Братья по газу: зачем Киеву помогать Кишиневу/Украине выгодно спасти Молдову от "газовой удавки" России
В минувшую пятницу, 22 октября, Совет нацбезопасности и обороны поручил правительству рассмотреть вопрос помощи Молдове, которая столкнулась с дефицитом газа, а также сильным давлением и шантажом со стороны Москвы. От некоторых политиков зазвучали слова «зрады» и обвинения в адрес власти. Но нужно учитывать, что помогая Кишиневу, Киев одновременно помогает себе. Каким образом – читайте в материале «Апострофа».
Москва давит газом
«Премьер-министр Украины сегодня получил письмо от своей коллеги из Молдовы с вопросом помощи от того шантажа, что делает там «Газпром». Мы приняли решение к Кабинету министров, они этот вопрос рассмотрят и мы понимаем, что такую помощь Республике Молдова мы в ближайшее время сможем предоставить», — сказал после заседания Совбеза его секретарь Алексей Данилов.
По его словам, этот газ будет передан в пользование на определенный период для того, чтобы Молдова потом его вернула.
«У нас есть свои заинтересованности в том, чтобы в Молдове был газ. Мы объединены в единую систему. У нас есть определенные территории, которые питаются с территории Молдовы, поэтому мы должны помочь нашим друзьям и нашим соседям», — добавил Данилов.
Ситуация у наших соседей и впрямь плачевная – того же 22 октября премьер-министр Молдовы Наталья Гаврилица сообщила, что в этом месяце республика импортирует из России на треть меньше необходимых объемов и давление в газотранспортной сети упало до критических значений. Тем временем, переговоры по новому контракту с «Газпромом», на которых Кишинев добивается существенной скидки на газ, проходят безрезультатно.
Пока Молдова импортирует топливо по рыночной цене — около 790 долларов за 1 тыс. куб. м., при этом в 2020 году она платила в среднем 148,87 долларов за тысячу «кубов». На переговорах с «Газпромом» Кишинев просит Москву снизить цену, рассчитывая платить в среднем 200-300 долларов за тысячу кубометров, что выглядит очень выгодной ценой на фоне цен на голубое топливо, установившихся на лондонской бирже ICE: там 25 октября стоимость газа взлетела до 1153 долларов за тысячу кубов.
В Киеве и Брюсселе указывают, что на рост цен повлияли действия «Газпрома», который с помощью сдерживания поставок газа пытается добиться скорейшей сертификации газопровода «Северный поток-2», заодно формируя дефицит.
На фоне не самой радужной ситуации с газом собственно в Украине, власть тут же начали обвинять в «разбазаривании топлива», что несправедливо, указывает политический эксперт Владимир Фесенко.
«Действительно, была просьба со стороны Молдовы. Мы помогаем им газом, не безвозмездно, и это именно помощь, потому что ситуация для Молдовы действительно критическая. Румыния, в свою очередь, помогает Молдове нефтепродуктами, насколько я знаю. Самый важный момент в решении СНБО по газу для Молдовы: это не только какая-то гуманитарная политика, экономическая помощь Кишиневу. Конечно, Молдова — наш партнер и мы должны друг другу помогать. Кроме того нужно учитывать, что сейчас в Молдове пришли к власти проевропейские силы, и им сейчас нужно продержаться без потрясений», — говорит Фесенко «Апострофу».
Информационная накачка
По его мнению, история отношений Молдовы с «Газпромом» очень поучительна для нас, ведь в последнее время с подачи некоторых пророссийских СМИ и телеграм-каналов в Украине звучит тезис о необходимости возврата к прямым поставкам газа из России, что якобы решит все наши проблемы. Сейчас все видят, как это «решает проблемы» для Молдовы.
В свою очередь, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований Артем Филипенко обращает внимание на то, что молдавский газовый кризис сопровождает сильная медийная составляющая.
«Сейчас мы наблюдаем довольно активную информационную кампанию, которая сопровождает переговоры Молдовы с Россией: с одной стороны, «Газпром» заявляет, что речь идет только о чисто экономических вопросах, с другой — некоторые российские политики увязывают вопрос газа с участием Молдовы в «Крымской платформе», например. В одном из молдовских СМИ вообще появился фейк, что Россия продает газ Румынии дешевле, чем Молдове, а у нас появился фейк о миллиарде кубов газа якобы в обмен за молчание по делу Чауса, которую вообще несколько месяцев не вспоминали в молдавском информпространстве», — указывает эксперт.
Вместе с тем, Владимир Фесенко отмечает, накачивая инфопространство фейками, Россия может требовать от Кишинева принятия российского «плана Козака» по реинтеграции Приднестровья в Молдову на московских условиях. Могут быть требования и по кадровым вопросам, коалиции с пророссийскими силами.
Глава аналитического центра гражданского общества в Республике Молдова WatchDog Валериу Паша отмечает, что президенту Молдовы Майе Санду отступать некуда, и ее позиция достаточно тверда.
«Думаю, что Санду не может пойти ни на какие уступки Москве. В лучшем случае, из того что можно было бы обсуждать это внедрение третьего энергетического пакета ЕС в Молдове на условиях, скажем так, менее неприятных для «Газпрома». Все остальные российские условия просто неприемлемы», — говорит эксперт.
По словам Паши, Россия настаивает на выплате Молдовой задолженности за поставку газа, которая накапливалась еще с начала 90-х годов прошлого века.
«Есть фейковая задолженность. Это около 700 миллионов, из которых по-хорошему долги — это 140 миллионов, не больше. Это невозможно сравнить с деньгами, выкачанными нелегально из «Молдовагаза» за все эти годы. Чтобы вы понимали, россияне, например, претендуют на 150 миллионов задолженности, якобы основанной на разнице в валютном курсе», — рассказывает эксперт, добавляя, что на переговорах Кремль требует от Кишинева разрешения базирования российских военных на территории Приднестровья и использования ими аэропорта Тирасполя, что фактически усиливает российское военное присутствие в регионе. Для Украины это будет означать, что российские войска усилятся на еще одном участке нашей границы — фактически в тылу.
Владимир Фесенко считает, что кроме легализации российского оккупационного контингента в Приднестровье и принятия российского «плана Козака» по реинтеграции Приднестровья в Молдову могут возникнуть требования и по кадровым вопросам, и даже коалиции с пророссийскими силами.
Приходится констатировать, что для Молдовы вырисовывается весьма не радужная картина: по сути, Путин требует от Санду невозможного.
Украина приходит на помощь
Впрочем, есть в сложившейся ситуации и позитив. Киев, который обычно не особо серьезно относятся к многим региональным вопросам, в том числе связанным с Молдовой, на этот раз наконец оперативно разобрался в ситуации, понимая, что противостоять гибридной агрессии Кремля нужно вместе. То есть, если Москва все-таки откажется подписать контракт с Молдовой, то Украина сыграет очень важную роль роль в обеспечении баланса потребления газа в Молдове.
И как это не парадоксально, это выгодно Киеву. Дело в том, что некоторые территории на юге Украины, в той же Одесской области, получают газ по тем же трубам, что и Молдова, то есть помогая Молдове, мы и себе таким образом помогаем, снабжая свои собственные территории. Да, у нас нет излишков газа, и ситуация с ним у нас непростая, но контролируемая (в отличие от угля). И в конце концов, это вопрос безопасности – мы не должны пустить Кишинев в объятия Кремля.
Договоренность с Киевом может стать кратковременной «подпоркой» для Молдовы, до времени, когда введут в строй газопровод Яссы-Кишинев, что значительно «разгрузит» зависимость Кишинева от Москвы, говорит Артем Филипенко.
«Уже достроен газопровод Яссы-Кишинев, но там есть вопрос постройки компрессорных станций и введения в строй еще одной ветки. По оценкам экспертов, этот газопровод может заработать лишь в следующем году, то есть для России сегодня сложились самые благоприятные условия: растут и цены на газ, а его поставка из альтернативных источников проблематична. Нам нужно помочь молдаванам продержаться», — говорит он.