Шампанское краснодарского разлива: почему ЕС прогнулся под Россию, и причем здесь Украина
Один из крупнейших производителей французского шампанского согласился на беспрецедентное требование России маркировать свою продукцию для поставок в эту страну как «игристое вино», по сути отказавшись от своего всемирно признанного географического названия. При этом в отношении таких стран как Украина европейцы придерживаются жесткой линии, в результате чего отечественных коньяков и все того же шампанского уже практически нет, а скоро не будет совсем. «Апостроф» разбирался, почему ЕС нарушает собственные принципы и использует двойные стандарты, и как должна действовать Украина, чтобы успешно отстаивать собственные интересы.
Компания Moet Hennessy, которая, в частности, производит шампанское Moet & Chandon, Dom Perignon и Veuve Сlicquot, согласилась маркировать свою продукцию для поставок в Россию как «игристое вино».
Это связано с недавно принятым в РФ законом, согласно которому название «шампанское» может относиться только к напиткам, произведенным в России.
Сперва Moet Hennessy решила прекратить поставки своей продукции в РФ в связи с принятием упомянутого закона, о чем известила своих российских партнеров. Однако вскоре компания скорректировала позицию, отметив, что намерена возобновить экспорт в Россию как можно скорее.
Напомним, российский парламент в конце июня принял изменения в закон «О государственном регулировании алкогольной продукции», которыми, в частности, разрешается использование понятия «шампанское» только в отношении шампанского, произведенного на территории России. В начале июля новый закон подписал президент РФ Владимир Путин.
Чье шампанское настоящее
Согласно правилам Всемирной торговой организации (ВТО), название «шампанское» зарезервировано за оригинальным игристым вином из региона Шампань во Франции. Все остальные вина подобного рода могут именоваться только «игристыми».
Россия, как и Украина, является членом ВТО, а потому, по идее, должна выполнять требования организации.
«Все страны ВТО обязаны следовать этим правилам – исключений не может быть ни для кого. Если правила нарушаются, то это значит, что есть серьезные риски для всей организации», — сказал в разговоре с «Апострофом» экономист, советник президента Украины Олег Устенко.
Украина, например, приняла решение отказаться от использования названия «шампанское» для своих игристых вин, причем это решение было связано, в первую очередь, с действием соглашения с Европейским Союзом о зоне свободной торговли (ЗСТ).
Соглашение вступило в силу 1 января 2016 года, оно, в частности, предусматривает десятилетний переходный период (до 1 января 2026 года) для того, чтобы отечественные производители полностью отказались от названия «шампанское» для игристых вин, причем не только для тех, что поставляются на экспорт, но и тех, которые потребляются внутри страны.
То же требование, кстати, касается и коньяков, которые должны быть переименованы в бренди.
При этом отказ от использования понятий «шампанское» и «коньяк» в 2019 году был закреплен на законодательном уровне Верховной Радой.
Опасный прецедент
Россия не имеет зоны свободной торговли с ЕС, а потому у нее нет тех обязательств перед европейцами, которые есть у Украины.
Есть, конечно, упомянутые правила ВТО, но, по идее, если РФ не будет поставлять свое «шампанское» на экспорт, оставляя его внутри страны, то проблем у нее возникнуть не должно.
Но горькая ирония состоит в том, что Кремль, по сути, взял ЕС «на слабо» — не только сохранил для России географическое название, принадлежащее французской Шампани, но и обязал саму Шампань отказаться от этого признанного во всем мире названия, по крайней мере, при осуществлении поставок в РФ.
То есть, получается, ЕС нарушил собственные принципы и прогнулся под Путина?
Впрочем, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что так вопрос ставить нельзя. «Речь идет об одном прогнувшемся. Это – не Евросоюз, а конкретная компания (Moet Hennessy). Почему они решили так сделать? Может они таким образом захотели получить конкурентное преимущество», — сказал эксперт в разговоре с изданием.
При этом он признал, что компания создала нехороший прецедент.
Справедливости ради отметим, что владелец компании Louis Vuitton Moet Hennessy Бернар Арно входит в число так называемых «друзей Путина» — его нередко принимают в Кремле, и во время одного из таких приемов российский президент вручил ему медаль «За укрепление дружбы между народами».
Выборочный подход
Однако все несколько сложнее. И самое возмутительное, что европейцы достаточно избирательно подходят к вопросу применения своих принципов.
«Если на одних рынках они поступаются своим европейским правом на использование географических указаний (например, в США — «Калифорнийское шампанское», в России — согласие европейских производителей переоформить этикетки их продукции на «игристое вино»), то на других, в том числе, в Украине, европейцы уверенно отстаивают это свое право», — заявил в комментарии «Апострофу» генеральный директор корпорации «Укрвинпром» Владимир Кучеренко.
По его словам, особенно возмущает то, что ЕС, несмотря на официальные обращения украинской стороны, не спешит способствовать запрету, в соответствии с соглашением о ЗСТ, поставкам в Украину винодельческой продукции, изготовленной и маркированной под определенными наименованиями (коньяки) из соседних стран.
«Возможно, потому, что конечными бенефициарами этих предприятий-импортеров являются именно европейцы?», — отметил Владимир Кучеренко. — Закономерно возникает вопрос: чем в своей международной практике руководствуются европейцы — принципами, демократическими ценностями или двойными стандартами?».
Глава «Укрвинпрома» убежден, что украинская власть обязана защищать отечественных производителей, апеллируя, прежде всего, к международному праву, которое превалирует над правом европейским.
Право сильного, участь слабого
Что ж, с сожалением можно констатировать, что европейцы далеко не всегда сами придерживаются так называемых «европейских принципов», а, точнее, «забывают» об этих принципах, когда они «мешают» достижению определенных целей.
«На самом деле, для европейцев ключевой момент – это защита национальных интересов, а все остальное – это шум. Когда нужно, его используют, когда он противоречит интересам, в том числе экономическим, о нем можно забыть. Поэтому действует принцип: Business as usual (бизнес, несмотря ни на что – «Апостроф»)», — сказал в комментарии изданию политический аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко.
Это в полной мере проявилось в ситуации с поставками «шампанского» в Россию, ведь это — огромный рынок, в том числе для элитных напитков, и терять его ой, как не хочется: «Французы не захотели заморачиваться. Можно было бы обращаться в арбитражи, что-то доказывать, но сработал абсолютно прагматичный подход».
Петренко пояснил, что в случае прекращения поставок в РФ пришлось бы сокращать и производство, а это может вызвать протесты: «Зачем Макрону еще одни «желтые жилеты» (протестное движение во Франции, начавшееся в 2018 году, но к нынешнему времени практически сошедшее на нет — «Апостроф»).
И, если в отношениях с такими странами, как Россия, ЕС ищет компромиссы, то на более слабые государства, такие как Украина, он продолжит оказывать давление, отметил эксперт.
Есть еще один опасный прецедент в ситуации с «шампанским», добавил Петренко. «Для России это — удачный пропагандистский момент, который они будут обязательно подчеркивать – мол, тех они нагнули, а нас — нет, потому что мы сильные», — пояснил он.
На страже национальных интересов
Украина провозгласила курс на евроинтеграцию. Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли является важным элементом этого курса. Вместе с тем, украинская власть пока так и не научилась отстаивать национальные интересы и на международной арене демонстрирует беспомощность и слабость.
Украина могла бы идти на многие уступки Евросоюзу, если бы соглашение об ассоциации предполагало перспективу членства в ЕС, однако этого там и в помине нет. А потому возникает закономерный вопрос, во имя чего наша страна жертвует столь многим, выполняя все требования европейцев, многие из которых далеко не объективные? При этом различные страны откровенно плюют на эти требования – пример с шампанским в России как раз из этой серии, хотя он далеко не единичен.
Читайте также: За что умирали: Украина хочет пересмотреть Ассоциацию с ЕС
Украинская власть должна искать компромисс с ЕС, и, кстати, в переговорах может вполне использовать «российский» прецедент.
Варианты, на самом деле, есть. Это может быть, например, бренд «шампанское Украины» или еще что-то в этом духе, или же можно договориться, что отечественное шампанское не будет экспортироваться в страны Евросоюза, а будет использоваться только на внутреннем рынке.
Кроме того, наша власть могла бы добиться от Брюсселя выделения средств на развитие экономики, например, на инфраструктурные проекты – по крайней мере, это было бы намного полезнее различных программ, финансируемых ЕС, которые не нужны никому, кроме тех, кто в них непосредственно участвует, включая всевозможных советников.