Ультиматум Путина: чем закончится торг Москвы и Вашингтона вокруг Украины/Госдепартамент отверг требования Кремля, но оставил дверь открытой для дальнейших переговоров
Американские и российские дипломаты провели в Женеве переговоры по безопасности, напрямую затрагивающие интересы Украины. Дипломатического прорыва не произошло – стороны остались на своих позициях. США готовы обсуждать с Кремлем стратегическую ситуацию в Европе, допустив возможность разумных компромиссов, но давать жесткие «гарантии» по Украине не станут. Кремлю достаточного самого факта готовности Вашингтона обсуждать «красные линии» вокруг нашей страны и сокращения активности НАТО в Восточной Европе. Как именно подобные переговоры могут отразиться на Украине, читайте в материале «Апострофа».
Москва отрицает вторжение
На переговорах, проходивших на территории американской дипмиссии, российскую делегацию представлял замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Его американскими визави были заместитель Государственного секретаря Венди Шерман, а также ее команда.
Согласно первым сообщениям в американских СМИ, переговорщики оказались скупы на подробности. Сергей Рябков назвал переговоры «сложными» и «без попыток сгладить острые углы», заверив, что РФ не намерена открыто вторгаться в Украину.
Венди Шерман публично отказалась принимать кремлевский ультиматум относительно членства Украины в НАТО, настаивая, что политика открытых дверей лежит в основе идеологии Альянса.
После встречи в Женеве россияне также проведут переговоры с НАТО в Брюсселе и с ОБСЕ в Вене.
За день до переговоров в Женеве российские и американские дипломаты встретились на предварительно рабочем ужине в резиденции посла США. Основной темой были двусторонние отношения и снятие напряженности вокруг Украины.
Как заверили в Госдепартаменте, госпожа Шерман настаивала на «приверженности Соединенными Штатами международным принципам суверенитета, территориальной целостности и свободы суверенных наций выбирать свои собственные альянсы».
Слово «Украина» в заявлении американской стороны не звучало, но изначально было понятно, что Госдеп имел в виду именно нашу страну.
Претензии к НАТО
Вместе с тем американская сторона отметила, что будет приветствовать любой прогресс, достигнутый силами дипломатии.
Позиция Вашингтона зиждется на простой истине, что даже плохие переговоры лучше «хорошей» войны в Украине. Россияне этим относительно умело манипулируют, затягивая Белый дом в переговорный процесс, которые в перспективе может дискредитировать США как гаранта глобальной стабильности.
За день до переговоров Сергей Рябков «выкатил» абсолютное хамское требование к руководству Альянса, завив, что «НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года». Якобы за последние тридцать лет Москву систематически выталкивали на задворки мировой политики, но теперь российское руководство намерено положить этому конец.
«Россияне руководствуются простым расчетом: требуй невозможного, чтобы в итоге получить то, что ты хочешь. Максимум, на который нацеливается Москва, это не НАТО в старых границах, а признание США того факта, что Альянс не зайдет в другие постсоветские государства. Прежде всего, в Украину», — пояснил в разговоре с «Апострофом» руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
Об Украине без Украины
Американцы, невзирая на дипломатические заверения относительно соблюдения интересов Украины, ведут переговоры с россиянами без участия Киева. На этом фоне дежурные фразы о том, что не будет «переговоров по Украине без Украины» звучат просто как проявление вежливости.
Российский военный блеф относительно «скорого» вторжения в Украину дал результат. Весной Москва на фоне стягивания войск к нашим рубежам добилась личной встречи президентов Джо Байдена и Владимира Путина, в ходе которой стороны дали старт переговорам о «стратегической стабильности».
Видя, как Запад «ведется» на кремлевскую игру в солдатики, российские власти (не без помощи западных СМИ) убедили Вашингтон и Брюссель в якобы высокой вероятности зимнего вторжения, «выдернув» Госдепартамент на очередной раунд переговоров.
Россияне в декабре прошлого года резко подняли ставки, опубликовав свой «украинский ультиматум» Вашингтону, требуя «гарантий» невступления Украины в НАТО. Хотя внимательной публике уже тогда было очевидно, что Владимир Путин специально выдвигает нереальные требования, дабы получить желаемое.
Кремлю достаточно уже того факта, что Киев открыто начинают воспринимать пассивным объектов геополитики, параллельно соглашаясь обсуждать разного рода «красные линии», начерченные россиянами.
В этом смысле коллективный Запад оказался на растяжке. Вашингтон и Москва в равной степени заинтересованы в двусторонних контактах, но американцы не могут запретить российским дипломатам обсуждать Украину. В итоге получается, что стратегический для нашей страны вопрос – будет ли открытое кремлевское вторжение или нет – дискутируется без участия Киева.
«У Москвы и Вашингтона остается поле для маневра и компромисса по Украине. В том числе посредством продавливания реализации «Минска», что де-факто вернет нашу страну в кремлевскую орбиту. Москва считает Украину своей «зоной влияния», и россияне дают понять, что готовы отстаивать эту «зону» любыми средствами, включая военные», — говорит «Апострофу» руководитель аналитического агентства «Третий сектор» Андрей Золотарев.
Байден готов к компромиссам?
Переговоры в Женеве подтвердили, что США все равно будут обсуждать с российском руководством «красные линии» по Украине и другим направлениям, касающихся безопасности и вооружений.
Еще до начала переговоров в американская пресса, ссылаясь на свои источники в администрации Джо Байдена, писала, что Белый дом в целом открыт для переговоров с Кремлем по вопросам размещения в Украине наступательных ракет, а также ограничения военных учений США и НАТО в Восточной Европе.
Судя по риторике руководства НАТО, подобные сценарии, как минимум, обсуждались в Овальном кабинете. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, Вашингтон и руководство Альянса не исключают возможность обсуждения с РФ контроля над вооружениями, «большей прозрачности военной деятельности и учений».
Дипломатическая позиция Вашингтона основывается на том, что именно Москва вторглась в Украину и Грузию, оккупировав часть территорий. Российские спецслужбы ловили за руку в попытках политических убийств, организации государственных переворотов в Европе и вмешательства в американское и европейские выборы. Насколько это поможет «додавить» Кремль – вопрос открытый. Тем более, что Москва систематически отрицает даже явные факты своих преступлений.
Угроза санкций
Госсекретарь США Энтони Блинкен до начала переговоров заявил, что не рассчитывает на существенный прогресс, но все же надеется найти с россиянами хоть какие-то точки соприкосновения, дабы избежать широкой эскалации вокруг Украины.
Такая риторика вместе с готовностью американцев говорить об Украине без участия Киева лишь укрепляет россиян во мнении, что позиции Запада изначально является слабой, поэтому можно давить дальше.
В случае если РФ таки отважится на открытую агрессию против нашей страны, Белый дом, как заверил президент Байден, направит дополнительные войска на восточный фланг НАТО и введет очередную порцию санкций против РФ. Вашингтон обещает расширить поддержку Украине, но в Государственном департаменте внятно дают понять, что воевать за нашу страну Альянс не будет.
Учитывая, что в ходе недавнего разговора с Владимиром Путиным Джо Байден говорил о гибельности для мира ядерной войны, кремлевские переговорщики могли махать перед американцами ядерной дубиной.
Последнее означает, что Кремль насторожила угроза новых санкций. Сейчас Государственный департамент угрожает «серьезными и непосильными» ограничениями, которые могут затронуть критические сектора российской экономики, включая финансовый.
«Судя по тому, что Путин в беседе с Байденом затрагивал тему санкций, то в Кремле осознают все риски и серьезность ситуации. Новая порция ограничений может коснуться всех. Под ударом окажется финансовая система государства. В комплексе с другими мерами, это может сработать, заставив россиян сделать шаг назад», — говорит «Апострофу» военно-политический эксперт Николай Белесков.
С другой стороны, для администрации Байдена важна синхронизация действий с Европейским союзом. Нынешний хозяин Овального кабинета позиционирует себя приверженцем трансатлантического партнерства. Что будет если немцы и французы выскажутся против «слишком агрессивной» санкционной политики? Такой вариант также не стоит исключать.