"Консервы" вскрываются: почему в Европе зазвучали нарративы Путина об Украине/Друзья России в ЕС заметно активизировались
В последнее время в Европе зазвучали откровенно пророссийские заявления нескольких политиков разного калибра и масштаба, которые наталкивают на мысль о том, что они могли быть скоординированы, а инициатор находится в Москве. О том, почему снова «вылез» евроскептицизм Виктора Орбана и Марин Ле Пен, к которым присоединился малоизвестный румынский деятель, а также как это может быть связано с анонсированием Кремлем проведения «референдумов» на оккупированных территориях Украины, читайте в материале «Апострофа».
«Плохие санкции» и «загнивающая Европа»
Готовясь к очередной волне шантажа, связанной с проведением псевдореферендумов, в Кремле активизировали своих агентов влияния в Европе. На выходных венгерское издание Szabad Европа сообщило, что премьер-министр этого государства, фактически имеющий всю полноту власти, Виктор Орбан заявил, что Украина из-за войны с Россией может потерять половину территории, а Евросоюзу грозит распад.
Интересно, что Орбан произнес речь 10 сентября на закрытой встрече с членами правительства, парламентариями, бизнесменами и художниками, близкими к его партии «Фидес» в поселке Кетче.
Орбан заявил, что война в Украине может продолжаться до 2030 года, а Киев рискует потерять треть или половину территории страны. Также он добавил, что война была бы локальной, но «вмешательство Запада сделало ее глобальной». Кроме того, венгерский премьер подчеркнул, что Европа санкциями против РФ «стреляет себе в ногу», ведь из-за энергетического кризиса 40% европейской промышленности может зимой остановиться. В конце концов, он предположил, что ЕС и еврозона могут к 2030 году вообще развалиться.
Поддержала ультраправого коллегу из Венгрии лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, которая публично заявила, что санкции Евросоюза против России из-за полномасштабной войны в Украине якобы являются «геополитической ошибкой». По ее словам, ограничения, введенные ЕС против страны-агрессора, «спровоцировали энергетический кризис».
«(Правительство — ред.) совершило геополитическую ошибку, введя вместе с Евросоюзом, который находится в состоянии истерии из-за Украины, неуместные и необдуманные санкции», — сказала она на одном из французских телеканалов. Ле Пен добавила, что политика Евросоюза якобы превратилась «из федеральной в имперскую и она не направлена на продвижение мира и сотрудничества в регионе».
Завершает это трио бывший министр иностранных дел Румынии Андрей Марга, который ничего не говорил о санкциях против России, но заявил, что Украина должна уступить свои территории той же России, а также Венгрии, Польше и Румынии, слово в слово повторив нарративы российской пропаганды.
Во время презентации своей книги экс-министр заявил, что у него «нет секретных документов, которые привели к ситуации в Украине», а мира в Европе, по его мнению, не будет, пока развязанную Россией войну страны не решат при помощи переговоров. В частности, Марга перечислил США, Германию и Китай. Также бывший чиновник считает, что Украине «до демократии еще далеко» и повторил тезисы роспропаганды о ее разделе.
«Мы находимся в совершенно особой ситуации, и я это со всей ответственностью говорю, Украина находится в неестественных границах. Она должна отдать территории: Венгрии — Закарпатье, Польше — Галицию, Румынии — Буковину и России — Донбасс и Крым. Это территории других стран» , – рассказал румынский экс-министр.
В МИД Румынии осудили заявление своего экс-минстра, но, как говорится, осадок остался. О чем же нам говорят эти три заявления, и действительно ли они связаны между собой?
Привычная игра правых или «уста Кремля»?
В целом, оценки экспертов разделились. По мнению научного директора Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Алексея Гараня, не стоит оценивать три заявления как одно целое.
«Если говорить о бывшем румынском министре иностранных дел Андрее Марге, то он был на должности всего три месяца, и сейчас вообще вне политики, ничего в ней не значит, поэтому и к заявлению не стоит серьезно относиться. Наоборот, надо подчеркивать, что с Бухарестом у нас сейчас очень хорошие, румыны — на нашей стороне. И даже если в 90-х годах раздавались какие-то заявления о нерешенности территориальных проблем, потом был спор вокруг морского шельфа у острова Змеиный, то сейчас никаких претензий нет — ни территориальных, ни какого-либо недовольства положением меньшинства в Украине. Словом, не стоит делать из мухи слона, говоря о заявлении бывшего министра«, — считает Гарань.
По словам эксперта, заявлением Марин Ле Пен о вредности санкций для Франции и Европы, она напоминает о себе как об оппозиционном политике. Во время недавних президентских выборов Ле Пен смягчила свою риторику, желая захватить часть умеренного электората. Сейчас она возвращается к своей традиционной пророссийской позиции.
«Слава богу, следующие выборы во Франции через 5 лет — поэтому до 2027 года можем быть более спокойными, будем иметь дело с Эмманюэлем Макроном. Да, у него нет абсолютного большинства в парламенте, но есть ситуационное большинство, чтобы удерживать ситуацию на плаву», — добавляет эксперт.
Что касается Орбана, то его действия вызывают большое недовольство среди партнеров по ЕС. Он идет на конфронтацию с Брюсселем, который уже пригрозил сокращением финансирования Венгрии по нескольким программам, напоминает Гарань. Словом, он остается на своих позициях, как и Ле Пен, которая играет в свою привычную игру дальше, а для нас ничего не изменилось.
Сейчас Украина владеет инициативой после успешного контрнаступления на Харьковщине и Юге. Кроме того, стало известно о преступлениях оккупантов в Изюме, поэтому Европа будет усиливать помощь Украине, и мы сможем преодолевать сопротивление таких персонажей как Орбан. Другое дело, что в Кремле из последних сил пытаются шантажировать Европу. В частности, объявлением о проведении «референдумов». Впрочем, похоже, что на эти финты россиян в Европе не будут реагировать.
Не верит Гарань и в склонение Украины к переговорам из-за сателлитов Москвы в Европе, ведь трое вышеназванных деятелей – это не те каналы, через которые могли бы передаваться месседжи о переговорах. Если бы в этом был серьезный интерес – можно было бы использовать совсем других людей, говорит он.
Не соглашается с коллегой политолог, директор Агентства по моделированию ситуаций Виталий Бала: он считает, что заявления вышеупомянутых лиц как раз похожи на подталкивание Украины к переговорам руками своих людей в Европе. Недаром Путин недавно с разочарованием в голосе сказал, что «Украина не хочет переговоров». Впрочем, этот метод противодействия своей позиции через агентов влияния в Европе вряд ли удастся.
«Если бы заявления о «выстрелах в ногу» санкциями и потребность смены политики сделал только Орбан — это одна вещь. Но сейчас сделано уже три заявления в похожем тоне — здесь очевидна координация. Конечно, это делается для того чтобы дальше расширять «трещины» в ЕС – недаром уже и разговоры начались о том, нужна ли Венгрия в ЕС вообще, а Брюссель постоянно подчеркивает общую позицию, которую не поддерживает Будапешт. Все это попытка расшатать единство союза в целом, и таких попыток будет не одна и не две, но я не вижу оснований для того, чтобы они достигли своих целей«, — подытожил эксперт.