eplus.com.ua

Бензин и дизель подорожают? Зачем Кабмин создает запас топлива

Май 24
11:45 2023

В Украине планируют создать стратегический запас нефти и нефтепродуктов. Правительство настаивает, что это необходимо во избежание ситуаций, подобных той, что возникла в самом начале войны, когда в стране образовался острый дефицит горючего. «Апостроф» выяснял, как реализация инициативы властей повлияет на стоимость бензина и дизеля, где будут храниться запасы нефтепродуктов и, главное, как их обезопасить от ракетных обстрелов врага. Читайте также: В Украине цены на бензин с 1 июля поползут вверх: сколько будет стоить топливо Безопасность превыше всего Правительство инициирует создание в Украине запасов нефти и автомобильного топлива на случай кризисных явлений. Соответствующий законопроект (№9024) «О минимальных запасах нефти и нефтепродуктов» уже подан в Верховную Раду. Пока документ прорабатывается в парламентском комитете по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. «Создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов — еще один ответ на вызов, который поставила перед страной война. Сегодня в случае прекращения поступлений нефти и нефтепродуктов потребность в них страна сможет удовлетворять в течение не более 10-30 дней за счет собственной добычи и запасов. Этого критически мало, учитывая все коварство врага, с которым мы имеем дело. Нельзя исключать риск очередной попытки лишить нас топлива», — отметил заместитель министра энергетики Украины Николай Колесник, представляя законопроект в профильном комитете Рады. По предложению правительства, минимально необходимый запас нефти и нефтепродуктов должен покрывать 90 дней чистого среднесуточного импорта или 61 день среднесуточного внутреннего потребления. Минимальный запас будет равен тому показателю, который окажется больше. Создавать запасы и хранить их должны будут операторы рынка – импортеры и производители нефти и нефтепродуктов. Каждый из них получит собственный норматив в соответствии с его долей на рынке. Поскольку нефтепродукты имеют определенный срок хранения, то запас нужно будет периодически заменять — после того, как истекут 50% срока хранения, но не позже, чем после истечения 70% этого срока. Эта обязанность также возлагается на операторов. Для контроля над наличием и объемом запасов закон предусматривает создание специальной мониторинговой системы, которая позволит в режиме реального времени отслеживать, какое количество горючего находится в хранилищах. Данный проект закона, как сообщил Николай Колесник, разработан во исполнение обязательств Украины как члена Европейского энергетического сообщества (в эту организацию наша страна входит с 2011 года). Особая директива обязывает каждого члена общества создавать и поддерживать запасы нефти и нефтепродуктов. Правда, в течение 12 лет членства у Украины не доходили руки до введения этой нормы, но теперь, по мнению правительства, время настало. Главная функция минимального запаса — укрепление энергетической безопасности государства на случай кризисов, подобных тому, который возник в феврале прошлого года, когда были обрезаны все каналы поставок из России и Беларуси, откуда Украина прежде импортировала около 80% необходимых ей нефтепродуктов. И, хотя сейчас построена новая система логистики, и рынок работает стабильно, опасность дефицита в кризисных ситуациях остается достаточно высокой. Заплатит потребитель Энергетическая безопасность государства важна и в мирное время, не говоря уже о войне. Но соответствуют ли действительности заявления правительства об угрозе дефицита нефти и нефтепродуктов в стране? Дело в том, что эти заявления уже вызвали беспокойство у потребителей, часть которых отправились на АЗС делать запасы горючего. «На сегодня в Украине наблюдается значительный профицит всех видов автомобильного горючего, — успокаивает в разговоре с «Апострофом» эксперт «Нефтерынка» Александр Сиренко. — Остатки горючего у трейдеров — на 2,5 месяца потребления. Цены снижаются, и трейдерам приходится прилагать значительные усилия, чтобы продать оптовые партии дизеля по 31 гривне за литр. А, поскольку на европейском рынке цена продолжает снижаться, то в Украину уже направляются новые партии горючего, которые будут еще дешевле». Поэтому, по мнению Сиренко, закон о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов, если он будет принят, только зафиксирует состояние резервов, которые и без того есть в наличии. Поэтому резкая активизация усилий по принятию закона и слухи о возможном дефиците горючего могут быть выгодны крупным операторам рынка для того, чтобы несколько «подогреть» рынок, стабилизировать цену, а, возможно, и ее поднять. Этот закон действительно может повлиять на стоимость горючего, поскольку в соответствии с ним все расходы на закупку запасов нефтепродуктов, их хранение, а также создание системы мониторинга возлагаются на участников рынка. Причем эффективность этих расходов не всегда будет высокой. «Стоит вспомнить, что одна система мониторинга количества горючего у нас уже есть, — рассказывает Александр Сиренко. — Она создана для налогового учета и показывает остатки нефтепродуктов по всей стране. Для ее создания всех участников рынка обязали установить на резервуарах горючего уровнемеры и датчики, на что они потратили около 50 миллионов долларов. Профинансированы создание программного обеспечения и закупка оборудования. И сейчас никто не знает, как работает эта система. Вместо этого предлагается создать еще одну». Сами запасы также будут стоить трейдерам денег. Ведь товар, который лежит без движения, не приносит прибыли. Зато требует затрат на хранение. И заплатить за него должны будут сами трейдеры. А в конечном итоге – покупатель горючего. «Конечно, чтобы компенсировать свои расходы, предприятия включат расходы на закупку и хранение запасов нефтепродуктов в их цену, — рассказал «Апострофу» директор консалтинговой группы «А-95″ Сергей Куюн. — Это приведет к некоторому подорожанию бензина и дизеля. Хотя сейчас трудно сказать, насколько оно будет значительным, поскольку точные расчеты еще не делались». Впрочем, по словам эксперта, закон, если его примут, будет вводиться постепенно. «На первом этапе правительство не потребует создания запасов, предусмотренных законом, в полном объеме, — объясняет Куюн. — На первом этапе будет создаваться минимальный запас в размере 3% от годового потребления. То есть, если трейдер продает за год, например, 1000 тонн дизеля, то он должен иметь постоянный запас в размере 30 тонн. Тем временем, в течение переходного периода будет отрабатываться работа мониторинговой системы и другие вопросы, связанные с созданием и учетом запасов». Как спрятать дизель от ракет Впрочем, главной проблемой при введении закона станут не затраты на закупку необходимых объемов нефтепродуктов, а проблема их хранения и защиты. Украина на собственном печальном опыте убедилась, что традиционные нефтеперерабатывающие предприятия и нефтебазы являются идеальными целями для атак с воздуха. Свои атаки на энергетическую инфраструктуру Украины Россия начала именно с этих объектов, в результате чего сейчас в стране практически не существует больших баз хранения нефтепродуктов. Поэтому при создании стратегических запасов необходимо будет позаботиться о том, чтобы они хранились в безопасных местах и в случае нового вражеского обстрела не были уничтожены через несколько дней. «Главным фактором безопасности при хранении нефтепродуктов является его децентрализация, – говорит Сергей Куюн. – Например, для этого можно использовать резервуары на АЗС. Они достаточно велики, и их много. И, если часть объема этих хранилищ выделить под запасы, то в масштабах государства это позволит хранить достаточно большие объемы горючего. Также есть небольшие хранилища, как у самих трейдеров, так и у многих предприятий. Если в таком хранилище хранится до 2 тысяч тонн горючего, то бить туда дорогими высокоточными ракетами нецелесообразно». Также, отметил эксперт, существует идея относительно возможности хранения нефти и нефтепродуктов в трубопроводах, которые сейчас не используются. Таких трубопроводов достаточно много. В частности, это продуктопровод, по которому раньше в Украину поставлялся дизель с территории Беларуси, и часть газопроводов. Это готовые подземные резервуары, которые могут хранить тысячи тонн горючего. К тому же, они расположены под землей, что обеспечивает для них надежную защиту. По мнению Александра Сиренко, еще одним вариантом могут быть подземные хранилища, подобные тем, что используются для хранения газа. Такие объекты существовали на территории Украины в советское время как раз на случай новой войны. Однако в последние десятилетия они не использовались. «Помимо этого, часть горючего можно хранить за границей, — добавляет Сергей Куюн. — Трейдеры могут арендовать необходимые мощности в соседних странах, откуда в случае необходимости топливо можно будет быстро доставить. Кроме этого, можно использовать систему так называемых тикет-соглашений. Предприятия, которые владеют терминалами и хранилищами, продают специальные документы — тикеты, подтверждающие право владельца в любой момент по первому требованию получить определенное количество горючего из текущих запасов в хранилищах. Таким образом, хотя собственного запаса предприятие не имеет, оно в случае необходимости всегда может получить необходимое количество горючего». Таким образом, Украина имеет все возможности в будущем создать необходимый на случай чрезвычайных ситуаций запас горючего. Однако на данный момент проблемы со снабжением нефтепродуктами отечественные трейдеры успешно решают, и владельцам автомобилей нет необходимости создавать очереди у АЗС и пытаться запастись горючим в ожидании внезапного дефицита. Читайте также: Украина закрыла «топливную» лазейку для России

Статьи по теме

Последние новости

«Гарантии безопасности и усиление ВСУ»: Зеленский встретился с генсеком НАТО Рютте

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.