За землю, руду и дым: сколько денег удастся «состричь» с олигархов Зеленскому
В ближайшее время на рассмотрение Верховной Рады будет вынесен законопроект, который предусматривает, в частности, значительное увеличение налоговой нагрузки на основные экспортные отрасли украинской экономики — металлургию и сельское хозяйство. С одной стороны, это законодательство направлено на то, чтобы лишить олигархов сверхприбылей, с другой — наполнить государственный бюджет, который из года в год не выполняется. «Апостроф» разбирался, сколько в результате получит государственная казна, что потеряет Ринат Ахметов и не заплатят ли за все, как всегда, простые украинцы.
Добыл руду — заплати
Кабинет министров одобрил проект закона об изменениях в налоговом законодательстве, которые призваны повысить доходы государственного бюджета и, по мнению премьер-министра Дениса Шмыгаля, способствовать справедливой рыночной конкуренции.
«Мы устраняем пробелы в Налоговом кодексе, которые позволяли крупному бизнесу не платить налоги в Украине. В последние годы было создано много различных схем, которые этот законопроект ликвидирует», — отметил премьер.
По словам министра финансов Сергея Марченко, основной целью запланированных изменений является обеспечение сбалансированности поступлений. Достичь этого планируется путем противодействия схемам по уклонению от налогообложения, создания прозрачной конкурентной среды, повышения эффективности использования экономических ресурсов страны.
Первое изменение касается добычи железной руды — отрасли, которая является одной из любимых вотчин украинских олигархов. Наибольшая доля в этом бизнесе принадлежит Ринату Ахметову. Группа «Метинвест» контролирует Северный горно-обогатительный комбинат (ГОК), Ингулецкий ГОК и Центральный ГОК. Кроме того, группа владеет крупными долями Южного ГОКа и Запорожского железорудного комбината.
Пополам с «Приватом» Игоря Коломойского «Метинвест» владеет также Криворожским железорудным комбинатом.
Имеют активы в железорудной промышленности также Александр Ярославский (ЧАО «Сухая балка») и Константин Жеваго (Полтавский и Еристовский ГОК).
На украинском рынке присутствует также один крупный международный игрок — индийский металлургический гигант ArcelorMittal, владеющей предприятием «АрселорМиттал Кривой Рог» (бывшая «Криворожсталь»).
На сегодняшний день все эти компании за добычу железной руды платят ренту в размере 11-12% от ее себестоимости. Правительство же предлагает привязать ренту к рыночной цене и внедрить прогрессивную шкалу — чем выше цена руды на мировом рынке, тем больше становится процент налога.
В законопроекте правительство предлагает такую шкалу рентной платы в зависимости от цены руды:
— меньше 65 долларов за тонну — 0,1%;
— 65-85 долларов за тонну — 3%;
— 85-120 долларов за тонну — 8%;
— 120-150 долларов за тонну — 12%;
— 150-180 долларов за тонну — 14%;
— более 180 долларов за тонну — 16%.
Такое предложение правительства практически не вызывает возражений в обществе и экспертной среде. Особенно сейчас, когда цены на железорудное сырье бьют многолетние рекорды. По состоянию на 14 апреля, международные котировки достигли 210 долларов за тонну. Если такая ситуация сохранится в будущем, рентная плата составит 16% от этой цены, что позволит существенно пополнить государственный бюджет. Правительство рассчитывает, что поступления составят около 3 миллиардов гривен в год.
При этом, по мнению исполнительного директора Центра экономической стратегии Глеба Вышлинского, такое увеличение налоговой нагрузки не повлияет существенно на экспортный потенциал отрасли.
«Этот налог сейчас составляет мизерную долю в себестоимости экспортных продуктов. Поэтому негативного влияния на объемы производства и экспорт не будет, уменьшится только рентабельность металлургических предприятий», — пояснил он в разговоре с «Апострофом».
Правда, рассчитывая сегодня будущие доходы государственной казны, чиновники не рассматривают вариант, при котором цены на железорудное сырье сильно упадут. А тем временем ведущие аналитические агентства прогнозируют именно такое развитие событий. Например, агентство Fitch считает, что после нынешнего ажиотажа, связанного с выходом многих стран (в первую очередь, Китая) из карантина и восстановлением экономической активности, начнется снижение спроса на железную руду. И уже в 2022 году ее средняя цена составит около 100 долларов за тонну. А к 2025 году упадет до 72 долларов. Тогда, согласно предлагаемой системе, рента на добычу железной руды упадет до 3%, что выглядит совсем не привлекательно.
Еще одно предложение правительства касается уплаты горнодобывающими предприятиями земельного налога. Сегодня они пользуются льготой, которая позволяет оплачивать только 25% от причитающихся сумм. Законопроект предусматривает отмену этой льготы, что позволит, по расчетам Министерства финансов, привлечь в бюджет дополнительно 4-5 миллиардов гривен.
«Зеленая» значит дорогая
Также законопроектом предлагается внедрение акциза на продажу электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников. Напомним, что эта энергия выкупается у производителей государственным предприятием «Гарантированный покупатель» по специальному «зеленому» тарифу, который устанавливается Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Этот тариф намного выше цены энергии, произведенной на атомных и тепловых электростанциях, и призван стимулировать развитие возобновляемой энергетики.
Внедрение «зеленого» тарифа в Украине привело к бурному развитию возобновляемых источников энергии. На сегодняшний день они производят около 9% от общего объема генерации. Учитывая, что государство обязано выкупать всю «зеленую» энергию (в отличие от тепловой и атомной), возникли и непрерывно накапливаются долги перед «зелеными» производителями. На начало нынешнего года ГП «Гарантированный покупатель» было должно энергетикам 23,9 миллиарда гривен.
Поскольку «зеленая» энергия стала «золотым дном», возникла идея ввести акциз на ее продажу. Источники в правительстве утверждают, что он может составить 3,2% ее стоимости. По мнению Минфина, эта мера может принести в бюджет дополнительно 1,5 миллиарда гривен в год.
Главным «пострадавшим» от нового налога опять-таки станет Ринат Ахметов, чей холдинг ДТЭК на сегодняшний день контролирует около 25% «зеленой» генерации. Пострадает также и сама отрасль: из-за накопления долгов инвестиции в развитие мощностей альтернативной энергетики предсказуемо снизятся.
«Зеленый» тариф в Украине действительно выглядит завышенным, однако введение дополнительного налога не является адекватным выходом из этой ситуации, — заявил изданию председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. — Ведь в свое время, внедряя тариф, Украина брала на себя обязательства по выкупу энергии, и инвесторы, в том числе и иностранные, пришли на наш рынок на определенных условиях. Внедряя новый налог, власть фактически нарушает свои обещания и ухудшает условия работы предприятий, заставляя их пересматривать собственные планы инвестиций».
По мнению эксперта, в нынешней ситуации более целесообразно было бы искать решения, которые позволят планово снизить «зеленый» тариф до обоснованного уровня. Например, по образцу некоторых европейских стран, ввести аукционы по закупке «зеленой» энергии, которые бы побуждали производителей самостоятельно снижать цены.
Налог на «дым»
Еще одно предложенное правительством новшество касается порядка уплаты акцизов на табачные изделия. На сегодняшний день эти акцизы платят розничные торговцы. При этом 5% собранных средств поступают в местные бюджеты. Теперь же Кабинет министров предлагает перенести обязательства по уплате акцизного налога на крупных субъектов рынка — производителей и импортеров табачных изделий. По замыслу правительства, это позволит улучшить администрирование акцизного налога и привлечь в бюджет дополнительные 1,9 миллиарда гривен.
Однако перспектива таких изменений обеспокоила местные органы власти, которые считают, что их бюджеты таким образом потеряют довольно значительные средства.
«В общем эта норма является вполне разумной, — считает Борис Кушнирук. — Ведь, к сожалению, с уплатой акциза у нас есть большие проблемы. Исследования показывают, что контроль в регионах работает достаточно слабо. И поэтому около половины табачных изделий продаются без уплаты акциза, от чего теряют и государственный, и местные бюджеты. Легко предположить, что местные чиновники имеют свою выгоду от такого положения дел».
По мнению эксперта, уплата акциза сразу при производстве или импорте табачных изделий позволит существенно улучшить администрирование этого налога и реально увеличить поступления в бюджет. Однако при этом могут возникнуть другие проблемы. Ведь после сбора акциза в государственный бюджет правительство будет обязано вернуть регионам их долю.
«Сегодня трудно сказать, как эту проблему решили авторы законопроекта, — говорит Борис Кушнирук. — Однако очень важно, чтобы закон содержал нормы, которые обеспечат справедливое распределение полученных сумм между местными бюджетами. По моему мнению, это можно обеспечить, переводя в местные бюджеты средства пропорционально количеству табачных изделий, проданных на соответствующей территории. Это позволит повысить заинтересованность местных властей в эффективном контроле за реализацией табака».
Кто заплатит за землю
Ну и, наконец, разработчики закона не смогли обойти своим вниманием и сельское хозяйство. Для него приготовлены сразу две инициативы.
Первая из них предусматривает отмену моратория на индексацию нормативной денежной оценки земель, от которой зависят размер налогов сельхозпроизводителей и арендная плата за пользование землей. В случае реализации данной нормы, оценка земли возрастет, и, соответственно, повысятся налоги. Правительство рассчитывает, что благодаря этому дополнительные поступления в бюджет составят около 3,4 миллиарда гривен.
Очевидно, что данная норма призвана усложнить жизнь «земельным олигархам», которые сосредоточили в своих руках большие площади пашни. Однако, не факт, что она попадет в цель.
«Особенность украинской ситуации заключается в том, что крупные землевладельцы в Украине могут контролировать огромные — до 500 тысяч гектаров — массивы, при этом формально не обладая ни одним участком, — объясняет Борис Кушнирук. — И налоги, о которых идет речь, фактически будут взиматься с владельцев паев, многие из которых — сельские жители, доходы которых часто не превышают прожиточного минимума. И не факт, что они смогут выдержать такую нагрузку».
Конечно, повышение налогов позже повлияет на стоимость аренды участков. Однако на это нужно время, тогда как закон планируется внедрить в срочном порядке уже в июле. И вряд ли удастся так же оперативно пересмотреть все договоры аренды. Поэтому, по крайней мере в нынешнем году, владельцы земельных паев рискуют остаться один на один с новой налоговой нагрузкой.
Также предлагается вдвое повысить ставку единого налога для отраслевых плательщиков четвертой группы (сельскохозяйственных производителей), кроме тех, которые работают на землях закрытого грунта (теплицы) и водного фонда. По замыслу, это позволит привлечь в бюджет дополнительно 5,3 миллиарда гривен.
Хочешь Lexus — уплаты налог
Готовится также повышение налоговой нагрузки на физических лиц. В частности, меняются нормы уплаты транспортного налога для владельцев дорогих автомобилей. Сегодня такой налог взимается с машин, чья стоимость превышает 375 минимальных зарплат. На данный момент это равно 2,25 миллиона гривен или около 81,5 тысячи долларов.
Законопроектом предлагается снизить этот порог до 200 минимальных зарплат (1,2 миллиона гривен или около 43,5 тысячи долларов). Приобретя авто, цена которого превышает эту сумму, его владелец должен будет в течение 5 лет платить в государственную казну по 25 тысяч гривен.
Также закон затронет граждан, которые часто продают недвижимость. На сегодняшний день без налогообложения можно продать только один объект (жилой дом, квартиру или ее часть, садовый дом или участок земли, на котором они расположены) в год. При продаже второго и последующих объектов в течение года взимается налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 5% стоимости.
Планируется, что после принятия закона ставка в 5% будет действовать только для второго объекта. Со всех последующих продаж в течение года будет взиматься НДФЛ в размере 18%.
Не слишком ли мы спешим?
Насколько эти новации будут способствовать решению бюджетных проблем Украины, сегодня сказать трудно.
Но, даже, если исходить из тех цифр, что уже более-менее просчитаны, получается, что на всех этих налоговых новшествах бюджет получит дополнительно порядка 20 миллиардов гривен. Хотя есть и оценки, как минимум, вдвое превышающие этот показатель.
«Текст законопроекта пока не обнародован, поэтому мы можем опираться только на утечки, — говорит Глеб Вышлинский. — Однако, если они верны, то увеличение доходов бюджета будет существенным и составит более 1% ВВП страны. Это поможет уменьшить дефицит бюджета на следующий год без существенного сокращения бюджетных расходов».
Еще одним следствием внедрения новых норм закона, по мнению эксперта, может стать ограничение влияния олигархов на государственную политику, или, по крайней мере мере, повышение «цены» такого влияния: «Влияние олигархов определяется их контролем над телеканалами. А для субсидирования популярных СМИ и поддержки их высоких рейтингов необходимо иметь большие прибыли. Поэтому любые шаги, повышающие уровень справедливости государственной политики и уменьшающие доходность бизнеса олигархов, способствуют ограничению ресурсов, направляемых на поддержку медийного и политического влияния».
Однако скорость с которой правительство планирует принять и внедрить новый закон, вызывает опасения.
«Хочу напомнить, что Налоговый кодекс предусматривает, что любые изменения по размерам ставок налогов и сборов могут вводиться в действие только с начала года, — отмечает Борис Кушнирук. — При этом соответствующие изменения в законодательство должны быть приняты не позднее, чем за полгода до этого. Это означает, что все предусмотренные проектом изменения могут вступить в силу только с 1 января 2022 года. И только при условии, что парламент примет закон до 1 июля».
Если же изменения внедрят с 1 июля, есть вероятность, что закон оспорят в Конституционном суде. Хотя в Украине, особенно в последнее время, не слишком прислушиваются к решениям КС.