eplus.com.ua

​Денег не дали, ответственных нет: в Кабмине придумали новый план деоккупации Крыма/Новая стратегия по Крыму — от защиты прав до обороны

Октябрь 06
18:29 2021

В марте этого года президент Украины Владимир Зеленский своим указом утвердил рамочный документ «Стратегия деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь». «Жизнь» в него должно было вдохнуть украинское правительство, разработав соответствующий план мер. И в последние дни сентября Кабмин утвердил этот план. Какие конкретно шаги власть собирается предпринимать для деоккупации полуострова — разбирался «Апостроф».

От защиты прав до обороны

План мероприятий по деоккупации Крыма в Кабмине разделили на 10 основных направлений: защита прав и свобод, правовая защита граждан и юрлиц, пострадавших в результате аннексии, экономическая политика, социальная и гуманитарная политика, экология, информационная политика, укрепление национальной стойкости, международное сотрудничество, оборона и безопасность, модернизация законодательства.

Защита прав и свобод. Поскольку на территории Крыма украинские органы власти не могут осуществлять своих полномочий, то механизм защиты прав и свобод украинских граждан в Кабмине видят только через мониторинг и документирование фактов нарушения прав человека на полуострове. Для этих целей даже планируется создать «Украинский национальный центр построения мира». Задокументированные факты государство будет направлять в Международный уголовный суд и параллельно инициировать санкции против людей, ответственных за нарушение прав человека.

Правовая защита. Здесь власть планирует подсчитать убытки от аннексии Крыма как для государства, так и для граждан. Также Кабмин будет привлекать абитуриентов с полуострова для обучения на материковой Украине.

Экономика. В этом блоке власть нацелена синхронизировать национальные санкции за аннексию Крыма с санкциями международных партнеров и привлекать инвестиции в южные регионы страны, граничащие с оккупированными территориями, например, для ремонта и строительства дорог в Херсонской области.

Социальная и гуманитарная политика. Здесь Кабмин планирует обеспечивать жильем переселенцев из Крыма за счет средств международных доноров, упростить процедуру поступление абитуриентов из Крыма в вузы материковой Украины, а также создать условия для санаторно-курортного лечения детей из оккупации. Также правительство создаст онлайн-сервис для изучения крымскотатарского языка. Граждане на оккупированных территориях смогут заключать декларации с семейными врачами Херсонской области и участвовать в государственной программе «Доступные лекарства».

Экология. Правительство намерено сконцентрировать усилия на создании геоинформационной системе мониторинга и прогнозирования экологических проблем на временно оккупированных территориях. Что касается подачи воды в Крым, то здесь позиция неизменна – никакой воды до момента деоккупации. Но! Кабмин планирует разработать проектную документацию по строительству гидротехнических сооружений на Северо-Крымском канале. Правда, в эксплуатацию эти сооружения будут введены только после деоккупации.

Информационная политика. Главная задача этого блока – донесение достоверной информации жителям в оккупации об Украине и противодействие дезинформации. Для достижения этих целей правительство намерено устанавливать спецоборудование на вышках телерадиовещания в районах, прилегающих к оккупированным территориям. Также государство будет поддерживать СМИ, которые ориентированы на жителей Крыма. Ну и, конечно же, поддерживать государственный телеканал «Дом». Будет создан и «Виртуальный музей российской агрессии» и наполнение его контентом.

Укрепление национальной стойкости. Тут без особого креатива: чествование памяти уроженцев Крыма, которые боролись за территориальную целостность Украины и организация национальных научных исследований для обсуждения вопросов постконфликтного урегулирования и реинтеграции.

Международное сотрудничество. В теории, этот блок должен быть одним из самых главных в вопросах деоккупации, ведь дипломатия – единственный реальный инструмент возвращения Крыма. Здесь государство планирует развивать существующую Крымскую платформу и запустить новый ежегодный форум по вопросам безопасности Азово-Черноморского и Средиземноморского регионов. Также каждый год Украина, согласно плану, будет инициировать резолюции Генассамблеи ООН по проблемам милитаризации полуострова и «кричать» на всех существующих международных площадках об аннексии.

Оборона и безопасность. В этом блоке правительство намерено разработать стратегические документы в сфере морской безопасности и написать законопроект «об особенностях функционирования государства в случае оглашения состояния войны», учитывая опыт НАТО и ЕС. Кроме того, будут приниматься меры по повышению обороноспособности Украины в приморских областях: Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской.

Модернизация законодательства. Уже в следующем году правительство направит в парламент законопроект, которым снимет ответственность с граждан оккупированной территории за проживание без украинского паспорта или с просроченным документом. «Мощный» шаг, учитывая, что максимальный штраф за такой админпроступок — 51 гривна. Также Кабмин намерен упростить режим въезда-выезда на полуостров для журналистов, адвокатов и правозащитников.

Верховная РадаФото: Апостроф / Александр Гончаров

Без национальной автономии

Напомним, что в 2018 году правительство уже принимало похожий документ по реинтеграции Крыма. Но, судя по тому, что полуостров до сих пор остается оккупированным, план не сработал.

С другой стороны, наивно было бы полагать, что какие бы то ни было документы, стратегии и планы, принятые в Украине, способны реально повлиять на политику Кремля в отношении Крыма. Но! Постоянно «подогревать» международную повестку по крымскому вопросу Украине, безусловно, необходимо. Хотя бы для того, чтобы Россия не чувствовала себя комфортно и находилась под санкциями за оккупацию полуострова.

«К сожалению, план больше декларативный, — говорит «Апострофу» член парламентского комитета по вопросам деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Ахтем Чийгоз. – Да и сама стратегия рамочная. Во время ее обсуждения Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров (лидеры крымскотатарского национального движения, – «Апостроф») высказали свои предложения относительно изменения статуса автономии в контексте реализации прав крымскотатарского народа».

Речь идет о том, чтобы изменить статус Крыма с «Автономной Республики Крым», как сейчас записано в Конституции, на «Крымскотатарская автономия в составе Украины».

Что дает такая смена названий? В Декларации ООН от 2007 года «О правах коренных народов» указано, что «коренные народы при осуществлении своих прав на самоопределение, имеют право на автономию».

«А это один из ключевых моментов в вопросе деоккупации Крыма и субъектности крымскотатарского народа. Международное право опирается на основной фактор коренного, государствообразующего народа. И было бы логично сделать это инструментом давления на Россию и важным фактором в вопросе деоккупации. Это соответствует международному праву. При обсуждении стратегии было сказано, что Кабмином будет отработан этот вопрос и включен в план реализации. Но, как мы видим, в плане этого нет», — жалуется Чийгоз.

Ни денег, ни ответственности

Кроме стратегического просчета, по словам экспертов, план правительства имеет и тактические недостатки.

«Прописать правила привлечения инвестиций на прифронтовых территориях нужно было более конкретно», — добавляет Чийгоз.

«В некоторых пунктах плана суть задач определена не до конца. Например, «продолжить в дальнейшем способствовать»… Ну как можно измерить, «способствует» ли министерство образования и науки поступлению абитуриентов в вузы Украины или не способствует? Это сложно. А если измерить сложно, то невозможно и выполнить. И сомнительным кажется смысл выполнения таких мероприятий», — поясняет «Апострофу» глава «Регионального центра прав человека» Сергей Мокренюк.

Кстати, о выполнении плана. Это слабое место всех подобных стратегий и документов.

«Есть два больших вызова в контексте этого плана. Во-первых, в 2018 году уже был утвержден план по деоккупации и реинтеграции Крыма, но в том плане была та же самая проблема, которая никуда не исчезла и в нынешнем: не было никакого бюджетного финансирования, выделенного специально для реализации плана», — поясняет «Апострофу» юрист-международник, бывший постоянный представитель президента Украины в Крыму Борис Бабин.

Возьмем для примера Стратегию интеграции ромов, которую правительство утвердило в августе. Этот документ можно критиковать или хвалить… Но! Денег на его реализацию в бюджете не нашли.

Нет, формально, конечно, Кабмин предусмотрел деньги на деоккупацию и реинтеграцию «за счет и в пределах расходов, предусмотренных в государственном и местных бюджетах».

«Но это классический бюрократический подход, — уверяет Бабин. – И проблема здесь в том, что если у вас нет отдельного финансирования, то никто все не бросит и не побежит выполнять этот план. А как только появляется хоть какое-то специальное бюджетное финансирование, сразу же возникает контроль: а на что были потрачены эти деньги. И органы власти уже должны будут что-то делать».

Кроме того, по словам Бабина, в плане правительства фактически не предусмотрены механизмы его выполнения и ответственности за невыполнение.

«Там есть общий механизм: Минреинтеграции собирает информацию о выполнении плана и отправляет ее в Кабмин. А что будет, если план выполняться не будет? Или Минреинтеграции скроет состояние выполнения плана? Или еще один вариант: Минреинтеграции вообще никому ни о чем не будет отчитываться. Поэтому здесь возникает вопрос политического и юридического контроля, ведь в суде доказать, что кто-то виновен в невыполнении конкретных пунктов плана будет сложно. Все ведомства будут перебрасывать ответственность друг на друга», — резюмировал Борис Бабин.

Статьи по теме

Последние новости

Ради побега за границу женился на родственнице с инвалидностью: ГПСУ разоблачила уклониста

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.