Министр финансов Марченко провалил борьбу с контрабандой — журналисты рассказали о последствиях
Борьба с контрабандой в Украине не увенчалась успехом из-за неэффективности работы таможенной службы и Министерства финансов, и ответственность за это несет Сергей Марченко.
Об этом говорится в материале «Апострофа».
Последние полгода в Украине прошли под знаком борьбы с контрабандой — с лицами, которые были названы «контрабандистами». Против них СНБО ввел санкции. Однако во многих случаях бизнес «переродился», что признали в СНБО. Восстановились десятки таможенников, которых якобы за сговор с «контрабандистами» снимали с должностей. Тем временем таможенники, как и СБУ, не дают ответа на вопрос, какая сумма поступила в бюджет в результате борьбы с контрабандой -после введения санкций против «контрабандистов».
«Вероятно, цифру в 45 млрд грн наспех нарисовали президенту в Минфине. Марченко озвучивал условный KPI, при котором борьбу с контрабандой можно назвать успешной — плюс 2-3 млрд грн в месяц или 24-36 млрд грн», — говорится в материале.
Экономист Виктор Скаршевский опубликовал расчеты, согласно которым «перевыполнение планов» на таможне основано на занижении планов. По его словам, за 10 месяцев объемы импорта увеличились на 36%, а таможенные поступления на 32%. Показатели эффективности работы таможни ухудшились, поскольку упала налоговая нагрузка на импорт. Это привело к тому, что после начала «борьбы» с контрабандой бюджет недополучил 13 млрд грн.
Экс-глава таможни Анатолий Макаренко отметил, что для определения эффекта от санкций необходимо сравнивать данные статистики с объемами внутреннего рынка привлекательных для контрабанды товаров: электроники, сантехники, продуктов питания, алкоголя и т.д. Исходя из его выводов, борьбы с контрабандой не ведется, а Минфин «вводит президента в заблуждение».
Как утверждал Максим Нефедов, Марченко «зачистил» таможенников, которых он назначал, и вернул тех, кого он увольнял за коррупцию, а оценивая работу Павла Рябикина, он отметил, что все вопросы решал Марченко и именно он тормозит реформирование ГТСУ.
Как отмечало УНН, к главному таможеннику Игорю Муратову Марченко приставлял Андрея Павловского, экс-замдиректора одного из департаментов Минфина, после чего шантажировал своей отставкой премьера, чтобы продавить на должность главы таможни «своего человека». В августе 2020 Павловский сменил Муратова и стал и.о. главы таможни. Журналист Евгений Плинский показал список кандидатур, которых тот подал в качестве новых начальников местных таможен. Самым скандальным стало назначение чиновника времен Януковича Дениса Пудрика. Когда на таможню пришел Павел Рябикин и попытался ее перезагрузить, за кулисами началась»борьба за потоки и схемы».
Сам Рябикин подтвердил, что Минфин не давал денег на реформу таможни, не лоббировал проекты, и отчасти из-за этого он решил уйти из ведомства. После его ухода, Кабмин назначил и.о. главы Таможни экс-начальника управления разведки Администрации Государственной пограничной службы Вячеслава Демченко.
«Одним из первых его вызовов, очевидно, станет отбить атаки Марченко по навязыванию своих людей на региональные таможни. В обмен на нежелание «сотрудничать», новоиспеченный руководитель может запросто получить от Минфина завышенные и невыполнимые планы поступлений. В таком случае нечего будет списывать на «уменьшение контрабанды», чтобы отчитываться перед президентом… Необходимо будет договариваться с Минфином о совместном лоббировании в парламенте инициированного Зеленским законопроекта о криминализации контрабанды. Однако Марченко выступает категорически против этого документа, прикрываясь позицией бизнес-ассоциаций… в очередной раз демонстрируя свое отношение к главе государства и его видению стратегии экономических реформ в стране», — отмечает автор материала.