Партия сбитых летчиков/Зачем Данилюк, Рябошапка и Климкин пытаются вернуться в политику?
То, что украинские политики очень живучи и могут воспрять из самых глубин политического небытия – не новость. Другое дело, что в 2021 году Украина, как и весь мир, живет все быстрее и быстрее. В последние годы отход на политическую пенсию для многих становился скорее шокирующей неожиданностью и внезапным провалом, чем запланированным финалом карьеры. Многие политические силы и политики, которые еще 5-10 лет казались вечными завсегдатаями телевизионных ток-шоу, и, конечно, главного «цирка под куполом», совсем пропали из вида. А их попытки вернуться становятся все более жалкими и не вызывают даже сочувствия. Партия «Свобода» и Олег Тягнибок, «Народный фронт» и Арсений Яценюк, Радикальная партия и Олег Ляшко, не говоря уже о КПУ и Петре Симоненко – подобных примеров множество. Периодически они мелькают в новостях и на телеэфирах, но это вызывает лишь недоумение.
Впрочем, у «сбитых летчиков» есть в запасе и другая опция – объединиться и пытаться создать что-то, якобы, новое. Очевидно, такая «перезагрузка» проводится с расчетом на то, что электорат забудет былое и примет за ширмой нового названия все те же старые лица.
Яркий пример подобного подхода – платформа «Центр национальной стойкости и развития», созданная тремя эксами – экс-министром финансов (при Порошенко) и экс-секретарем СНБО (при Зеленском) Александром Данилюком, экс-замминистра юстиции (при Порошенко) и экс-генпрокурором (при Зеленском) Русланом Рябошапкой, и экс-главой МИД (при Порошенко) Павлом Климкиным.
Двое из этой компании занимали высокие должности и при нынешнем, и при прежнем президенте (а Данилюк успел поработать в Кабмине еще во времена Ющенко и Януковича). Все три вылетели из власти, по разным причинам. И если Климкин ушел вместе со своим патроном Порошенко и больше во властных коридорах не появлялся, то Данилюк с Рябошапкой попытались устроиться и при Зеленском. Только реформаторского запала хватило у обоих ненадолго.
Создателей Центра национальной стойкости и развития традиционно причисляют к так называемой «грантоедской» среде, которая крутится вокруг денег Сороса и американского посольства. Разумеется, близость к американцам сама по себе не означает «знака качества», чистоты помыслов и принципов этих субъектов. Скорее о том, что они научились грамотно пользоваться заокеанским ресурсом. При этом трудно представить, что западные центры влияния в Украине в восторге от биографии и результатов деятельности создателей нового политического проекта.
«Мы не можем оставаться в стороне, наблюдая уничтожение уже достигнутого и постепенное разрушение государственности. Поэтому, имея практический опыт реализации системных задач и реформ в ключевых государственных сферах и работы в кризисных ситуациях, мы решили объединить наши усилия с целью создания новой платформы для выработки конкретных профессиональных решений по реагированию на актуальные вызовы», — так объяснили создание нового политического проекта Данилюк, Рябошапка и Климкин в ноябре 2020 года. Приоритетами в деятельности платформы они назвали сферы национальной безопасности, верховенства права, деолигархизации и борьбы с коррупцией.
Впрочем, с момента создания проекта его главные лица лишь изредка напоминали о своем существовании. По некоторым данным, устойчивого финансирования все еще нет, а американские партнеры видимо что-то заподозрили, и очень неохотно расстаются с деньгами под прожекты этой троицы, в которой, кстати, прочат пополнение в лице еще одного «экса» – бывшего премьер-министра Алексея Гончарука.
Причина может быть и в том, что главные лица Центра национальной стойкости за годы пребывания во власти успели поднабрать токсичности – скандалы, особенно в случае с Данилюком и Рябошапкой, возникали с завидной регулярностью. С таким шлейфом «реформаторов» избирателю продать довольно трудно. Из памяти народной еще не стерлось множество воспоминаний. Впрочем, даже не это главное – в украинской реальности ты можешь прослыть коррупционером и циничным обманщиком, но при этом запомниться причастностью хоть к чему-то хорошему. А вот с этим у Данилюка и Рябошапки самые большие проблемы.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, сбор «команды будущего» под крышей созданного Центра может даже не продолжиться стартом новой политической силы на поле прозападного «Голоса» (который, похоже, окончательно «сдувается»). Не исключено, что его создание -просто формальность. Иединственная цель участников платформы — войти в следующее правительство после Шмыгаля под видом «реформаторов» и «технократов», а для этого нужно, грубо говоря, какое-то название. Но даже если так, то принцип репутационной состоятельности все равно никто не отменял. Более того, с пустым портфелем успешных кейсов реформ в Раду, возможно, попасть даже легче, чем в Кабмин или на другие госдолжности.
«Сaмocтoятeльнo им будeт cлoжнo пoкaзaть xoрoший рeзультaт нa выбoрax в Рaду, чтo пoзвoлилo бы им учacтвoвaть в дeлeжe пoртфeлeй. В кoмaнду Зeлeнcкoгo иx бoльшe нe вoзьмут, вeдь oни ceбя ужe пoкaзaли, кaк cчитaeтcя, нeудaчнo. Этo будeт aргумeнтoм для прeзидeнтa пeрeд иx зaпaдными лoббиcтaми — мoл, у этиx тoвaрищeй ужe был кaрт-блaнш, и чтo? Цeнтр Дaнилюкa, Рябoшaпки и Климкинa, кaк и другиe aнaлoгичныe cтруктуры, нужны для трудoуcтрoйcтвa иx ocнoвaтeлeй, чтoбы былo, кaк прeдcтaвлять перeд лeкциями, c кoтoрыми oни мoгут eздить», — отмечал пoлитoлoг Вaдим Кaрaceв.
Оффшоры, скандалы, и фейковый диплом
Александр Данилюк впервые засветился в контексте работы на государство еще в далеком 2005 году, когда числился советником по вопросам экономики премьер-министра Юрия Еханурова. После увольнения Еханурова Данилюк снова вернулся в частный бизнес. Очередное возвращение в коридоры власти произошло в 2010 году, при Януковиче (внештатным советником которого Данилюк, кстати, проработал четыре года). Кроме того, он более трех лет руководил Координационным центром по внедрению экономических реформ, который курировал глава АП Януковича Сергей Левочкин.
При Порошенко Данилюк тоже пригодился, работал представителем президента в Кабмине, а также заместителем главы АП. Именно на должности в Администрации президента он занимался антикоррупционными реформами. В 2016-2018 годах Данилюк поработал министром финансов в правительстве Владимира Гройсмана, а в начале 2019 — присоединился к «Зе-команде».
Неизвестно, что же привлекло окружения Зеленского в личности Данилюка, но, похоже, он успел «слукавить» перед командой президента по целому ряду вопросов. Например, касательно наличия диплома о высшем образовании. Как отмечали СМИ, в своей биографии Данилюк указал, что закончил Киевский институт инвестиционного менеджмента в 1995 году. Если учесть, что школу он закончил в 1992 году, а сам институт появился в 1994-м, то наличие полноценного образования по специальности инвестиционного менеджера представляется попросту невозможным.
Еще во время работы на Порошенко Данилюка неоднократно попадал в коррупционные скандалы. Во-первых, Генпрокуратура интересовалась вопросом, откуда у скромного (по декларации) руководителя Координационного центра по внедрению экономических реформ при администрации Януковича появился дом и VIP-автомобиль.
В 2016 году благодаря расследованиям Panama Papers во всем мире наблюдался повышенный интерес к оффшорам. И в этой сфере Данилюк тоже засветился. Выяснилось, что вступив на должность министра финансов, он скрыл тот факт, что остается директором лондонских компаний Rurik Real Estate Investment и CEE Investment&Advisory LLP. Более того, как удалось выяснить журналистам «1+1», агентство недвижимости Rurik Real Estate Investment, принадлежащее Данилюку и которым он руководил в Лондоне, вообще не осуществляло никакой деятельности – не имело офиса и походило на фиктивную фирму-прокладку.
Данилюк все отрицал, заявляя, что не имеет отношения к бизнесу с 2010 года. Но потом, под давлением журналистов программы «Схемы», которые предоставили неопровержимые документальные доказательства, все же сознался, что действительно является директором трех компаний: двух – на Кипре и одной на Каймановых островах. После чего сразу получил прозвище «министром офшоров». Таким образом стало ясно, что человек, который по должности отвечает за наполнение бюджета страны…участвовал в выведении из нее денег через офшоры.
Уход Данилюка с должности Секретаря СНБО в 2019 году уже при Зеленском тоже сопровождался скандалом. Данилюк заявил, что его предложения не поддерживают, а президент тогда прокомментировал уход секретаря Совета Нацбезопасности так:Данилюк просто обиделся, что не его рекомендовали на должность премьера.
Не известно, были ли такие реальные амбиции у Александра Данилюка, но, строго говоря, оглядываясь на его карьеру на госслужбе трудно представить, что могло бы сподвигнуть руководство государства на такое решение. Потому что его деятельность на государственных должностях безошибочно можно назвать имитацией бурной деятельности без конкретных результатов.
«До Евромайдана Александр Данилюк предоставлял свои услуги Левочкину и Януковичу, сразу после него на посту главы Минфина начал оказывать их Порошенко. Данилюк у всех идет просто нарасхват, однако его высокие покровители молчат о том, в чем же заключается его талант», — довольно меткое описание деятельности и уровня менеджерских талантов Данилюка.
Генпрокурор с нулевым КПД
Карьера экс-генпрокурора Руслана Рябошапки в чем-то схожа с карьерой Данилюка. В первую очередь, в плане невыразительности и отсутствия результатов. А скандалов, связанных с пребыванием Рябошапки на должности, накопилось даже больше.
И хотя сам Рябошапка любит говорить о своей важной роли в реформе прокуратуры, утверждая, что ему удалось переаттестовать и уволить более 50% прокуроров, мало у кого остаются сомнения, что реформа скорее была провалена. Массовое и сомнительное с юридической точки зрения увольнение прокуроров привело к тому, что большинство из них спокойно восстанавливаются через суды с выплатой компенсаций за счет украинских налогоплательщиков.
Недовольно результатами деятельности Рябошапки и нынешнее руководство ГПУ. В частности, генпрокурор Ирина Венедиктова в своем интервью изданию «Фокус» в контексте упоминания Рябошапки заявляла о саботировании. По ее словам, за время его пребывания на посту прокуратура не назначила процессуальных руководителей в 1,3 тыс. производств.
Отдельная графа претензий к одному из нынешних столпов Центра национальной стойкости – фабрикация дел. В фабрикации дел Рябошапку поначалу обвинял бизнесмен Геннадий Корбан (и здесь генпрокурору вменяли полную зависимость от экс-главы ОП Андрея Богдана).
Но главный кейс был еще впереди. Задержание Андрея Антоненка, Яны Дугарь и Юлии Кузьменко по делу убийства журналиста Павла Шеремета целиком и полностью на совести Рябошапки – и об этом знает вся страна. Именно он отвечал за подозрения людям, которые до сих пор проходят по шитому белыми нитками делу. Во всяком случае пока доказательства, которые принесли в суд прокуроры и правоохранители просто не выдерживают никакой критики.
И все что остается Рябошапке сейчас – беспомощно и путанно оправдываться, когда у него вновь и вновь спрашивают об этой ситуации. «На момент начала расследования доказательств было достаточно, чтобы это расследование начинать. Далеко не факт, что с теми доказательствами, которые были на тот момент в деле, мы бы согласились на передачу этого дела в суд», — заявил он в одном из недавних интервью. Тем временем, Антоненко провел за решеткой более 500 дней и только недавно был переведен под домашний арест.
В итоге на должности генпрокурора Рябошапка продержался рекордно мало – с августа 2019 года по март 2020-го. Верховная Рада выразила главе ГПУ недоверие, а Президент Зеленский охарактеризовал его работу лаконично: «Мое личное мнение очень простое: нет результата — не должен занимать место».
В постановлении парламента об увольнении Рябошапки было сказано, что за более чем полгода пребывания он «не продемонстрировал какой-либо активности в расследовании противоправной деятельности высших должностных лиц государства, за время его каденции ни одно резонансное досудебное расследование, а также — по топ-чиновникам, не доведено до конца, ни один обвинительный акт по таким делам в суд не направлен и, как следствие, приговоров судом не вынесено».
Тем не менее, во время выступления в парламенте Рябошапка включил «диссидента»: заявил, что «не стал ничьим слугой» и ушел, не ответив на предусмотренные регламентом вопросы депутатов. Его последними словами на должности стали: «Я ухожу для того, чтобы вернуться».
Надо полагать, что совместный проект с Данилюком и Климкиным – это и есть то самое обещанное возвращение, которого никто пока не заметил. И, не исключено, что в дальнейшем тоже не будет замечать. Ведь багаж скандалов еще не забыт, а от реноме «сбитых летчиков» в Украине все тяжелее и тяжелее избавляться.