Новый удар по малому фермерству: зачем Кабмин занялся вопросом консолидации земли/Латифундисты при поддержке правительства уверенно наступают
21 апреля Кабмин согласовал законопроект о внесении изменений в закон о консолидации земель сельскохозяйственного назначения. В нем немало скандальных нововведений: например, предусматривается принудительное укрупнение паев разных собственников. Если владелец небольшого пая не захочет добровольно продать его или обменять, чтобы дать возможность крупному игроку объединить свои земли, это могут сделать через суд. А суды в Украине, как известно, часто руководствуются отнюдь не законом, а другими аргументами. К чему приведут новые земельные инициативы правительства, разбирался «Апостроф».
Консолидация земли по-украински
Рынок земли в Украине начнет работать с 1 июля. Впрочем, это не мешает Кабинету министров продолжать заниматься внедрением различных законодательных идей. Немалый резонанс вызвал подготовленный и согласованный правительством в минувшую среду, 21 апреля, законопроект о консолидации земель сельскохозяйственного назначения. Эксперты утверждают, что предложенный законопроект — полностью в интересах крупных компаний-землепользователей, которые планируют в дальнейшем выкупить украинскую землю.
Игорь Чудовский, управляющий партнёр АО «Чудовский и партнёры» говорит, что правительственный законопроект несет в себе множество рисков для мелких собственников паев, которых по сути принудят избавиться от собственности.
«Стоит учитывать, что собственник пая, который, допустим, находится в середине поля, может быть не согласен (по многим параметрам, начиная от оценки земли и заканчивая порядком оплаты) на консолидацию. При этом его права могут нарушать: например, не давать доступ к участку и шантажируя — «давай мы у тебя выкупим участок». Конечно, может быть занижение цены, при уборке урожая владельца участка могут «обделить»: межевые знаки не всегда есть», — говорит адвокат.
Он также отмечает, что возложение на Госгеокадастр функций создания и утверждения проектов консолидации земель несет в себе дополнительные коррупционные риски.
«Коррупцию никто не отменял, поэтому могут фальсифицировать и выводы по консолидации, и проекты новых участков могут быть с нарушениями. Все, с чем мы сталкиваемся, может быть калькой перенесено в новый законопроект. Сейчас расширяются возможности приобретения права собственности, в плодородном центре Украины могут разыграться целые аграрные войны за землю. За 30 лет сформировалась местная элита в лице судей, прокуроров, богатых фермеров, и именно в их интересах будет происходить грабеж крупными землепользователями», — добавляет Чудовский.
По его словам, жителей городов хотят ограничить в правах, по факту отменив право на 2 гектара земли каждому украинцу (которое, впрочем, практически не соблюдалось). Крупные коммерческие структуры, у которых земля в аренде, очень ждут принятия этого проекта, поэтому законом надо предусмотреть защиту мелких собственников паев, чтобы вместо настоящей консолидации не получился банальный отжим земли у мелких собственников.
Удар по малому фермерству
Директор Центра аграрных реформ Любовь Молдован считает, что правительственный проект нарушает права мелких собственников земли, которые могут создавать небольшие фермы.
«Этим проектом нарушаются полностью интересы владельцев земельных участков, которые получили их в счет своих паев. У нас есть паи и по 2 га, 4 га, 10 га. Можно создать фермерское хозяйство, так как «ферма» в европейских странах — это от гектара, то есть обрабатываете гектар и уже регистрируетесь как фермерское хозяйство. Если примут этот проект, организовать небольшое фермерское хозяйство будет невозможно. По этому документу человек получает средства от принудительной продажи своего участка по нормативной оценке, а не по рыночной стоимости, а затем, если хочет заниматься фермерским хозяйством, должен где-то у кого-то купить другой участок уже по рыночной цене. То есть, личным крестьянским хозяйствам отрезает путь к формированию семейных ферм», — говорит Молдован.
По ее словам, уже после распаевания земли колхозов предлагались более конструктивные предложения относительно обмена паев, которые условно говоря, находились в центре поля.
«Если бы взамен изымаемого участка арендатор искал бы равноценный участок на другом конце поля, это было бы правильно. У нас такой подход был еще в начале двухтысячных годов: чтобы сохранить севооборот поля, был узаконен обмен участков. То есть, если я хочу выйти с центра земельного массива, то смотрим, где земля адекватная, по балльной оценке, и если я согласен поменять, то беру у края поля, чтобы не разрывать сплошной массив», — отметила она.
По мнению Молдован, инициаторы проекта могут сослаться на международный опыт, но за рубежом, например, во Франции, подобные законы принимались исключительно в интересах мелких и средних фермеров, а не латифундистов.
«Есть пример Франции. Так складывались обстоятельства, что фермер хотел расширять земельные участки, государство ему помогало. Он купил участок на расстоянии от своего хозяйства 5км, потом 10 км, потом еще дальше. Теперь его участки разбросаны, неудобно, другим фермерам тоже неудобно. И вот государство приняло этот закон о консолидации: при его посредничестве заключаются взаимовыгодные договоры обмена участками между фермерами. Если они немного отличаются, если ниже балльная оценка, низкое качество земли – идет доплата. Это большая работа специалистов по обмену участков для того, чтобы консолидировать землепользование фермерского хозяйства», — говорит эксперт.
Она также акцентирует внимание на нынешней абсолютно неевропейской структуре с/х бизнеса в Украине.
«У нас с/х земля консолидирована уже, на самом деле. Наоборот участки надо разбивать, содействовать людям, чтобы они могли взять свои паи, зарегистрировать семейные фермы и работать. В мире все держатся на семейных фермах и семейных корпорациях, а не агроторговых промышленных корпорациях. Где вы такое видели в европейских странах, чтобы одно юридическое лицо арендовало 100-500 тысяч гектаров земли? Такое есть в колониальных странах, а ведь мы идем в Европу, но в сельском хозяйстве мы ни шага не делаем к европейской системе ведения этой отрасли. К примеру, в Румынии или Польши 1,5 млн — 3 млн фермеров, а у нас всего 40 тыс., и те страдают от рейдерства постоянно. Мне, как профессионалу, трудно понять, как можно так вероломно насаждать совсем неприсущий Украине способ ведения сельского хозяйства», — подытоживает Молдован.
Уход от чресполосицы или дорога к злоупотреблениям?
Вместе с тем, эксперт по вопросам аграрного сектора инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Передерий в целом, позитивно оценивает правительственный законопроект.
«Процедура предусматривает принудительный и непринудительный обмен (земель) в судебном порядке. Порядок принудительной консолидации даст возможность в суде решать спорные вопросы землепользования для владельцев и землепользователей, в первую очередь, проблему чересполосицы», — сказал Передерий.
Он считает, что для арендодателей земельных участков риски являются низкими.
По словам эксперта, принятие законопроекта позволит землепользователям формировать единые массивы земель, уменьшает риски возникновения споров и дает возможность повысить эффективность агротехнологических мероприятий.
В то же время, по словам главы «Союза украинского селянства» Ивана Томича, с первых лет независимости в Украине велась дискредитация частной собственности и ее конституционной защиты, и данный законопроект четко вписывается в эту тенденцию.
«Фактически этим законопроектом отменяется право частной собственности. Это написали люди, которые являются врагами Украины. Это – сигнал миру: бегите отсюда», — заявил эксперт «Апострофу».
Кроме того, по его словам, принятие этого законопроекта откроет широкие возможности для различных злоупотреблений: «Учитывая, какая у нас правовая система, какие у нас «кристально честные» суды и местные органы власти, этот инструмент (законопроект) лишит какого-либо права собственности и ее защиты миллионы людей».
По его словам, цель законопроекта — чтобы этим могли воспользоваться крупные агрохолдинги, чтобы консолидировать значительные территории, скупив целые куски земли у тех, кого заставят их продать.
Томич напомнил, что изначально в законопроекте о рынке земли лоббировалась норма о возможности концентрации в одних руках до 200 тысяч гектаров земли (в окончательной редакции, которая была принята 31 марта 2020 года, лимит сократили до 10 тысяч гектаров для юридических лиц с ее вступлением в силу в 2024 году — «Апостроф»).
«Поэтому решили зайти с тыла», — пояснил специалист.
Когда утвержденный Кабмином законопроект внесут в Раду — пока неизвестно, но какие бы он не претерпел изменения в стенах парламента, суть останется неизменной, и она, считают эксперты, абсолютно не в интересах украинских фермеров.