Опасный прецедент: как коррупционеры донатят на ВСУ/Правоохранительные органы дают возможность преступникам официально откупиться от тюрьмы
На прошлой неделе произошло вопиющее событие, о котором, впрочем, довольно скромно написали лишь некоторые СМИ. Речь идет о бывшем министре экологии времен Януковича Николае Злочевском. Находясь под уголовным преследованием по делу о взятке руководителям НАБУ и САП в рекордные $6 млн, он пошел на соглашение со следствием, оплатив 500 млн грн для проекта «Армия дронов» и закупив оборудование для ВСУ более чем на 160 млн грн. Таким образом он фактически купил себе индульгенцию от уголовного наказания. К чему может привести кейс Злочевского и станет ли подобная практика рабочей схемой по освобождении крупных коррупционеров от наказания, читайте в материале «Апострофа».
САП отрапортовала – ВАКС засекретился
О том, что Злочевский фактически откупился от наказания, недавно радостно отрапортовали в Специализированной антикоррупционной прокуратуре.
«Оглашен приговор бывшему министру экологии.
1 августа 2023 года коллегия судей ВАКС утвердила соглашение о признании виновности, заключенное между прокурором САП и бывшим министром экологии и природных ресурсов Украины.
Прокурором при решении вопроса о заключении данного соглашения о признании виновности в соответствии с требованиями ст. 470 УПК Украины учтено безоговорочное признание указанным лицом своей вины в инкриминируемом ему уголовном правонарушении, отсутствие материального ущерба, причиненного в результате совершения инкриминируемого уголовного правонарушения, а также наличие общественного интереса в обеспечении скорейшего судебного производства, которое обеспечит полное и своевременное наказание», — написали в САП на своей странице в Facebook.
Читайте: «Деньги мне подбросили»: появились кадры спецоперации по задержанию нардепа за взятку
Известно, что в качестве приговора по делу Злочевский отделался штрафом в 68 000 грн.
В связи с этим, интересно, что ранее Злочевскому инкриминировали «организацию передачи взятки», однако впоследствии квалификацию сменили на «злоупотребление влиянием».
Как пояснили в Центре противодействия коррупции, за это предусмотрены значительно меньшие наказания и нет конфискации имущества: штраф от 17 тысяч до 68 тысяч грн, ограничение свободы или лишение свободы до 2 лет.
Но, тут важен еще один момент. Дело Злочевского о подкупе руководства НАБУ и САП в размере 6 миллионов долларов довольно резонансное, поскольку в нем фигурирует рекордная для Украины сумма. Поэтому неудивительно, что его сделка со следствием вызвала множество вопросов в обществе относительно справедливости наказания.
«Юридические основания для такой сделки возможно и есть, — говорит в комментарии «Апострофу» политолог Ярослав Макитра, — но вот с моральной и общественной точек зрения, такая сделка недопустима, поскольку дает шанс и другим коррупционерам избежать серьезного наказания».
Казалось бы, правоохранители и судебная инстанция должны быть открыты для комментариев, чтобы все возникшие вопросы снять. Но, увы. Высший антикоррупционный суд (ВАКС), наоборот, засекретил приговор относительно соглашения с Николаем Злочевским.
Чем известен Злочевский
Имя Николая Злочевского было на слуху при президенте Януковиче. В 2010—2012 годах он занимал должность министра экологии и природных ресурсов Украины. А с 2012 по 2014 год Злочевский работал заместителем секретаря СНБО. Перед приходом в министерство был депутатом Верховной Рады трех созывов: четвертого – от медведчуковской СДПУ(о), а также пятого и шестого – уже от Партии регионов.
Также Злочевский известен своим нефтегазовым бизнесом и компанией Burisma. В 2014-м в наблюдательный совет компании вошел сын тогдашнего вице-президента США Джо Байдена Хантер. Это привело впоследствии к немалому количеству скандалов. При этом сам Злочевский неоднократно находился в розыске, фигурируя в разных уголовных делах.
12 июня 2020 года САП и НАБУ сообщили, что их руководство пытались подкупить рекордной для Украины взяткой в сумме 6 млн $ (165 млн грн по тогдашнему курсу). Деньги предназначались за прекращение уголовного производства по подозрению Злочевского. Досудебное расследование вели детективы НАБУ. Эпизод касается вероятной причастности экс-министра экологии к завладению средствами стабилизационного кредита НБУ, выданного «Реал Банку» (и подконтрольного в то время должностным лицам времен Януковича), и легализации этих средств.
В судебных процессах по этому делу экс-министр принимал участие дистанционно, поскольку ранее успел выехать из Украины то ли в Арабские Эмираты, то ли в Швейцарию, находясь в розыске.
И вот на прошлой неделе, на втором году полномасштабной войны, Злочевский вдруг решил признать вину в даче взятки главам НАБУ и САП и пошел на соглашение со следствием, оплатив 500 млн грн для проекта «Армия дронов» и закупив оборудование для ВСУ более чем на 160 млн грн.
Кстати, в 2021 году Forbes оценивал активы Злочевского в $540 млн. При этом скандальный экс-министр за год до нападения РФ на Украину переписал злосчастную компанию Burisma на двух своих дочек.
Это ж уже было
Если кто-то думает, что история со Злочевским это ноу-хау САП и ВАКС, то тут можно ответить словами президента Кучмы, отмечавшего 9 августа 85-летие: «Это ж было уже».
К примеру, практически аналогическим образом избежали тюрьмы братья Сергей и Александр Кацуба. Первый был народным депутатом от Партии регионов. Второй – работал заместителем главы Нафтогаза. Первый – 16 января 2014 года голосовал за так называемые «диктаторские законы». Оба были фигурантами коррупционного дела по так называемым «вышкам Бойко».
Подробности рассказывать не будем, в данном случае они не важны. Уголовное дело, в рамках которого было принято решение задержать Сергея и Александра Кацуб, возбудили весной 2014 года. Александр был задержан в 2016 году и отправлен в СИЗО. Однако, в марте 2017 года Александр Кацуба, как и сейчас Злочевский, пошел на соглашение со следствием, заплатил 100 млн. грн. в бюджет. В итоге, Шевченковский суд Киева выпустил его из СИЗО, сняв арест с его имущества. Ныне Александр Кацуба выступает экспертом по энергетике на различных медиа-ресурсах.
В САП попробовали оправдаться
Поскольку на тему довольно странного соглашения Злочевского с правоохранителями бурно отреагировали в соцсетях, в САП попробовали дать разъяснения в свое оправдание.
Исполняющий обязанности начальника отдела САП Игорь Гарванко сказал следующее:
«Прокурор в своей работе не оценивает соглашение с призмы измена/победа. Соглашение — это инструмент достижения результата: привлечения виновного к ответственности и выполнения основных задач уголовного судопроизводства. Это обеспечение быстрого, полного и беспристрастного судебного разбирательства, чтобы каждый, кто совершил уголовное правонарушение, был привлечен к ответственности по мере своей вины. Соглашение ни в коем случае не означает какого-либо прощения или избегания ответственности. Это — формат привлечения к ответственности, когда лицо соглашается признать себя виновным. На основании соглашения суд выносит обвинительный приговор по определенной заранее согласованной степени наказания. При этом при заключении соглашения со следствием суд проверяет ряд факторов, в том числе соответствие интересам общества».
Как уточнил Гарванко, учитывая имеющиеся доказательства при рассмотрении дела в суде, прокурор пришел к выводам, что начальная квалификация этого преступления может привести к тому, что фигурант вообще избежит ответственности в суде. Поэтому в марте прокурор сменил обвинение и переквалифицировал инкриминируемое преступление с организации предоставления взятки (ст. 369 УК Украины) на злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК Украины). Максимальное предусмотренное этой статьей наказание ограничено двумя годами лишения свободы.
«Мы также учли временные и другие ресурсы, которые могут понадобиться НАБУ и САП для прохождения трех инстанций в суде с перспективой в результате получить для подсудимого максимум двухлетний срок заключения — с достаточно туманной перспективой реального отбывания наказания, учитывая пребывание Н. Злочевского за границей. В этих обстоятельствах готовность обвиняемого признать вину, уплатить значительные средства Вооруженным Силам Украины и дать обличительные показания убедила прокурора и суд в целесообразности такого соглашения. В итоге в пользу ВСУ уплачена сумма свыше 800 млн грн. Такой экономический эффект для Вооруженных Сил сыграл ключевую роль в принятии судом этого решения», — заключил Гарванко.
Опасная тенденция
«Подобная практика освобождения топ-коррупционеров от ответственности не допустима. Это позор, — говорит в комментарии «Апострофу» юрист, военнослужащий и гражданский активист Олег Симороз, — Я считаю это издевательством над ВСУ и спекуляцией на армии. САП и ВАСУ, по сути, прикрываясь благородной целью, отмазали крупного коррупционера времен Януковича. Он понимал, что таким образом ему удастся избежать серьезного наказания и пошел на сделку. Злочевский убежал из страны и скрывался от правосудия и я, как юрист, скажу, что это отягчающее обстоятельство».
С ним согласны и другие эксперты.
«Подобное решение САП и ВАКС оскорбляет государство, — считает политолог Виктор Небоженко, — Получается, что оно в лице судей и правоохранителей клянчит деньги на армию у коррупционеров, освобождая их от наказания. В законе нет нормы, по которой, если ты перечислил деньги на армию, то смягчается наказание».
«Деньги на армию, безусловно, нужны, но тут дело не о благородстве, а о реальном наказании за коррупцию», — заметил политолог Ярослав Макитра.
Олег Симороз в связи с этой историей обращает внимание и на работу антикоррупционных органов: «Мне не понятно зачем мы с таким трудом создавали САП и ВАСУ, которые теперь принимают абсолютно коррупционное решение. Мне кажется, что ничего не поменяется до тех пор, пока у нас не сменится власть, пока не сменится Верховная Рада, депутаты которой почти ежедневно замечаются в коррупции».
Все опрошенные «Апострофом» эксперты едины во мнении, что Злочевский должен понести реальное наказание.
«На нем негде ставить клейма. Он обворовывал государство, а теперь отдал малую часть от наворованного, заплатил смешной штраф в 68 тысяч гривен и свободен», — возмущается Олег Симороз.
«Для правоохранителей все закончилось хорошо. Они закрыли дело о крупной коррупции, приговор есть, деньги вернули. Но с моральной точки зрения это не работает. Если государство объявило борьбу с коррупцией, так и должно бороться реально», — заметил Ярослав Макитра.
Не секрет, что на сегодняшний день в Украине ни один крупный коррупционер не сел в тюрьму. Теперь, после «сделки» Злочевского утратилась последняя надежда на это.
Похоже, принцип «задонать на ВСУ и свободен» начал входить в практику. Показательный пример: глава фракции «Слуг народа» Давид Арахамия инициирует исключение из фракции нардепа Богдана Торохтия, который за время войны приобрел элитный автомобиль и расслаблялся на зарубежном курорте.
По мнению Арахамии, у Торохтия было время на то, чтобы объяснить свое поведение во время войны и попытаться хотя бы как-то реабилитироваться. «Как вариант — продать что-то из элитного автопарка своей семьи и передать средства на нужды обороны. Это никого не оправдывает, но хотя бы дает понять, что человек осознал свою ошибку и больше так не будет поступать», — заявил Арахамия.
То есть, власть показывает, что всех, кто поделится ворованным на нужды ВСУ, будут прощать, а потому посадок им бояться нечего.
Читайте: Тыловые «герои»: стали известны фамилии задержанных на Закарпатье военкома и руководителя ВЛК