Тест-драйв Porsche Taycan Cross Turismo: феномен имени себя
Вслед за первым знакомством с электрическим седаном Porsche Taycan и кросс-универсалом Porsche Taycan Cross Turismo – полноценный большой обзор, в котором детально и «по полочкам» разбираемся с новым авто-феноменом в формате электрического кросс-универсала. Что же в итоге создал немецкий бренд, который ранее ассоциировался только со спорткарами и бензиновыми автомобилями?
Позиционирование Porsche Taycan Cross Turismo
Наверное, самое точное определение для Porsche Taycan Cross Turismo было дано еще во время первой украинской встречи с электромобилем летом 2021 года: это самый «универсальный универсал». С одной стороны – электромобиль Porsche Taycan Cross Turismo получил кузов, максимально приближенный к понятию «универсал»: удлиненная и более высокая крыша сзади, пятая дверь с доступом в салон. С другой стороны – попутно он получил «бонусы» из мира кроссоверов: увеличенный клиренс (+20-30 мм относительно седана) и защитные накладки по нижней части кузова.
Все началось с 2019 года, когда дебютировал электрический седан Porsche Taycan. В начале 2021 года последовала его кросс-версия Porsche Taycan Cross Turismo: универсал, но с намеками на кроссовер. Однако история семейства Porsche Taycan не стоит на месте: недавно дебютировала GTS-версия электромобиля. Причем теперь Porsche Taycan Sport Turismo являет собой как раз классический универсал без любых «кросс»-добавок.
Как едет Porsche Taycan Cross Turismo
Едет великолепно. Каждый разгон – это ускорение по ровной струнке, которая соединяет электрические импульсы в нервных клетках водителя с электрическими импульсами внутри электромоторов Porsche. Всегда нахваливаешь электромобиль за подобную прямолинейность в реакциях, однако это «немец» знает, как удивить. Во-первых, сам по себе уровень динамики, разгона, ускорения очень высок: фактически имеешь дело с мощностью спортивного автомобиля. Во-вторых, а ведь он не прочь и перейти на эмоции: при старте с Launch Control, да при клике передачи в приводе заднего мотора – кажется, будто внутри Porsche Taycan Cross Turismo просыпается живой организм. Этакий зверь на колесах, готовый кромсать асфальт 285-миллиметровыми шинами и предавать дополнительное ускорение это планете!
Хотите спокойнее? Тогда выбирайте ездовой режим «Normal» или «Range», активируйте повышенную рекуперацию кнопкой на руле – и наслаждайтесь обычным драйвом. Даже в таких режимах динамики более, чем достаточно. При этом всегда электрокар Porsche Taycan Cross Turismo умудряется сочетать в себе остроту руля и минимальные крены кузова с упругой, но не жесткой подвеской. Признаю, что «кросс»-версия хороша как раз своей меньшей зависимостью от качества асфальта: относительно седана Taycan, здесь почти нет жестких ударов-тычков на неровностях и меньше риски зацепить что-то бамперами. Да в электромобиле Porsche Taycan Cross Turismo можно просто расслабиться! При этом, совсем не потеряв ощущения драйва. Главная суть в том, что электрокар Porsche Taycan Cross Turismo оказывается максимально универсальным не только в своем типе кузова и возможностях, но и в своем ездовом характере.
Насколько классно выглядит Porsche Taycan Cross Turismo спереди/снизу, настолько же сложно подобрать удачный ракурс сзади/сверху. Низкий широкий кузов обещает нам запредельный драйв (не обманывает!), но тяжеловесная задняя часть явно подчеркивает, что электромобиль весит немалые 2,2 тонны (резко маневрируя в разнонаправленных поворотах, в этом снова и снова убеждаешься). Тем удивительнее динамика: при обещанных 4,1 секунды, электрокар Porsche Taycan Cross Turismo уже с первых попыток показал 3,9 секунды – уровень ДВС-суперкара из недавнего прошлого. Но теперь все реализовано в формате электрического кросс-универсала…
Как много скрыто в слове «универсал». Прежде всего – для задних пассажиров, которые получили заметный прирост места над головой: плюс почти пять сантиметров. Эта прибавка чувствуется, сзади стало больше «воздуха». А с запасом для ног и раньше было вполне неплохо. Один вопрос – почему при почти 2-метровой ширине кузова, внутри сзади нормально помещается лишь двое взрослых людей? Ответ ищите в широких секси-«бедрах» над задними колесами. Да и в целом: формула записи пространства салона от Porsche выглядит как «4+1». Мол, вот вам отличные сиденья-ковши для четырех людей и плюс одно место на запас, которым невозможно пользоваться ввиду огромного центрального тоннеля.
Надо ли говорить, что салон пронизан ощущением качества? Каждая строчка, каждый лоскуток кожи, каждая панель сделаны на зависть другим известным электро-конкурентам. Ну, вы поняли. А еще вся передняя панель – это царство дисплеев: приборная доска (диагональ 16,8 дюйма), центральный монитор (диагональ 10,9 дюйма), тач-скрин на средней консоли (диагональ 8,4 дюйма), и даже отдельный опциональный дисплея у переднего пассажира (диагональ 10,9 дюйма). Кажется, уж где здесь историческое наследие? Но стоит все выключить – как вдруг передняя панель своими горизонтальными линиями напоминает о Porsche 911 поколений 964 и 993 из 1990-х, а наклонная центральная консоль вызывает из памяти салон суперкара Porsche Carrera GT начала 2000-х годов. Как символично…
Салон создан на контрасте классических форм Porsche и современных цветных дисплеев. А посадочную формулу «4+1» можно было даже не прописывать – она и так читается через сиденья-ковши. Относительно седана, здесь добавился запас места над головой, багажник стал больше и пользоваться им удобнее. Плюс под крышкой капота предусмотрен еще один дополнительный багажник.
Инновации в электромобиле Porsche Taycan Cross Turismo
Вот здесь отсылки к прошлым статьям обязательны. На примере седана Porsche Taycan впервые описывалась техника данной модели (и данного семейства вообще). А знакомство с моделью Porsche Taycan Cross Turismo рассказало нам все ключевые отличия – выше крыша и больше места над головой задних пассажиров, увеличенный клиренс и подготовка к пересеченной местности. Отмечу главные пункты лишь вкратце: данные электромобили созданы на платформе J1, которая изначально разработана только под EV-модели (ДВС-аналогов нет), возможны варианты с задним или полным приводом и с двумя аккумуляторами на выбор покупателя.
А если говорить в деталях – то электромобиль Taycan во многом стал революционным: впервые использовалась силовая архитектура на 800 вольт (рабочее напряжение аккумулятора 723 вольта), что позволило реализовать зарядку мощностью до 270 кВт при питании от специальных зарядных станций постоянного DC-тока. Это позволяет зарядить аккумулятор в пределах 5-80% всего за 22,5 минуты. Также возможна зарядка и от источников переменного АС-тока: при мощности 11 кВт, для полного заряда аккумулятора потребуется 9-10 часов. Кроме того, одной из особенностей электромобиля стала 2-ступенчатая коробка передач (передаточные числа 15:1 и 8:1) для заднего электромотора. Причем низшая «силовая» ступень задействуется только при самых динамичных и резких стартах, а при обычных условиях движения электромобиль начинает движение и едет дальше сразу на более высокой ступени.
А теперь пару отличий именно модели Porsche Taycan Cross Turismo. Так, данный электромобиль изначально предусматривает полный привод с двумя электромоторами и самый большой аккумулятор: номинальная емкость 93,4 кВтч, реально используемая емкость 83,7 кВтч, всего 33 модуля. Кроме того, электромобиль Porsche Taycan Cross Turismo отличается увеличенным клиренсом (+20-30 мм относительно седана Taycan) и оригинальными поворотными кулаками в подвеске. Также особенностью Porsche Taycan Cross Turismo является режим GRAVEL для бездорожья и электронный компас, а не хронометр на верхушке центральной консоли, пр.
Электромобиль Porsche Taycan Cross Turismo интересен комбинацией техники Taycan (в принципе очень передовой самой по себе) и собственных технических отличий: считанные миллиметры в размерах, настройки подвески и заданный уровень клиренса, больше пространства для пассажиров сзади, увеличенный объем багажника. Кажется, все это мелочи – но они задают новое восприятие данного электрокара.
Цена Porsche Taycan Cross Turismo и его конкуренты
Снова вспомним седан Porsche Taycan и тут же его забудем: кросс-универсал Porsche Taycan Cross Turismo повторяет его лишь отчасти: обязательно учтите, что для Porsche Taycan Cross Turismo изначально предложен только большой аккумулятор и полный привод. Основных версий четыре, они отличаются мощностью/оснащением/запасом хода – и ценой.
Гамму открывает Porsche Taycan Cross Turismo 4 (от 87 600 евро): максимум 476 л.с. и 500 Нм, запас хода 360-456 км, разгон 0-100 км/ч за 5,1 секунды. На следующей ступени находится версия Porsche Taycan Cross Turismo 4S (от 101 700 евро): максимум 571 л.с. и 650 Нм, запас хода 355-452 км, разгон 0-100 км/ч за 4,1 секунды. На уровень шаг выше – модификация Porsche Taycan Cross Turismo Turbo (от 139 100 евро): максимум 680 л.с. и 850 Нм, запас хода 345-452 км, разгон 0-100 км/ч за 3,3 секунды. Наконец, на позиции ТОП-модели находится Porsche Taycan Cross Turismo Turbo S (от 168 500 евро): максимум 761 л.с. и 1050 Нм, запас хода 330-419 км, разгон 0-100 км/ч за 2,9 секунды.
Но это лишь начало, поскольку дальше следуют нюансы оснащения. С одной стороны – электрокар Porsche Taycan Cross Turismo 4S предлагает хорошую комплектацию «в базе»: адаптивная пневматическая подвеска, активная аэродинамика (выдвижной спойлер), 2-зонный «климат», светодиодные фары, сиденья с электроприводом настроек, панель приборов на основе 16,8-дюймового дисплея, hi-fi-аудио, мультимедиа РСМ (Porsche Communication Management) и многое другое. С другой стороны – есть простор, где разгуляться по опциям…
Тестовый электромобиль Porsche Taycan Cross Turismo 4S получил кожаный салон (111 тыс. грн.), зеленый цвет Mamba Green (34 тыс. грн.), 20-дюймовые колесные диски (78 тыс. грн.), фары PDLS Plus (68 тыс. грн.), панорамную крышу (50 тыс. грн.), адаптивный «круиз» (72 тыс. грн.), дисплей для пассажира (32 тыс. грн.), аудио BOSE (42 тыс. грн.), тепловой насос (24 тыс. грн.), пр. В итоге: изначально такой электрокар Porsche Taycan Cross Turismo 4S стартует примерно с 3,3 млн. гривен, но тестовый электромобиль получил опций на 1 млн. гривен – и в итоге его прайс превысил 4,3 млн. гривен. А что конкуренты?
Среди традиционных производителей автомобилей/электромобилей – в качестве конкурентов можно выделить, пожалуй, лишь стильный Audi e-tron Sportback в S-версии да обновленный электрокар Jaguar I-Pace. Оба предлагают известный бренд и классный салон. Оба дешевле Porsche Taycan Cross Turismo и могу соперничать лишь с версиями «4» или «4S», но никак не с Turbo-вариантами. Плюс можно отметить Tesla Model Y в исполнении Performance: минимализм в салоне и уступает в качестве отделки, но может предложить отличную динамику и большой запас хода. В целом – вот и все…
На самом деле, конкурентов «раз-два и обчелся»: по сочетанию престижности марки, роскошной отделки салона, ездовых качеств – с электромобилем Porsche Taycan Cross Turismo мало кто сможет соперничать.
Расход энергии и запас хода Porsche Taycan Cross Turismo
Городской расход энергии у меня составил 25-27 кВтч на 100 км пути, что обещает нам порядка 300 км запаса хода в городе. Если постараться ехать максимально экономично и бережно (но зачем тогда покупали Porsche?), то можно достичь расхода около 20 кВтч на 100 км – потенциально это запас хода 400+ км в городе. Если поехать максимально динамично, то расход переваливает за 30 кВтч – а это уже 250 км в городе. На трассе при скорости 80-90 км/ч расход составляет 17-18 кВтч на 100 км, при скорости 110-120 км/ч возрастает до 24-25 кВтч на 100 км пути. Напомню, что производитель для версии 4S обещает запас хода 388-452 км по измерительному циклу WLTP. Также отмечу, что тест-драйв проходил в удачное время – в конце осени; еще учтите расход энергии на кондиционер (летом) и обогреватель салона (зимой).
Общая гарантия на электромобиль – два года без ограничения пробега. Также предусмотрена отдельная гарантия на аккумулятор – восемь лет или 160 000 км пробега. Сервисное обслуживание необходимо проводить каждые 30 тыс. км или каждые 2 года. Минимальная цена ТО составляет около 4,9 тыс. грн.
Цены на электромобиль и сервисное обслуживание указаны по состоянию на январь, без учета дополнительных скидок и акций при покупке или обслуживании. Данные по сервисному обслуживанию указаны для Киева, в других городах/областях цена ТО может отличаться.
Безопасность Porsche Taycan Cross Turismo
На момент подготовки статьи нет данных о прохождении краш-тестов Euro NCAP электромобилем Porsche Taycan Cross Turismo. Но эти тесты проходил седан Porsche Taycan – и получил максимальную «5-звездочную» оценку». Главными замечаниями можно назвать повышенные нагрузки на грудь пассажира при фронтальном ударе, да слабую защиту шеи при ударе сзади. Но в остальном – высокие оценки за безопасность взрослых людей и детей, а также хорошие оценки за срабатывание различных систем активно безопасности.
В итоге
Что такое электромобиль Porsche Taycan Cross Turismo? Это феномен на рынке. Настоящая «вещь в себе» и «вещь имени себя». Причем тот случай, когда важно каждое слово в этих определениях. Во-первых, электромобиль Porsche Taycan Cross Turismo – это действительно «вещь в себе»: оригинальный формат кузова, настоящий универсал для дорог и направлений. Во-вторых, электромобиль Porsche Taycan Cross Turismo – это действительно «вещь имени себя»: его внешность и салон, его динамика и умение держаться за дорогу безоговорочно подтверждают, что перед нами представитель Porsche. Наконец, в-третьих – это действительно «вещь»: максимальное качество и ощущение «премиума», но без лишних отвлекающих деталей. Сложите первое, второе, третье – и получите ответ на вопрос, почему Porsche Taycan Cross Turismo можно назвать настоящим феноменом автомобильного и электромобильного рынка нашего времени.
Плюсы:
+ Относительно седана Taycan – дополнительная универсальность: кузов и клиренс
+ Все, что касается движения – динамика, устойчивость, комфорт
+ Большой аккумулятор и полный привод «по умолчанию»
Минусы:
— Лишь один минус и он известен – высокая цена
Технические характеристики Porsche Taycan Cross Turismo 4S
Кузов – универсал (кросс-универсал), 5 дверей, 5 мест
Габариты – 4,97 х 1,97 х 1,41 м
Колесная база – 2,9 м
Клиренс – 156 мм (регулируется пневматической подвеской в пределах 52 мм)
Багажник – от 430 л (5 мест) до 1 196 л (2 места), плюс 84 л (передний багажник)
Грузоподъемность – 640 кг
Минимальная снаряженная масса – 2 245 кг
Мотор – два электродвигателя, для привода передней/задней оси
Мощность – 360 кВт (490 л.с.) или 420 кВт (571 л.с.) в режиме Launch Control
Крутящий момент – 650 Нм в режиме Launch Control
Удельная мощность – 254 л.с. на 1 тонну и 290 Нм на 1 тонну в режиме Launch Control
Привод – полный привод
Трансмиссия – 1-ст. редуктор на передней оси, 2-ст. КПП на задней оси
Динамика 0-100 км/ч – 4,1 с
Максимальная скорость – 240 км/ч
Запас хода, комбинированный цикл WLTP – 388-452 км
Емкость аккумулятора – номинальная 93,4 кВтч (реально-используемая 83,7 кВтч)
Шины тестового электромобиля – Pirelli Cinturato P7 245/45R20 (спереди) и 285/40R20 (сзади)
Минимальная цена Porsche Taycan Cross Turismo 4 – от 87 600 тыс. евро (около $99 тыс.)
Минимальная цена Porsche Taycan Cross Turismo 4S – от 101 700 тыс. евро (около $115 тыс.)