Привычные гаджеты исчезнут через 10 лет: будет то, что сейчас кажется фантастикой
После 2030-го эре «голубых экранов» придет конец. Привычный для нас мир, уверяют эксперты, изменится до неузнаваемости
Смартфонам предстоит судьба кнопочных телефонов. Им на смену придут более продвинутые технологии. И произойдет это уже совсем скоро. Именно такой футуристический прогноз недавно сделал директор по Digital-продуктам международной группы Veon (к слову, бренд «Киевстар» входит в Veon. — Ред.) Джордж Хелд.
“Телефон – это две вещи: аутентификация, то есть возможность определить, кто вы, а также связь, получение информации. Но чтобы определить, кто вы, вовсе не нужно подносить что-нибудь к уху. У вас есть лицо, глаза, отпечатки пальцев, голос”, — перечисляет господин Хелд.
Что касается связи и информации, то, заметил он, необязательно смотреть на экран смартфона, потому что эта информация может появиться прямо перед вашими глазами или проектироваться на стену или зеркало с помощью IoT-датчика (IoT – Internet of Things, «интернет вещей». – Ред.).
“Через 10 лет смартфон исчезнет, он будет заменен нами, людьми. И потерявшейся в центре города бабушке не нужно будет никуда звонить: она сможет спросить у стенки «как мне дойти домой?», а стенка ей покажет маршрут со стрелочкой», — шокирует воображение специалист.
Очевидно, ненужными станут не только смартфоны, но и ноутбуки, планшеты и т.д. Но… Что же придет на смену сегодняшним технологиям в ближайшее десятилетие? Своим видением по этому поводу с Укринформом поделились эксперты по информационным технологиям.
“Сегодня существует такое понятие как boarderless, то есть стирание границ между рабочим временем и семьей. Этот тренд активизировался и продолжает нарастать из-за пандемии. Ответом на него становятся и гаджеты и программы, позволяющие трансформировать и совмещать одновременно все сферы жизни: от созвонов, доступа к почте, свободных рук к голограммам и другим инструментам. Со временем и усилением этого тренда сами гаджеты будут становиться меньше”, — рассказывает руководитель отдела связей с общественностью правительственной программы Эстонии e-Residenc Катрин Вага.
Первые компьютеры, напоминает она, занимали несколько специально оборудованных залов, но при этом выполняли функций меньше современных мобилок.
То же произойдет и с гаджетами. Они уже сегодня эволюционировали к браслетам, «умным» очкам или часам, где в одном небольшом процессоре хранится больше информации, чем на флешках или ноутбуках, — говорит Вага. — Последние тенденции и способы передачи данных говорят также о том, что порты и шнуры тоже будут исчезать. То есть наушники будут полностью беспроводными, а через NFC-технологию будет быстрее и проще передавать информацию. Экран или видео при этом будут просто выводиться в 3D-формате, похожим на голограмму, а затем исчезать после звонка или обработки запроса”.
К слову, все эти разработки уже существуют сегодня. То есть это не что-то суперновое, просто сейчас оно совершенствуется. Например, в середине октября 2021 г. вышло уже третье поколение беспроводных наушников AirPods «детища» Стива Джобса — компании Apple.
“2010-е можно назвать эрой смартфона. По данным Statista, за прошедшее десятилетие этих гаджетов продано более 10 миллиардов. По состоянию на 2020 год, ими пользовалось 3,5 миллиарда человек или 45% жителей Земли. Смартфон оказал влияние на все: нашу работу, общение с друзьями, развлечения, покупки, образование. Но через несколько ближайших лет его эра действительно закончится. Что же заменит смартфоны и, очевидно, остальные экраны? Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность”, — утверждает генеральный директор компании Innolytics Group, специалист по исследованиям технологий, технологической конкуренции и прогнозированию их развития Владимир Бандура.
Недавно Facebook переименовал материнскую компанию в Meta – это начало слова Metaverse, то есть виртуального всеобъемлющего мира, в котором работают, учатся, социализируются, встречаются, развлекаются (совместно просматривают спортивные события, фильмы и т.п.). И смартфон, для того чтобы качественно взаимодействовать с этой Метавселенной, отмечает эксперт, будет абсолютно неэффективным.
“Нужны массово появляющиеся и развивающиеся устройства нового поколения. Я имею в виду очки или линзы виртуальной и дополненной реальности. Пока этот рынок достаточно мал, но он прогрессирует колоссальными темпами, — говорит Бандура. — Если еще четыре года назад, чтобы погрузиться в виртуальную реальность нужно было потратить 4-5 тыс. долларов на мощный компьютер и на шлем с датчиками (стоимость шлема – 1200 долларов), то уже сегодня…”
Тот же Facebook предлагает шлем Oculus Quest 2, работающий сам по себе, то есть без компьютера. И стоит он 300-400 долларов.
«И Oculus Quest 2 не единственный в своем роде и своем ценовом диапазоне. Конечно, такое удешевление приводит к тому, что эти устройства начинают уходить в массы. И в дальнейшем они будут становиться только более качественными, мощными, более легкими и доступными”, — отмечает эксперт.
По его словам, очки дополненной реальности сначала будут приложением к смартфону или ноутбуку, но потом…
“Они станут более самодостаточными, а то и вообще заменят привычные для нас сегодня гаджеты. Люди смогут смотреть не просто на какой-нибудь маленький экран, а полностью погружаться в виртуальный мир, накладывать цифровой мир на реальный”, — добавил Владимир Бандура.
“Абсолютно согласен с тем, что человечество в ближайшее десятилетие откажется от смартфонов и лэптопов. Правда, думаю, все это произойдет не столь революционно. Это будет чем-то сродни борьбе газет, радио, ТВ и Интернета”, — уверен руководитель R&D Center Winstars Technology LLC Дмитрий Софина.
Эксперт рассказывает, что сначала это будет симбиоз: умные очки+часы+наушники.
Последние два, по сути, заберут железо из смартфона, так как технологии не успеют всю эту электронику сразу засунуть в очки. Но со временем очки будут достаточно мощными, чтобы вместить в себя все необходимые технологии. Почему очки? А потому что интерфейс с дополненной реальностью и возможности управления через движение глаз или даже командами мозга (простые вещи типа «да» или «нет» через считывание томограммы мозга, — Ред.) это довольно перспективная история», — говорит Софина. И добавляет: “Представьте, что вы просыпаетесь, надеваете очки — и там у вас все: погода, плейлист, новости, календарь, события. Затем вы идете по городу и навигатор в очках вам показывает маршрут или отмечает специальные предложения в заведениях (кафе, рестораны), вы заходите в заведение и производите расчет простым кивком головы и подтверждением по движению глаз — как мышка на экране”.
Продвинутые девайсы сейчас разрабатываются в Apple, Facebook совместно с Ray Ban (один из ведущих производителей солнцезащитных очков во всем мире. — Ред.), а также Google, Microsoft и т.д.
“Недавняя презентация Meta от Марка Цукерберга, планирующего перевести Facebook в виртуальный мир, это только подтверждает. Но если мы пойдем еще дальше и посмотрим на разработки, как Neurolink от Илона Маска, то станет понятно, что со временем потребность в очках тоже исчезнет. Мы сможем напрямую пользоваться всеми достижениями человечества сразу в мозгу, и наши глаза будут просто дополнять внешнюю картину виртуальными вещами. То есть разговор без открытия губ станет возможным. Это достигается за счет чипа, который вживляется через нановолокна в мозг”, — заметил Дмитрий Софин.
В этом году, например, компания Neuralink продемонстрировала, как обезьяна играет в видеоигру, просто посылая сигналы непосредственно из своего мозга. Вполне возможно, что в будущем это трансформируется в «технологическую телепатию», когда мы взмахом руки или силой мысли сможем выполнять определенные функции», — доповнила Катрин Вага.
“Более того, если мы посмотрим еще дальше, то генетически мы сможем программировать, чтобы вся вся электроника стала бионикой и человечество станет расой нового поколения. А самое интересное, что все это мы увидим в ближайшие 50 лет. Но насколько это будет массовым явлением, это уже вопрос”, — поощряет мечтать Дмитрий Софина.
Как бы то ни было, но приход чего-то нового — это всегда тревожно. К каким угрозам и рискам следует готовиться человечеству?
“Любая разработка – это всегда риск. С одной стороны расщепление атома дало человечеству рекордно дешевую электроэнергию, с другой — у нас катастрофы типа Чернобыля или Фукусимы. То же с гаджетами, соцсетями и интернетом. Тот же Facebook, Airbnb в США или Skype в Эстонии разработчики создавали с хорошими намерениями, они решали конкретные запросы общества и сумели монетизироваться», – говорит Катрин Вага.
Проще говоря, эстонская IТ-эксперт считает, что нужно бороться не с технологиями, а с тем, чтобы их никто не захотел использовать для манипуляций, устрашения или в других неблагородных целях.
“Угрозу вижу только в той части человечества, которая отказалась от технологий. Когда конкистадоры истребили все цивилизации Нового Света. А отличало их только наличие металлической амуниции и оружия, пороха, лошадей и незнакомых туземцам вирусов с бактериями, дополнившими это истребление. Аналогично произойдет и в будущем, особенно когда человечество станет межпланетной расой», – отметил Дмитрий Софина.
Это эволюция: или развивайся, или…
“Вызовов действительно много. Не буду упоминать о таких элементарных, как, например, информационная перегрузка и так далее. Остановлюсь на другом – перестройке рынка наружной рекламы”, — говорит Владимир Бандура.
Очевидно, если человек надел очки дополненной реальности, то никакие другие физические экраны, борды, знаки, вывески и т.п. ему просто не нужны. Но… Дальше начинаются большие вопросы. К примеру, кто, где и на каких основаниях вообще имеет право вешать рекламу в виртуальности? Google, по собственному усмотрению? Или конкретное здание, допустим, ТРЦ? Сегодня этот вопрос никак не урегулирован.
“Не менее важно, какую рекламу можно показывать. Что если перед дверью вашей пиццерии (или даже вместо этой двери) на очках клиентов появится реклама конкурента, ресторан которого находится через дорогу? Кому жаловаться и с кем об этом говорить? Я уже не говорю об отрицательных отзывах. Что, если этот отзыв увидят не десяток Facebook-друзей, а каждый, кто подойдет к ресторану? Думаю, что такой отзыв вполне может стать роковым”, – говорит эксперт.
В конце концов, еще одна «темная сторона» новых технологий — это конфиденциальность, которая может исчезнуть от слова совсем.
“Мы уже привыкли к тому, что телефоны знают плюс-минус все о том, куда мы ходим, о наших интересах, об удовольствиях и коммуникациях. Но представьте себе очки или линзы, точно знающие, куда мы ежедневно и с какой эмоцией смотрели, — обращает внимание господин Бандура. – Конечно, это мечта любого ритейлера. И диктатора. И работодателя. И ревнивого мужа. И, наверное, прежде всего Google и подобных компаний, которые как никто знают, что и как делать с этими данными и как на них заработать. Как это нам нужно и как к этому готов каждый из нас? Вопрос открытый».
Наконец, крайнее, но не последнее, что он подчеркнул – это социальные и правовые нормы. В этом, по его словам, может быть основная проблема распространения AR/VR очков и других аналогичных устройств. “Вряд ли вашему шефу понравится, если на него десяток человек будут смотреть через очки, а специальное приложение будет анализировать тончайшие нюансы мимики, жестов и тона разговора и сразу будет подсказывать, где он говорит правду, где не очень уверен, а где и приврал. Вряд ли это понравится партнеру в отношениях. Или посетителям того же ресторана. Психологически для многих эта технология будет очень неуютной, особенно поначалу”.
В любом случае ближайшие десять лет в технологиях AR/VR откроют огромные возможности, создадут триллионы долларов новых доходов и ценности.
«За этими технологиями следует следить и применять их уже сегодня. Но делать это с умом”, — подытожил Владимир Бандура.
Мирослав Лискович. Киев