дипломатическим бэкграундом это может показаться нагрузкой. Речь о том, как мы можем выстраивать стратегию, фиксировать какие интересы лежат в плоскости двусторонних отношений. Например, Маврикия и Украины, или Замбии и Украины. А они все больше поворачиваются в нашу сторону, интересуются», — говорит Любовь Абравитова.
Как подчеркивает посол Украины в ЮАР, сейчас дипломатам из Украины появилась хорошая возможность проявить себя.
«Африка разная, все эти страны уникальны, интересны для работы. И самое главное, для карьерного дипломата это непаханое поле – там много перспектив и себя показать, и доказать, на что способна Украина. В свою очередь, Украина, наше правительство, министерство, прилагает много усилий, чтобы, по крайней мере, тот уровень, на котором обеспечивались зарубежные дипломатические учреждения до полномасштабной агрессии, был адекватным и отвечал всем необходимым условиям. Сегодня такие условия есть», — резюмирует Любовь Абравитова.
Читайте: Последний концерт «Вагнера», господство на море и разрушенный восток: главные военные события 2023 года