Конец эпохи Меркель: чего ждать Украине от выборов в Германии/От результатов выборов в Германии зависит многое для Старого света
Выборы в немецкий парламент состоятся 26 сентября. Вслед за ними пост федерального канцлера покинет Ангела Меркель, бессменно возглавлявшая правительство Германии в течение 16 лет. Украина наблюдает за немецким электоральным процессом, а некоторые украинские политики подчас даже не стесняются подыгрывать некоторым политическим силам в ФРГ. «Апостроф« расскажет о немецких политических раскладах, а также о том, что сулят Украине результаты парламентских выборов в Германии.
Одни выборы – вариантов коалиции много
По итогам выборов в бундестаг, которые пройдут 26 сентября, станет понятна новая конфигурация власти в Германии. В частности, в немецком парламенте будет создана коалиция, которая выдвинет кандидатуру федерального канцлера Германии. Сейчас есть три фаворита на эту должность: Армин Лашет от правящей партии ХДС/ХСС, Олаф Шольц от партии СДПГ – на данный момент наиболее сильных конкурентов правящей партии, а также Анналена Бербок от партии «Союз 90/Зеленые«.
В целом такая поливариантность вполне логично вписывается в картинку переходного периода после завершения эпохи Меркель и доминирования в Германии христианских демократов, считает политолог-международник Виктор Савенок.
На данный момент социологи отдают первое место немецким социал-демократам, которых поддерживают 25-26%, на втором месте Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз с 21-20% поддержки населения, и на третьем месте идет «Союз 90/Зеленые» с 15-16%, на четвертом месте – Свободная демократическая партия, которой социологи дают 13-14%, на пятом месте – правые популисты из партии «Альтернатива для Германии« с 10-11% голосов, а замыкает рейтинг левые популисты «Die Linke» с 6-7% электоральной поддержки.
«Вариантов для формирования коалиций в таких условиях очень много. Арифметически набирается большинство и для продолжения нынешнего состава, то есть так называемой «большой коалиции« СДПГ и ХДС. Правда, теперь доминировать будут социал-демократы. Также необходимое количество голосов есть и для того, чтобы сформировать коалицию и без социал-демократов с участием «Зеленых«, Христианских демократов и Свободной демократической партии. Кроме того, набираются голоса и для формирования так называемой «светофорной коалиции« из социал-демократов, свободных демократов и «Зеленых». Есть также возможность набрать голоса для так называемой «красно-красно-зеленой« коалиции, то есть социал-демократов, «Зеленых» и партии Левых«, — сообщил «Апострофу« политолог-международник Виктор Савенок.
Как бы там ни было, но многолетнее первенство ХДС/ХСС находится под большим знаком вопроса. В этой связи примечательно то, что в немецкие политические игрища были вовлечены даже украинские политики. Так, еще 24 мая, в момент подъема рейтингов партии «Союз90/Зеленые«, президент Украины Владимир Зеленский провел встречу с сопредседателем этой партии Робертом Хабеком, в ходе которой обратил внимание на положительную динамику электоральной поддержки партии избирателями, а также выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество со всеми политическими силами Германии, в частности с партией «Зеленых».
В стороне от немецких выборов не остался и мэр Киева Виталий Кличко, который 4 сентября посетил съезд молодежной организации ХДС в Ганновере, где в тот день выступал кандидат в канцлеры от ХДС Армин Лашет.
В свое время, Кличко активно выступал в Германии, долго жил в Гамбурге, у него имеются серьезные связи в ХДС — он не раз бывал на съездах партии Ангелы Меркель. Судя по всему, Кличко был приглашен в качестве бывшего чемпиона мира по боксу, чтобы поднять рейтинг Лашета среди молодежи.
Армин Лашет
Из двух зол?
Как ранее рассказывал «Апострофу» немецкий политолог и профессор Боннского университета Андреас Хайнеманн-Грюдер, проблема тройки лидеров на выборах — ХДС, Социал-демократы и «Зеленые/Союз 90» – состоит в том, что когда речь идет о голосовании за внутриполитические вопросы, то разница между ними весьма размыта.
«Все три партии борются за один и тот же электорат – достаточно зажиточный средний класс и «синие воротнички», которые получают хорошую зарплату. США не является спорным вопросом, а вот Россия – да. Социал-демократы традиционно выступают за «умиротворение» Путина, не в последнюю очередь потому, что бывшие председатели этой «партии работников» — Герхард Шредер, Зигмар Габриель и Маттиас Платцек – любят зарабатывать деньги на немецком большом бизнесе, связанном с Россией. ХДС разделены в отношении к России, а у «Зеленых» позиция – принципиально антироссийская», — отметил эксперт.
В свою очередь, эксперт Украинского института будущего и сотрудник Стокгольмского центра по восточноевропейским исследованиям Андреас Умланд отмечает, что тройка лидеров партий в своих официальных внешнеполитических доктринах по большему счету не особо отличаются. Тем не менее, сейчас сложилась такая ситуация, что на фоне откровенно пророссийских социал-демократов христианские демократы все же выглядят более удобными партнерами для Украины.
«Мне трудно предсказать, как социал-демократы будут себя вести, если они станут ведущей партией со своим канцлером в лице Шольца, который не имеет такой тесной биографической связи с Шредером, как тот же Штайнмайер, или другие политики, которые из круга Шредера. Поэтому пока что трудно предсказать, какую он будет вести внешнюю политику, в частности в отношении Украины», — сказал он.
Что же касается «Союза 90/Зеленых», то они по теме «Северного потока-2» имеют аналогичную с Киевом позицию – категорически против строительства скандального газопровода.
«Конечно, сейчас как мы видим, партия «Зеленых» не имеет больших шансов поставить своего канцлера, однако если они войдут в коалицию, то возможно, они будут более последовательными в тех вопросах, которые будут связаны, например, с введением «Северного потока-2» в эксплуатацию, сертификацией его деятельности и другими вопросами, связанными с этим газопроводом. Но здесь есть много неизвестных. Возможно, Российская Федерация будет использовать по максимуму переходный период, пока будут идти коалиционные переговоры и подсчет голосов, для того чтобы каким-то образом быстро сертифицировать «Северный поток-2» и запустить по нему прокачку газа во избежание возможных рисков, связанных, например, с присутствием «Зеленых» в коалиции, или неким изменением настроений у других партий», — считает Виктор Савенок.
При этом нужно понимать, что внимание будущего канцлера — особенно в первое время — будет отвлечено на внутренние проблемы. Речь идет и о борьбе с пандемией, и об экономических последствиях для государства. И Украина здесь находится на периферии немецких интересов.
«Кроме прочего, Германия как один из ключевых экономических локомотивов Европейского Союза будет заниматься согласованием Европейского Фонда Восстановления и распределением средств из него. Вдобавок, в Германии будут заниматься преодолением последствий июльских наводнений, которые затронули западную и центральную часть ФРГ. То есть присутствует много вопросов, и прежде всего это внутреннеполитические, или же европейские вопросы, которые очень быстро отвлекут внимание будущего немецкого канцлера. К тому же надо будет посмотреть какой будет конфигурация будущей коалиции, и не начнут ли партнеры очень быстро ссориться между собой, а такое может случиться», — считает эксперт.
Чем интересна Украина Германии?
И хотя любое будущее немецкое правительство будет выполнять совместную декларацию Меркель и Байдена относительно «Северного потока-2», которая, в частности, касается гарантий Украине, однако определенные нюансы могут возникнуть в зависимости от того, какой именно будет расклад в новой коалиции.
Как отметил эксперт Виктор Савенок, согласно американо-немецкой декларации хотя и предусмотрен миллиард долларов компенсации, но эта сумма далека как от размера тех потерь Украины, которые она может потенциально понести от прекращения транзита, так и от той суммы, которая может понадобиться Украине для модернизации ГТС.
«Но даже выделение этой суммы будет обставлено целым рядом предпосылок и требований, которые будут касаться борьбы с коррупцией и прозрачного управления в Украине», — считает эксперт.
Получить какие-то бонусы от Берлина можно будет только, если максимальное влияние на процессы будут иметь «Зеленые».
«Если «Зеленые» будут играть большую роль в коалиции, то можно ожидать большую поддержку будущего немецкого правительства в отношении Украины. Насколько это будет выражаться в финансовом отношении, сейчас сложно сказать, но «зеленая» партия, пожалуй, наиболее проукраинская, и если она будет иметь вес в новом правительстве, то это будет в пользу Украине. Но что-то более конкретно сейчас сказать невозможно, тем более что, по правде говоря, Украина не играет какой-то значимой роли в текущих немецких предвыборных баталиях», — говорит Андреас Умланд.
Количество тем, которые могут заинтересовать немцев в Украине, очень ограниченное. По словам Умланда, вероятнее всего у Германии будет интерес ко всякому роду зеленых проектов, которые касаются использования технологий, снижающих загрязнение экологии.
«Это будет явным приоритетом любого нового правительства, даже если оно будет сформировано без «Зеленых». И подобны темы будут играть более значительную роль в украино-немецких отношениях чем сейчас. Мне кажется, что в этом есть определенный шанс для Украины», — сообщает эксперт.
В тоже время политолог-международник Виктор Савенок отмечает, что проекты могут касаться и других направлений.
«У немцев есть желание работать в области экономики — развивать гуманитарные контакты, поддерживать реформы, финансировать восстановление освобожденных территорий на Донбассе. Напомню, «Зеленые» предлагают предоставить Украине летальную оружие и повышать наши оборонительные способности, и это записано у них в программе. То есть мы видим, что определенная рамка задана. Посмотрим, что будет в итоге», — подытожил эксперт.