Евросоюз и НАТО созданы людьми, а поэтому несовершенны — британские депутаты/Великобритания в любом случае сохранит поддержку Украины в ее противостоянии с Россией
Великобритания входит в число стран, которые не на словах, а на деле поддерживают Украину в противостоянии с Россией. В частности, речь идет о предоставлении финансовой помощи на 1,7 миллиарда фунтов стерлингов (около 2,3 миллиарда долларов) для закупки и совместного строительства военных кораблей для украинских ВМС и развития военно-морской инфраструктуры. Кроме того, Великобритания намерена создать вместе с Украиной и Польшей тройственный оборонно-политический союз, который призван дать решительный отпор российской угрозе. Издание «Апостроф» и «Апостроф TV» поговорили о двустороннем сотрудничестве, а также о координации в рамках тройственного союза с депутатами британского парламента СТЮАРТОМ МАКДОНАЛЬДОМ и ДЕЙВОМ ДУГАНОМ (Шотландская национальная партия), которые являются членами парламентского комитета по международным отношениям и входят в группу по вопросам британо-украинских отношений.
— Первый вопрос, который мы не можем не задать: насколько велики риски большого российского вторжения в Украину?
— Стюарт МакДональд: Очевидно, что риски велики. Идет колоссальное и беспрецедентное наращивание войск, что беспокоит людей здесь в Украине и во всех странах Запада, в частности, в Европе. Но мы надеемся, что дипломатическое решение будет найдено. Никто не заинтересован в войне, в том числе и Россия. Но мы должны со всей серьезностью отнестись к этому риску – именно поэтому Великобритания поддерживает Украину, и другие страны, в той или иной мере, также поддерживают Украину. И мы надеемся, что новой волны войны, эскалации продолжающегося конфликта удастся избежать.
— Дейв Дуган: Именно Украина находится под непосредственным давлением со стороны России, но это не только нападение на Украину или угроза такого нападения, — это угроза западным демократическим ценностям, и мы не можем не реагировать на это.
— Украина, Великобритания и Польша намерены создать тройственный военно-политический союз. Могли бы вы рассказать, на каких принципах он будет действовать? Каковы перспективы этого союза?
— С.М.: Очевидно, что три страны разделяют общие ценности и имеют общие интересы в сфере безопасности. Правительство Соединенного Королевства не предоставило деталей, но ценность данного союза, в принципе, понятна. Мы обсуждаем с нашими коллегами в Верховной Раде возможные форматы такого альянса. Нам также нужно будет обсудить этот вопрос с нашими коллегами в британском парламенте и в правительстве.
— Д.Д.: Помимо общих ценностей есть еще и общие обязательства. Давление со стороны России испытывают все три страны. Для Великобритании это нарушение нашего воздушного пространства российскими самолетами, на что мы должны оперативно реагировать. В случае с Польшей – это обострение мигрантского кризиса с использованием оружия. И, конечно же, текущее давление России на Украину.
— Можно ли говорить об углубленной интеграции трех стран, в том числе на политическом уровне — ведь на сегодня две страны этого союза, Украина и Великобритания, не входят в состав ЕС?
— С.М.: Мы очень сожалеем, что Великобритания больше не является частью Европейского Союза. Наша партия выступает за то, чтобы Шотландия вернулась в Евросоюз. Однако Великобритания и Польша являются членами НАТО, а Украина стремится к членству в НАТО в будущем, поэтому я думаю, что, если будет сотрудничество — как реакция на угрозу и на базе общих ценностей — в военной сфере, в разведывательной деятельности, в сфере кибербезопасности, этот альянс может получиться очень мощным. Для того, чтобы этот альянс был эффективным, нужно, чтобы каждая страна-участница внесла свой вклад в общее дело, а также извлекала пользу из этого сотрудничества с тем, чтобы был дан адекватный ответ угрозе, которую представляют действия России для каждой из трех стран. Более тесное сотрудничество в сфере безопасности будет полезно нашим трем странам, а также нашим соседям.
— Д.Д.: Евросоюз – это политическое и экономическое образование, а оборонные партнерства и альянсы выходят за его рамки, независимо от географии и политического устройства. Поэтому политические союзы не являются препятствием для оборонного и военного сотрудничества.
— Мы слышим много критики в адрес ООН, которая утратила свою эффективность. Можем ли мы говорить о новом тренде, когда создаются более мелкие союзы, наподобие того, что объединит Украину, Великобританию и Польшу, которые будут намного более эффективными?
— С.М.: ООН, Европейский Союз, НАТО не являются совершенными, потому что они созданы людьми, а люди априори несовершенны. Но я бы не стал утверждать, что такие малые объединения, даже если они достаточно эффективны, должны заменить международные институты. Европейский Союз остается успешнейшим политическим проектом в мире, и, хотя Великобритания покинула его, в наших интересах, чтобы он оставался стабильным и процветающим. Поэтому малые союзы не могут подменить нынешнюю международную архитектуру, но они, безусловно, могут ее дополнять.
— Д.Д.: Суверенная Польша, входящая в Европейский Союз, принимает стратегические решения в сфере обороны и безопасности самостоятельно и в координации с союзниками (Украина и Великобритания – «Апостроф»), которые не являются членами Евросоюза. И это на пользу, как самой Польше, так и всему ЕС.
— Каким будет взаимодействие союза с блоком НАТО?
— Д.Д.: Еще раз подчеркну: мы не знаем пока всех деталей, но, фундаментальным положением является то, что, поскольку Великобритания и Польша являются членами НАТО, для нас сохраняется приоритет НАТО над теми договоренностями, которые будут достигнуты в трехстороннем формате с участием Украины.
— Премьер-министр Борис Джонсон озвучил планы вдвое увеличить численность британских войск в Центральной Европе. Можно ли говорить о том, что этот шаг делается в поддержку Украины, что это месседж России о том, что Европа не оставит Украину?
— С.М.: Это все в комплексе. Однако самое главное – это наша реакция на совершенно понятную и законную просьбу Эстонии. Совершенно не нужно ждать, пока Россия активизирует эскалацию вокруг Украины, чтобы усилить восточные рубежи НАТО. Есть совершенно понятная причина, почему правительства стран Балтии просят нас сделать это сейчас. И думаю, что это для нас хороший урок, что на такие ситуации нужно реагировать адекватно. Поскольку, если вернуться к вашему первому вопросу, то риск серьезен, и мы должны воспринимать его таким. Поэтому, если бы мы не откликнулись на просьбу правительств стран Балтии, в частности, Эстонии, увеличить присутствие НАТО, это было бы не просто неправильно, это бы стало неправильным меседжем.
— В прессе распространяется информация о том, что «русские деньги» имеют большое влияние на британскую политику. Так ли это? И, если это так, как Великобритания намерена противостоять этому?
— С.М.: Здесь более широкий контекст, связанный с использованием различных финансовых инструментов, которые позволяют прятать деньги олигархов, близких к президенту Путину. Поэтому мы ждем новых санкций, хотя, какими бы они ни были, они все равно будут недостаточными.
— Д.Д.: Министр иностранных дел (Элизабет Трасс) четко дала понять, что экономические последствия для России, для очень богатых россиян (если Россия нападет на Украину) будут очень серьезными. Интегрированность российского капитала в экономику Лондона и всей Великобритании очень высока, а потому это очень серьезная для них угроза. А потому британское правительство должно сделать так, чтобы эти санкции были всеобъемлющими, основательными и далеко идущими.
— Вернемся к вопросам военного сотрудничества. Великобритания готова предоставить Украине кредит в размере 1,7 миллиарда фунтов стерлингов для развития ВМС Украины. Договор уже ратифицирован Верховной Радой. Ожидаются ли другие совместные проекты в оборонной сфере?
— С.М.: Да, почти наверняка. Мы проводили переговоры на высоком политическом уровне, в том числе в Министерстве обороны Украины. Мы поддерживаем решение британского правительства предоставить Украине вооружения. Мы понимаем, что ваше правительство и ваши вооруженные силы хотели бы получить дополнительную военную помощь. Мы возвращаемся в Лондон, где будем обсуждать эти вопросы.
— Д.Д.: Мы можем только приветствовать тот факт, что два военных корабля класса «Сандаун» британского королевского флота (HMS Blyth и HMS Ramsey), которые сейчас в Шотландии проходят переоснащение под спецификации Украины, в ближайшее время пополнят украинский военно-морской флот.
— Как мы знаем, рейтинг премьера Бориса Джонсона падает из-за скандала, связанного с «ковидными вечеринками». В том случае, если на фоне этих проблем, или по какой-то другой причине, правительство Британии сменится, сохранится ли в этом случае поддержка Украины?
— С.М.: Однозначно да! Мы мало в чем соглашаемся (с Консервативной партией Бориса Джонсона – «Апостроф»). Но в том, что касается поддержки Украины, у нас у всех полное единодушие. У всех партий.