eplus.com.ua

Нового урожая будет мало: грозит ли Украине дефицит продуктов

Март 03
14:09 2023

В 2022 году из-за войны урожай в Украине значительно упал, и в текущем году обещает быть еще меньше. Факторов, которые способствуют сокращению посевов и всходов, достаточно много. Это и проблемы с вывозом агропродукции, и, как следствие, финансовые трудности фермеров, а также экологическое загрязнение почв. «Апостроф» выяснял, каковы перспективы отечественного агросектора, и могут ли его проблемы привести к дефициту продовольствия. В «предвоенном» 2021 году в Украине был собран рекордный урожай — 106,6 миллиона тонн, из которых 84 миллиона тонн составили зерновые, а 22,6 миллиона тонн – масличные культуры. В 2022 году урожай оказался существенно скромнее – 72 миллиона тонн. Это не удивительно, учитывая, что значительная часть аграрных территорий, в первую очередь, в Херсонской и Запорожской областях, оказалась под оккупацией. А в прифронтовой зоне посевные и уборочные работы либо крайне затруднены, либо вовсе невозможны. Из-за войны аграрии в минувшем году засеяли существенно меньше площадей, чем в 2021 году. Согласно данным Министерства аграрной политики и продовольствия, озимыми культурами были засеяны всего 4,5 миллиона гектаров, что почти на 42% меньше, чем годом ранее. Очевидно, что это скажется на урожае. По прогнозу Национальной зерновой ассоциации, в 2023 году в целом зерновых и масличных соберут 64,8 миллиона тонн. В январе заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий заявлял, что физические объемы урожая в текущем году будут на 10-15% меньше, чем в 2022 году. Не трудно подсчитать, что речь идет примерно о 60 миллионах тонн. В свою очередь, агрохолдинг «Агрейн» дает еще более пессимистичный прогноз. Компания оценивает урожай 2023 года на уровне 50-60 миллионов тонн — 30-35 миллионов тонн зерновых и 20-25 миллионов тонн масличных культур. «Снижение внесения удобрений на 50-60%, значительные неубранные площади кукурузы в полях, недостаток финансирования и необходимость существенной экономии приведут к тому, что ожидаемая урожайность снизится в зависимости от региона и культуры примерно на 10-30% по сравнению со средней урожайностью прошлых лет. Падение урожайности может быть также из-за уменьшения посевных площадей и изменения структуры посевов», — говорится в сообщении аграриев. Агросектор военного времени Таким образом, можно констатировать, что аграрный сектор Украины, считающийся одним из столпов отечественной экономики, который к тому же обеспечивал до войны значительные валютные поступления от экспорта, находится в кризисе. По словам президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, на сегодня самая большая проблема для аграриев – это логистика, которая очень подорожала после российского вторжения. «Если раньше фермер тратил около 30 долларов/тонна на логистику своего зерна, а остальное получал себе в доход, то сегодня он тратит от 100 до 150 долларов на тонне. А это, конечно, уменьшило рентабельность производства всех культур. В результате этого – сокращение площадей посева, как уже под озимую пшеницу, так и в будущем под яровые зерновые», — сказал Горбачев в комментарии «Апострофу». К такой ситуации привела блокада российскими оккупантами украинских портов, из-за чего экспортные потоки были перенаправлены на другие логистические направления. Но даже «зерновой коридор», действующий с лета 2022 года, не смог полностью решить эту проблему. «На сегодня половина экспорта идет альтернативными путями по железной дороге, автомобильным транспортом. А та часть, которая идет через морские порты, — там очень большая очередь судов, которые простаивают по 40-50 дней. Одни сутки простоя корабля стоят 20-30 тысяч долларов. Это — дополнительные расходы около 40-50 долларов на тонну», — говорит Николай Горбачев. В связи с этим сельхозпроизводители сокращают производство зерна, так как они не могут продать его с прибылью. «На сегодня Украина не дотирует фермеров. По какой цене они вырастили, они должны продать с прибылью. Если они продают в убыток, то лучше и не сеять», — подчеркнул эксперт. Меньше пшеницы, больше рапса Проблема рентабельности производства также влияет на структуру будущего урожая. По словам замминистра агрополитики Тараса Высоцкого, в приоритете у аграриев сейчас масличные культуры – рапс, соя, подсолнечник. Эта тенденция начала проявляться уже во второй половине прошлого года. «Хотя масличные культуры имеют меньшую урожайность на гектар, дают меньший валовой сбор в весе, но стоимость их значительно выше по сравнению с зерновыми – в 2-2,5 раза», — пояснил Высоцкий. Ничего удивительного в этом нет — фермеры переходят на те культуры, которые они могут продать и получить за проданный товар больше прибыли. При этом часто речь идет о том, чтобы получить хоть какую-то прибыль. «Если взять рапс, то он стоит больше 500 долларов за тонну, и сельхозпроизводителю выгодно его выращивать, потому что себестоимость его производства – 350-400 долларов на тонне, и 100 долларов еще останется прибыли. А, если взять пшеницу, то себестоимость ее производства – около 180 долларов, а продают ее по 150-160 долларов с поля. Поэтому ее производство невыгодно», — поясняет Николай Горбачев. Рапсовое полеФото: Pixabay В связи с этим в 2023 году ожидается двукратное сокращение урожая пшеницы. «Если до войны мы выращивали 33 миллиона тонн пшеницы, то в этом году ожидается ее урожай на уровне 16-17 миллионов тонн», — отметил Николай Горбачев. «Зерновая сделка» под вопросом Совершенно очевидно, что падение объемов урожая, а также проблемы с логистикой приводят к сокращению аграрного экспорта. Так, если в 2021 году из Украины было экспортировано 51,2 миллиона тонн зерна, то в 2022 – всего 38,5 миллиона тонн (падение почти на 25%). В частности, экспорт пшеницы сократился с 20,1 миллиона тонн в 2021 году до 11,2 миллиона тонн в 2022 году (падение более чем на 44%). Учитывая неутешительный прогноз по урожаю пшеницы, ее экспорт в текущем году будет еще меньше. Считается, что внутренние потребности Украины в пшенице составляют около 8 миллионов тонн. Таким образом, ее экспорт в 2023 году может не дотянуть даже до 10 миллионов тонн. Это при условии, что «зерновая сделка», заключенная в июле прошлого года, продолжит действовать. После продления в ноябре срок ее действия истекает в середине нынешнего марта. Украина хочет продлить сделку минимум на год и при этом расширить количество задействованных в ее рамках портов. Однако пока непонятно, как поведет себя Россия, которая прошлой осенью шантажировала весь мир угрозами непродления соглашения. Впрочем, как считает член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, «зерновая сделка» будет продлена, потому что она очень нужна Турции. «Особенно после последних землетрясений у турок очень серьезная проблема с продовольствием», — сказал Пендзин в разговоре с «Апострофом». На сегодня, напомним, Турция является одной из немногих стран, которые сохраняют умеренно дружественные отношения с Россией, в связи с чем Кремль старается учитывать интересы Анкары. Также отметим, что в экспорте агропродукции из Украины очень заинтересован Китай, а РФ сегодня, по сути, превратилась в вассала Поднебесной. При этом абсолютной уверенности в том, что «зерновой коридор» продолжит работу, быть не может, так как действия российского диктатора становятся все менее предсказуемы. Мины вместо зерна Есть еще один фактор, который может серьезно ухудшить состояние аграрного сектора Украины, — экологический. По данным издания Politico, с начала полномасштабной российской агрессии было зафиксировано 2300 случаев нанесения ущерба окружающей среде нашей страны, который оценивается в 48 миллиардов евро. Значительную угрозу представляет поврежденная техника российской армии, которая продолжает гнить на украинских полях и отравлять окружающую среду, выделяя опасные вещества. В целом это более 400 тысяч тонн вредных отходов, сообщает Всеукраинское молодежное движение Let`s do it Ukraine. Колоссальную проблему представляют неразорвавшиеся боеприпасы. По данным Let`s do it Ukraine, на сегодня «минное поле» в нашей стране составляет около 250 тысяч квадратных километров, что больше всего Корейского полуострова. В СМИ и социальных сетях регулярно появляются сообщения о подрывах во время сельскохозяйственных работ. «А это значит, что даже на освобожденных на сегодняшний день территориях вряд ли стоит ожидать хорошего урожая», — предупреждает Олег Пендзин. Не говоря уже о территориях, где сейчас ведутся активные боевые действия, и которые еще только предстоит освободить. «Длина фронта – 4000 километров, где летят бомбы, снаряды, мины. Они попадают в землю. В земле от 20% до 25% мин не сдетонировали. И придется разминировать все эти поля на 4000 километров в длину и примерно на 20-30 километров в ширину, — говорит Николай Горбачев. — На это уйдет очень много лет, чтобы потом эти земли можно было использовать в аграрной сфере». Хватит ли продовольствия Все вышеизложенное наводит на неприятные мысли о том, что отечественный аграрный сектор ожидает упадок. И первый вопрос, который в связи с этим беспокоит украинцев, — может ли возникнуть нехватка продуктов из-за падения объемов урожая? «Дефицита продовольствия в Украине не будет, — убежден Олег Пендзин. – Мы прокормим себя 100%, в этом даже сомнений нет». Николай Горбачев соглашается, что продовольственной безопасности страны ничего не угрожает. «Украина выращивала зерно и 1000 лет назад, и 100 лет назад, и во время Первой мировой войны, и во время Второй мировой войны. Украина и сейчас выращивает зерно и экспортирует его. Даже во время войны мы кормим за пределами нашей страны больше людей, чем проживает на нашей территории, — говорит эксперт. — Мы – та страна, которая всегда буде выращивать больше зерна, чем нам нужно». Более того, аграрный бизнес в Украине будет расти, считает Олег Пендзин. «Я думаю, что после войны то, что останется в Украине — это будет «аграрка». Другое дело, что нужно создавать аграрный кластер, а не вывозить зерно. Но это уже вопрос послевоенный», — подытожил эксперт.

Статьи по теме

Последние новости

"Вы лжете": в Офисе Зеленского на фоне скандала с переселенцами обвинили "слугу народа" в преступлении

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.