"Зеленый свет" с условиями: что означает для Украины рекомендация Еврокомиссии/Украина имеет все шансы выполнить условия Евросоюза и отдельных стран-членов
В среду, 8 ноября, Европейская комиссия рекомендовала государствам Евросоюза начать переговоры с Украиной о нашем вступлении в ЕС. Вместе с тем, в Брюсселе отметили, что Украина еще не выполнила часть реформ и, как раз из-за этого были сомнения, что Еврокомиссия может отложить начало переговоров. Однако в Брюсселе этого делать не стали. Почему Еврокомиссия дала Украине «зеленый свет» на начало переговоров, как долго они могут длиться и что нужно еще выполнить для вступления в ЕС, читайте в материале «Апострофа».
ЕК рекомендует
Решения Еврокомиссии ждали как украинские власти, так и простые украинцы. Президент Зеленский и министр иностранных дел Дмитрий Кулеба уверяли, что проблем с Еврокомиссией не будет и она даст нам «зеленый свет» для переговоров. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на брифинге в Брюсселе, 8 ноября, заявила, что Украина выполнила более 90% рекомендаций, выдвинутых Еврокомиссией.
«На этом основании мы рекомендовали сегодня, чтобы Совет открыл переговоры о вступлении. Мы также рекомендуем, чтобы Совет одобрил переговорную рамку, когда Украина выполнит продолжающиеся реформы», — сказала фон дер Ляйен.
Чиновница добавила, что по этому поводу ЕК предоставит отчет в марте 2024 года.
Читайте: В Европе уже готовят палки в колеса: когда Украина сможет вступить в ЕС
Урсула фон дер Ляен осталась довольна тем, что наша страна продолжает проводить необходимые реформы, даже несмотря на полномасштабную войну.
«Главный прогресс был достигнут в конституционной реформе, реформе в сфере правосудия, в отборе в Высший совет правосудия, в антикоррупционных процессах, борьбе с отмыванием денег, были важные меры для ограничения влияния олигархов на общественную жизнь, новый закон о медиа, прогресс в отношении национальных меньшинств. Реформы, которые остались, выполняются, и это хорошо», — сказала она.
Но есть условия
На решение Еврокомиссии отреагировал президент Владимир Зеленский.
«Сегодня история Украины и всей Европы сделала правильный шаг – Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры по членству с Украиной. Наше государство должно быть в Евросоюзе. Украинцы этого заслуживают и своей защитой европейских ценностей, и тем, что даже во время полномасштабной войны мы соблюдаем свое слово, развивая государственные институты. Все необходимые решения принимаем. Спасибо всем, кто помогает! Слава Украине!«, — заявил глава украинского государства.
Вместе с тем, глава ЕК фон дер Ляйен отметила, что Украина из семи критериев выполнила четыре, а еще к трем есть вопросы. Потому Комиссия рекомендует Верховной Раде выполнить следующее:
— принять предложенный правительством закон об увеличении штатной численности Национального антикоррупционного бюро Украины;
— исключить из закона о предотвращении коррупции положения, ограничивающие полномочия НАПК по проверке активов, которые уже прошли процесс проверки, и ограничения полномочий НАПК по проверке имущества, приобретенного декларантами до поступления на государственную службу, без ущерба правилам, применяемым к обеспечению национальной безопасности во время войны;
— принять закон, который урегулирует лоббирование по европейским стандартам, как часть антиолигархического плана действий;
— принять закон, касающийся остальных рекомендаций Венецианской комиссии от июня 2023 года и октября 2023 года, связанных с законом о национальных меньшинствах, а также учесть рекомендации Венецианской комиссии, связанные с законами о государственном языке, медиа и образовании.
Что касается последнего пункта, то к нему Еврокомиссия дала отдельные пояснения.
«В соответствии с заключительными положениями новой редакции Закона о нацменьшинствах (общинах), Кабинет министров обязан в течение шести месяцев со дня вступления в силу этого закона подготовить и подать на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений в законы «Об образовании», «О государственном языке» и «О средствах массовой информации», – отмечается в документе.
Тут следует отметить, что в сентябре Верховная Рада приняла законопроект об изменениях в закон о национальных меньшинствах. Однако в октябре Венецианская комиссия его раскритиковала.
«Решение Еврокомиссии рекомендовать государствам Евросоюза начать переговоры с Украиной о нашем вступлении в ЕС – это конечно же аванс, — отмечает в комментарии «Апострофу» соглава программы по безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков, — Мы выполнили большую часть рекомендаций, но остались ведь еще и невыполненные. И ЕК дает нам время до марта 2024 года».
«Решение о начале переговоров, скорее политическое, и здесь Еврокомиссия идет нам на уступки», — сказал в комментарии директор Института мировой политики Евгений Магда, — Но сам процесс переговоров будет означать согласование большого количества позиций».
Что делать с Венгрией?
Михаил Пашков отметил, что за четыре месяца оставшиеся условия выполнить реально.
«Украина постепенно продвигается в выполнении рекомендаций ЕК. Камнем преткновения стал закон о нацменшинствах. Но базовый закон принят и его нужно только усовершенствовать в русле рекомендаций Венецианки», — говорит эксперт.
Недовольство украинским законом «О государственном языке» высказывает Венгрия. Там уже заявили, что будут блокировать переговоры с Украиной о вступлении в ЕС, пока не будут выполнены их требования по языку образования.
Политический директор венгерского премьера Балаж Орбан сказал, что Венгрия всегда была сторонником сближения Украины с Европейским Союзом, но новый языковой закон изменил отношение.
«Позиция Венгрии абсолютно четкая: пока существует этот закон, не может быть никаких дискуссий с украинцами об их интеграции в Европейский Союз. Мы будем блокировать до тех пор, пока проблема не будет решена. Новые законы сделали жизнь венгров в Украине невыносимой. Мы не можем с этим смириться», – заявил Орбан.
Напомним, новый закон обязует все меньшинства получать не менее 70% образования на украинском языке.
«Венгрия этим заявлением подает сигнал не столько Киеву, сколько Брюсселю о том, что она хочет получить деньги, которые были заблокированы из-за проблем с демократией в этой стране. Это накатанная тактика Виктора Орбана», — говорит Евгений Магда.
По мнению эксперта, для нас было бы выгодным протянуть руку для диалога всем странам Вышеградской четверки, а не только Венгрии.
«И как бы мы не относились к Орбану, другой процедуры приема в ЕС нет. Венгрия уже прошла путь евроинтеграции, и она является полноправным членом ЕС. Нам нужно действовать более гибко, чтобы не дать Венгрии остановить наше движение в ЕС», — заметил Магда.
«С Венгрией, конечно, будет сложновато. Но, вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина сказала, что переговоры с Венгрией продвигаются. Думаю, мы сможем консолидировать другие страны ЕС, чтобы с Орбаном вопрос решить», — сказал Пашков.
В интервью ERR Стефанишина заявила, что украинская делегация ездила в Будапешт и определенные договоренности достигнуты.
«Мы эти договоренности реализуем с точки зрения ожиданий венгерской стороны, они касаются образовательного процесса для нацменьшинств. С Румынией у нас, кстати, продолжается очень продуктивный диалог по этому вопросу», – рассказала вице-премьер.
Как быть с Польшей?
Обещала заблокировать переговоры Украины о вступлении в ЕС и Польша. Но здесь проблема в другом. Польша требует эксгумации захоронений своих соотечественников, погибших во время Волынской трагедии.
Заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский в интервью Radio ZET заявил: «Я скажу нашу позицию. По моему мнению, без решения этого вопроса – и многие украинцы это уже тоже осознают – Украине нечего мечтать о вступлении в Европейский Союз. Поэтому мы будем абсолютно подчеркивать, что без решения этого вопроса не будет долгосрочного примирения с Украиной».
«Заявление министра Яблонского не случайно. Вопрос почитания памяти жертв Волынской трагедии для поляков очень важен, — говорит Евгений Магда, — Тут мы никак не сможем пошатнуть польскую позицию».
По словам эксперта, самостоятельно эксгумацию поляков мы провести не сможем и для этого нужно привлекать другие страны.
«Мы должны соответствующим образом действовать и искать общий язык. Для польской стороны важно не количество погибших, а их имена. То есть, кто конкретно предстанет перед господом», — пояснил Магда.
«Я уверен, что с Польшей мы вопрос решим и даже не будем выносить его на рассмотрение Евросоюза. Это не глобальная проблема. Это вопрос взаимоотношения между нашими странами«, — говорит Михаил Пашков.
Оба эксперта высказали твердую уверенность в том, что Польша не будет нам включать красный свет.
«Я думаю, это заявление Яблонского не повлияет стратегически на характер взаимоотношений между нашими странами», — заметил Евгений Магда.
Сколько ждать?
«С одной стороны процесс вступления Украины в ЕС запущен. Но, с другой стороны, нужно понимать, что этот процесс может быть продолжительным, — говорит Михаил Пашков, — К примеру, с Балканскими странами переговорный процесс идет десятилетие».
«Процесс пошел. И здесь нам нужны квалифицированные переговорщики, которые умеют отстаивать наши позиции и не дать странам-соседям навязать нам свою волю», — отметил Евгений Магда.
«Теперь насколько быстро пойдут переговоры и насколько быстро мы вступим в ЕС будет зависеть от нас всех: от власти, от гражданского общества. Нам дали срок до марта провести оставшиеся реформы. А в декабре свое слово должен еще сказать Евросовет. Ждем», — резюмировал Пашков.
«Ну что ж, Еврокомиссия сказала «да, рекомендуем», теперь дело за Советом ЕС. Надеемся, что все же ситуационные интересы отдельных стран не перечеркнут долгосрочную выгоду» — подвел итог Евгений Магда.
Читайте также: Не ко времени: сколько украинцев готовы отложить вступление в ЕС