Все нормально, падаем: как санкции добивают российскую авиацию
Крупнейшие аэропорты россии «Шереметьево» и «Внуково» отправили своих сотрудников в простой. Причиной этого стали западные санкции против рф за развязанную ею войну с Украиной. Помимо того, что небо многих стран мира, включая ЕС и США, теперь закрыто для российских самолетов, авиакомпании рф не могут полноценно обслуживать свои самолеты, большинство из которых произведены зарубежными фирмами или с использованием иностранных комплектующих, что создает угрозу для безопасности полетов. «Апостроф» выяснял, что происходит с российской авиацией, оказавшейся под жесточайшим санкционным давлением. Пока страны Запада раздумывают о введении полного эмбарго на российскую нефть, что должно уменьшить поступления в бюджет рф минумум на четверть, многие санкции, которые начали действовать в начале войны, уже приносят плоды. «Апостроф» подробно писал о том, что из-за введенных ограничений в россии начались серьезные проблемы с медикаментами, в том числе, для лечения хронических заболеваний. Санкционное давление вызвало шок в российском обществе, в результате чего на какое-то время из торговых сетей страны исчезли сахар и даже хлеб. Но «битвы» за сахар в магазинах — это, скорее, психологическое последствие санкций. Россия, которая является одним из ключевых поставщиков продовольствия на мировые рынки, скорее всего, сможет избежать дефицита продуктов питания — в том числе, за счет их воровства на оккупированных территориях Украины. А вот многие другие отрасли, особенно связанные со сложными технологическими процессами, пострадают намного серьезнее. Первым делом — самолеты Среди главных «жертв» санкций оказалась авиационная отрасль, в первую очередь, пассажирские перевозки. Связано это с тем, что небо стран Европы, США, Канады и некоторых других государств стало недоступным для российских самолетов. При этом в строгом смысле российскими эти воздушные суда не являются — порядка 80% всего авиапарка рф составляют самолеты иностранного производства, к тому же они, как правило, находятся не в собственности российских авиакомпаний, а в длительной аренде. Наложенные Западом санкции обязали собственников этих самолетов разорвать контракты с российскими партнерами, что те и сделали. Однако россия в своих «лучших» традициях, которые она регулярно демонстрирует в ходе войны на территории Украины, отказалась возвращать самолеты их собственникам, украв в общей сложности около 500 единиц техники. Теперь российские авиакомпании могут совершать полеты в очень небольшое количество стран, которые не вводили санкции против рф, ходя даже в них существует опасность ареста самолетов по требованию лизингодателей. Фото: Pixabay Перевозчики могли бы, конечно, переориентироваться на внутренние маршруты, заменив путешествия в «пасмурную» Малагу на «солнечный» Магадан. Но, даже если предположить, хотя бы теоретически, что внутренний туризм в россии вырастет из-за невозможности летать в Европу и Америку, вряд ли он перекроет недавний международный. Нужно еще учитывать то обстоятельство, что украденные самолеты нужно обслуживать. Такие процедуры проводятся под контролем производителей, таких, как Boeing и Airbus, а они в нынешней ситуации этого делать не будут. Российские авиакомпании, понятное дело, пойдут на нарушение международных правил и будут обслуживать самолеты своими силами. Но чего им точно не избежать, так это нехватки запчастей, которые все те же Boeing и Airbus откажутся поставлять. Можно, конечно же, будет использовать подделки, свои, или, например, китайские, но это уже, что называется, на свой страх и риск. Кроме того, необходимые запчасти будут сниматься с других машин, которые, соответственно, будут уже непригодны для использования. «На жаргоне авиаторов это называется «каннибализация» — возьми три самолета и собери из них два, затем из двух собери один, — сказал в комментарии «Апострофу» авиационный эксперт Евгений Трескунов. — И, чем больше они будут так делать, тем меньше шансов, что, даже если когда-нибудь ситуация изменится, и можно будет вновь наладить отношения с лизингодателями, у них это сработает». Есть, конечно, собственный авиапром, но на него особо уповать также не стоит, поскольку он крайне ненадежный с точки зрения безопасности, да и темпы производства у него, мягко говоря, очень вялые. Помимо прочего, многие комплектующие, а иногда и целые блоки деталей и оборудования поставлялись до недавнего времени из Европы и Америки, а без них некоторые модели российских самолетов просто не могут быть построены. Всем спасибо, все свободны Санкции самым серьезным образом сказываются на работе российских аэропортов. Еще в середине марта крупнейший с точки зрения пассажиропотока аэропорт рф «Шереметьево», расположенный недалеко от Москвы, отправил в простой около 40% своего персонала — порядка 6-7 тысяч сотрудников — из-за резкого сокращения количества выполняемых из/в него рейсов. Следует отметить, что до недавнего времени «Шереметьево» входил в «десятку» узловых аэропортов Европы и 50 наиболее загруженных аэропортов мира. Теперь же об этих показателях можно только мечтать. За ненужностью аэропорт также закрыл три из шести своих пассажирских терминалов. Фото: Wikipedia Еще один московский аэропорт — «Внуково» — продержался чуть дольше. Он отправил в простой часть своих сотрудников, количество которых не называется, в конце апреля. Что дальше будет происходить с этими и другими аэропортами, — непонятно. Эксперт в сфере транспорта Александр Кава считает, что пока нельзя однозначно оценить, как будет развиваться ситуация в сфере авиационных пассажирских перевозок рф. В комментарии «Апострофу» он отметил, что все будет зависеть от того, как долго будет действовать санкционный режим. А он, очевидно, непосредственно связан с ведением боевых действий на территории Украины. По словам Кавы, в россии львиная доля всех авиарейсов приходится на внутренние перевозки, а потому массовых сокращений в большинстве аэропортов ждать не стоит. «Подавляющее большинство международных рейсов выполнялось из аэропортов «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» (все Москва) и «Пулково» в Санкт-Петербурге. В региональных аэропортах доля рейсов в направлении Европы была относительно небольшая, и там доминируют внутренние авиаперевозки. Что касается аэропортов в зауральской части, то там международный сегмент сфокусирован на Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, которые не вводили ограничения на полеты», — рассказал эксперт. Таким образом, добавил он, учитывая то, что «Шереметьево» являлся важным международным транзитным хабом, именно этот российский аэропорт пострадал из-за санкций больше всего. Кстати, действительно, ни «Домодедово», ни «Пулково» пока об отправке своих сотрудников в простой не объявляли. Однако, напомним, в россии из-за начатых ею боевых действий в Украине, временно закрыты 11 аэропортов на юге страны — в Анапе, Белгороде, Брянске, Воронеже, Геленджике, Краснодаре, Курске, Липецке, Ростове-на-Дону, Элисте, а также в оккупированном Симферополе. При этом аэропорты на Северном Кавказе продолжают работать, но трассы полетов в них изменены, пояснил Александр Кава: «Например, самолеты, которые направляются в Сочи (где продолжает работать аэропорт), летят по измененному маршруту, пролетая даже над западными районами Казахстана». Российские власти все время отодвигают сроки возобновления работы закрытых аэропортов, что и понятно, так как блицкрига у кремлевских стратегов не получилось. Более того, в ряде российских регионов, в частности, в Белгородской, Курской и Брянской областях, которые граничат с Украиной, постоянно что-то взрывается, а это вряд ли способствует возобновлению здесь авиасообщения, если, конечно, речь не идет о спешной эвакуации начальника Генерального штаба рф валерия герасимова, который, видимо, недавно побывал на передовой под Изюмом, а затем, перебравшись обратно через границу, улетел на военном самолете в Москву из Белгорода. «Широка страна моя родная» В сложившейся ситуации россия, очевидно, будет делать упор на внутренние авиаперевозки. «В россии есть такой нюанс — размер территории, что вынуждает использовать авиацию, даже если бы они хотели от нее избавиться. И есть регионы, где авиация — это единственный вид транспорта, которым можно туда добраться, — говорит Евгений Трескунов. — Поэтому, конечно, они будут прилагать максимум усилий (для того, чтобы поддерживать это направление — «Апостроф»). Однако, по его словам, проблемы авиации рф носят комплексный характер, и все сегменты отрасли ощущают на себе влияние введенные ограничения. Можно уже с уверенностью говорить о том, что сильно пострадает крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот». Прежде всего, это связано с отменой рейсов в Европу и Америку, причем не только прямых, но и транзитных, которые осуществлялись через хаб авиаперевозчика — аэропорт «Шереметьево». Фото: Pixabay Но проблемы компании связаны не только с этим. «Когда европейские компании летали в Азию через воздушное пространство россии, они еще с советских времен платили транссибирские роялти (более 500 миллионов долларов ежегодно — «Апостроф»). Примерно 70% этих денег получал «Аэрофлот», а 30% — российская аэронавигация. Но на сегодня у них нет этих доходов, и, соответственно, «Аэрофлот» уже не прибыльная компания», — рассказывает Евгений Трескунов. Кстати, в 2009 году на то время генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что без транссибирских роялти авиакомпания была бы убыточной в 2002-2008 годах. Отметим также, что европейские страны неоднократно поднимали вопрос об отмене этих платежей как нарушающих принцип честной конкуренции. Более того, россия даже согласилась на это в рамках своего вступления в ВТО, но затем поступила в своем фирменном стиле — отказалась от взятых на себя обязательств. Теперь же этот вопрос решился сам собой, и оказалось, что «Аэрофлот» — это хоть и колосс, но на «глиняных ногах» (поскольку речь идет о самолетах, можно перефразировать в колосса на «глиняных шасси» или с «глиняными крыльями»). У россиян пока еще остается возможность летать в некоторые страны мира, например, в Турцию или ОАЭ. Но большого пассажиропотока все равно не будет. «Желающих лететь в Таджикистан или путешествовать по россии немного. Кроме того, те пассажиры, которые хоть немного соображают и беспокоятся о собственной безопасности и безопасности своих детей, в принципе, будут бояться летать на российских авиакомпаниях, потому что безопасность уже никто не гарантирует, — говорит Евгений Трескунов. — Поэтому у них (в россии) серьезные проблемы, объемы их авиационной деятельности будут сокращаться, рынок упадет в разы, не будет возможности получать доходы».