Газовое "дно" для Украины: кто виноват в новом "Будапеште" и что делать дальше/Киев полностью провалил работу по сдерживанию "Северного потока-2"
Германия и США окончательно уладили все вопросы с «Северным потоком-2», оставив Украину с носом, но винить в этом следует и нашу власть – как прежнюю, так и нынешнюю: кроме громких слов она так и не провела надлежащей работы по противостоянию этому опаснейшему для Украины проекту. О последствиях для Киева и о том, стоит ли говорить, что коллективный Запад отвернулся от Украины, разбирался «Апостроф».
Провал Порошенко, Коболева и Зеленского
В среду, 21 июля, поздно вечером по киевскому времени стало известно о достижении окончательных договоренностей между Германией и США, касающихся «Северного потока-2», которые завершили долгую историю противостояния вокруг «коммерчески-политическому» проекту, начало которому было положено в 2010 году. Что он представляет собой?
«Северный поток-2» — это две нитки газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Труба проходит по территориальным или исключительным экономическим зонам Финляндии, Швеции и Дании.
Предупреждать об опасности трубопровода для энергобезопасности Европы эксперты и политики начали еще на старте проекта, критика усилилась в 2015 году, когда был подписан договор о строительстве трубопровода между «Газпромом» и пятью крупными европейскими энергокомпаниями.
Естественно, одна из главных угроз СП-2 для Украины – уменьшение, а затем и прекращение транзита газа через украинскую ГТС в Европу и огромные финансовые потери, связанные с этим (Украина получает от транзита ежегодно около $2 млрд). Прежнее и нынешнее украинское руководство было очень щедро на стенания о катастрофе, но никого ими не смогли убедить, говорит «Апострофу» эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.
«Непонятно, на каких основаниях мы требовали для себя особого отношения, учета нашего мнения, позиции в компенсации и т.д. Этот курс начался при Порошенко и продолжался при Зеленском, при том, что оснований для этого никаких не было. Наша ошибка была в том, что не делалось ничего другого, то есть весь акцент был на риторику, которая никого не убеждала», — говорит эксперт.
По его мнению, Украине необходимо было понимать, что мы можем предложить всем — в том числе и россиянам. Но никто — ни во времена Порошенко, ни при Зеленском — об этом не думал. В конечном итоге, отмечает Капитоненко, мы получили закономерный результат.
Газовый «Будапешт»
О чем же в результате договорились Берлин с Вашингтоном, оставив за скобками Украину и страны Восточной Европы? В сообщении германского МИД отмечается, что США и Германия «решили создать опору для поддержки перехода к зеленой энергетике в странах с развивающейся экономикой, что будет включать поддержку Украины и стран Центральной и Восточной Европы. Эти усилия не только будут способствовать борьбе с изменением климата, но и поддержат энергетическую безопасность Европы за счет снижения спроса на российские энергоносители».
То есть, одну из самых масштабных угроз для нацбезопасности стран европейского Востока наши партнеры прикрыли «фиговым листиком» зеленой энергетики и борьбы с изменениями климата и пустыми заверениями о «принятии мер».
Речь идет о том, что Германия «потребует эффективных мер на европейском уровне, включая санкции, для ограничения экспортных возможностей России в Европу, если Россия попытается использовать энергию в качестве оружия или совершит дальнейшие агрессивные действия против Украины».
Как это будет выглядеть в реальности – совершенно непонятно, ведь Берлин собирается качать российский газ, естественно, в своих интересах, и вряд ли наступит на горло собственной песне. Даже если Россия вправду начнет закручивать вентиль Киеву.
Как известно, на последнем этапе строительства газопровода Банковая пыталась выбить для Украины некие «компенсации» из-за потери транзита. Можно констатировать, что затея провалилась полностью – нам предложили некий «Зеленый фонд», чтобы «поддержать энергетический переход Украины, ее энергоэффективность и энергетическую безопасность» с инвестициями в «фантастическую» сумму 1 млрд долларов, в том числе (!) от третьих сторон, таких как предприятия частного сектора. Германия внесет в фонд первоначальное пожертвование в размере не менее 175 млн долларов и будет работать над продлением своих обязательств в ближайшие бюджетные годы» — мило, правда? Учитывая то, что упомянутый энергопереход будет стоить нам десятки миллиардов долларов и займет очень много времени, и это не говоря об энергоэффективности, а тем более энергобезопасности.
Из той же оперы – обещание Германии использовать все рычаги в российско-украинских переговорах по продлению транзитного контракта, которое эксперты уже прозвали «газовым Будапештом». По сути, нам пообещали те же «консультации», что и в 1994 году, с тем лишь отличием, что 25 лет назад украинских дипломатов и власть, как говорится, «обыграли на классе», сейчас же о каком-либо классе говорить вообще не приходится.
Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко, комментируя сообщение о договоренности США и Германии по «Северному потоку-2», отметил, что третья сторона не может гарантировать транзит газа через территорию Украины.
«Я не понимаю, как Германия может гарантировать транзит газа по территории Украины, если она его не добывает, не подает газ с территории России. Теоретически это могла бы гарантировать Россия, но возникает вопрос — какова цена этих гарантий, потому что Украина уже имела Будапештский меморандум, на который она рассчитывала как на гарантию безопасности. Будапештский меморандум номер 2 для нас не является чем-то привлекательным», — подчеркнул глава «Нафтогаза».
Эксперт Украинского института будущего Илия Куса считает, что соглашение, которого достигли США и Германия по «Северному потоку-2» с точки зрения национальных интересов Украины — серьезнейший провал, которого можно было избежать.
«Украина могла бы выбить для себя намного больше уступок и компенсаций в обмен на запуск «Северного потока-2», если бы мы с самого начала не говорили, что мы его остановим и точка. После 2016-2017 годов Банковая и «Нафтогаз» заняли самую максималистскую позицию и потом не соглашались ее смягчить, потому что это стало, в том числе, частью внутриполитического дискурса и обещаний на выборах. Кроме того, ни предыдущая, ни действующая власть не занимались укреплением своих позиций на Западе, чтобы с нами считались больше, чем сегодня», — говорит Куса.
После драки кулаками не машут?
Что же делать Украине в сложившейся ситуации, когда все решения по газопроводу приняты? Николай Капитоненко считает, что нужно оценить наши потери и основные риски, попробовать реагировать на будущее, а не на прошедшее.
«В будущем возникнет ситуация, когда транзит через Украину сведется к минимуму российского газа. Надо понять какие это создает риски в энергетике, экономике, и в сфере безопасности, и как распределить ресурсы, чтобы с этими рисками справиться», — считает эксперт.
Он также акцентирует внимание на том, что после случившегося не должно быть обвинений немцев в стилистике о «новом пакте Молотова-Риббентропа». «Заявления о «новом Мюнхене» и так далее — вообще, преступление и играет на руку только россиянам. Нужно поменьше и побольше реалистичных оценок», — отметил Капитоненко.
Ангела Меркель и Джо Байден
Его коллега Илия Куса считает, что Киеву с учетом сложившихся обстоятельств стоит перестроить энергетическую систему под альтернативные проекты и новые направления, в частности экспорт и транзит водорода.
«Водород — это сфера Германии, которая включила нас в свою водородную стратегию. Украине надо использовать те ресурсы, которые будут получены в качестве компенсации, вложить их правильно и начинать перестраиваться под другие энергетические проекты, которые сейчас начинают быть в тренде во всем мире. На мой взгляд, это будет наилучшей долгосрочной инвестицией, которая перекроет негатив от «Северного потока-2», — заявил он.
«Зрада» не приходит одна
Практически одновременно с заключением газовых договоренностей между США и Германией стало известно, что планировавшийся ранее визит Владимира Зеленского в США переносится с конца июля на 30 августа.
Косвенно это говорит о том, что между Россией и США все-таки существуют определенные договоренности по поводу Украины — уж слишком быстро и в чем-то демонстративно наше мнение перестало кого-бы то ни было интересовать, говорит Николай Капитоненко, отмечая, что наши партнеры уже не очень обращают внимание на протокольные мероприятия и на моменты вежливости.
«Что касается встречи 30 августа, то это, конечно, большой перенос с символической точки зрения. Нам ничего об этом не сказали, это произойдет уже после дня Независимости Украины, после того как будут приняты все решения по поводу «Северного потока-2″ – и это, конечно не очень хороший сигнал. Хотя как по мне, большой трагедии в этом нет, потому что главнее в встрече Зеленского с Байденом будет то, что будет на повестке дня. Но хуже будет для нас то, что повестка, скорее всего, будет опять состоять из смеси упреков и просьб», — считает эксперт.
В сухом остатке, из-за недальновидности «стратегов» из прошлой власти и отсутствия какой-либо внешнеполитической стратегии у представителей власти нынешней, Украина оказалась в довольно плачевном положении. Нам предложили подачку в виде очень скромной суммы, которая уйдет на некие весьма абстрактные проекты «зеленого перехода» — реальности, в которой живет Запад, но отнюдь не Украина. К тому же, эксперты прогнозируют, что по-настоящему масштабное использование водорода в разнообразных проектах в Европе начнется не ранее 2030-х годов. По сути, на данном этапе нам приходится смириться с собственной «второплановостью» на Западе и полагаться исключительно на собственные силы – как, кстати, и в вопросе обороны государства. Главное — извлечь из этой ситуации уроки, о которых украинские элиты совершенно забыли после Будапешта-94…