Еврокомиссия дала добро: что дальше ждет Украину на пути в Евросоюз/Киев имеет все шансы не только получить статус кандидата в ЕС, но и побороться за полноценное членство
Как и прогнозировали эксперты, в пятницу, 17 июня, Еврокомиссия рекомендовала предоставить Украине статус кандидата на членство в ЕС. И хотя окончательное решение будет принято на саммите 23-24 июня, подобный сигнал свидетельствует о том, что заседание закончится для Киева положительно. О том, повлиял ли на решение Еврокомиссии визит в Украину лидеров Франции, Германии, Италии и Румынии, сохранится ли такой активный темп евроинтеграционного процесса Украины после получения статуса кандидата на членство, и выполнимы ли европейские критерии чтобы Украина стала полноправным членом Евросоюза, «Апострофу» рассказал содиректор программ исследования внешней политики Центра Разумкова Михаил Пашков.
Начнем с вопроса, который многих интересует: повлиял ли визит четырех лидеров стран Евросоюза на решение Еврокомиссии? Дело в том, что еще ранее произошла утечка информации, что на предварительных дебатах данный вопрос уже обсуждался, и что Еврокомиссия склонялась к позитивному решению по Украине. Поэтому вчерашний визит стал неким предисловием к решению Еврокомиссии. С другой стороны, такое решение Еврокомиссии по Украине и Молдове было ожидаемым, поэтому сюрпризом это не стало.
Как мне представляется, такое решение Европейской Комиссии во многом предопределит решение Европейского Совета на саммите 23-24 июня, потому что такие страны как Австрия, Дания, отчасти Швеция – будут во многом ориентироваться на решение Еврокомиссии. Поэтому принятая Еврокомиссией рекомендация очень резко увеличивает шансы Украины на положительное решение Европейского Совета.
Что же касается темпов дальнейшего процесса получения Украиной полноправного членства ЕС, то на мой взгляд, они будут ускоряться. То есть по европейским меркам, вопрос со статусом кандидата в члены ЕС решается по супер-стремительным темпам, если брать как точку отсчета момент подачи Украиной заявки на этот статус. Поэтому, если такой темп сохранится, то это будет очень хорошо.
Почему есть причины надеяться на это? Дело в том, что у Украины нет времени на долгое пребывание в процессе подготовки, и в тоже время у Украины уже есть существенный опыт с соглашением об Ассоциации с ЕС, которая достаточно эффективно выполнялась и имплементировалась. Поэтому большой задел тех требований, которые выставляет ЕС для полноценного членства Украины, в частности Копенгагенских критериев, уже выполнен. Поэтому Украина будет идти в качестве кандидата в ЕС отнюдь не с пустыми руками, поскольку очень много сделано, в том числе и по адаптации украинского законодательства к европейскому, и в сфере энергетики, и цифровой энергетике, и внешней политики, и по закупкам.
Конечно, есть ряд моментов где мы отстаем, но в общем-то процесс адаптирования к нормам и правилам ЕС у нас достаточно активный. Поэтому я достаточно оптимистично смотрю на то, что в ближайшее время мы разработаем дорожную карту по дальнейшей интеграции в ЕС, в частности по открытию переговорного процесса, но это уже будет решать в большей степени ЕС, где есть некоторые страны, которые настроены скептически и не считают, что это будет быстрая процедура. В частности, речь идет о Франции, Дании и Швеции, и две последние страны недавно выступали с неким скептицизмом относительно уровня коррупции в Украине.
Также следует понимать, что список требований к Украине, который выдвинула Еврокомиссия, вполне очевидный и ожидаемый. В своем большинстве речь идет о совершенствовании действий органов власти в сфере борьбы с коррупцией. И тут действительно есть моменты, на которые Украине стоит серьезно обратить внимание. Но этот блок решаемый, и его можно реализовать в достаточно сжатые сроки: все упирается в активность действий украинской власти как в сфере усовершенствования системы антикоррупционных органов, так и в сфере соответствующего законодательства, в том числе конституционного права. Очевидно что этот блок будет первоочерёдным, поскольку это уже давно было достаточно чувствительной сферой в отношениях Украины и ЕС.
Здесь у Украины есть все шансы и возможности максимально быстро все эти требования выполнить, тем более что опыт в этом плане есть, что мы увидели как по антиолигархическому закону, так и по созданию системы антикоррупционных органов. Поэтому, да, здесь есть определенные нюансы, но я думаю, что мы будем ускоряться в направлении евроинтеграции.