2021-2030. Стеклянный осколок в глазу будущего
Подойдите к окну вашей многоэтажки – посмотрите на вид: с нами все ясно… Как утверждает американский эко-активист Денис Хейс (Denis Allen Hayes; 1944), координатор первого (1970) Дня Земли, который теперь отмечается в 180 странах мира, – 82 процента американцев и более половина человечества (4,5 млрд) уже живут в городах, созданных без учета насущных требований современности.
Следовательно, на планете не хватает ресурсов и места. По крайней мере там, где многие из нас хотят жить, имея в виду именно города. В мегаполисах это означает, что платежеспособные люди бросают на ветер бешеные деньги, чтобы втиснуться в мелкие квадратные метры. Не отстают от них и соплеменники, которые пафосно живут в пригороде, но работают в центре города, поэтому тратят время, деньги и бензин на дорогу в офис и обратно домой. Дилемма?
Отнюдь! Сегодня мы познакомимся с “агрессивным шармом” (“aggressive charm”) в градостроительстве — правильно сбалансированным сочетанием удивительных амбиций, технологической решимости и командной работы.
Широкими мазками для начала обрисую проект в общих чертах: представляйте.
Перед вами — «вертикальный город» смешанного пользования высотой в 95 этажей. А это значит – на одном фундаменте построены три подвальных этажа, 27 этажей офисных помещений, где работают 32 компании с десятками бизнес-подразделений (в частности, находится английская редакция “Al Jazeera”). Есть здесь трехэтажная больница “HCA” (“Hospital Corporations Of America”), три этажа ресторанов – “Aqua Shard”, “Oblix” i “Hutong”, 18-этажный пятизвездочный отель “Shangri-La Hotels And Resorts”. 13 этажей отведены под частные квартиры площадью 550-750 м2, а еще – два служебных этажа, публичная обзорная галерея на четыре этажа – “The View From The Shard”, обзорный этаж под открытым небом на 72-м этаже, увенчанный стальной короной на 23 условных этажа, покрытой осколками стекла, чтобы небоскребу легче было царапать небо. Один лишь поток денег от туризма поражает, когда понимаешь: это – 2 млн посетителей в год.
Переведем дыхание. То архитектурное чудо возвышается рядом со станцией метро «Лондонский мост» (London Bridge Station), одним из самых оживленных транспортных хабов английской столицы, в самом сердце Лондонского мостового квартала (London Bridge Quarter) – новейшего коммерческого квартала, который является ключевой частью индустриального возрождения Южного берега старого мегаполиса.
* * *
Почему “вертикальный город” такой актуальный сегодня?
Существует минимум десять (поверьте на слово) футурологических визий, как в горизонте 15-20 лет будет развиваться архитектура будущего. Речь идет не об умных городах, а именно о концепциях градостроительства. Одним из выходов в будущее являются сверхвысокие дома — не просто небоскребы или многоэтажки, как мы о них до сих пор думали, а сооружения высотой 100 и больше метров. Готовимся к вертикальному образу жизни!
Потому что в период пандемии лишь усилилась тенденция к созданию замкнутых сообществ с разнообразным использованием домов для жилья, для отдыха, для покупок, для работы, и все в одном постиндустриальном хабе. Тенденция сверхвысокой городской застройки поднимает проблему на новый уровень, поскольку пределом в вопросе является только небо.
Представьте, как жизнь в гипербуде может изменить человеческое существование. Ваши коллеги станут вашими соседями; надеюсь, у вас нормальные отношения и вы не на ножах. Бессознательно усилится ощущение стабильности и приязни, поскольку все в таком образе жизни окажется на расстоянии вытянутой руки, в одном месте. Такая концепция вписывается в глобальную экологическую идею — меньше вредить Земле физически, тем временем строя оживленное, динамичное сообщество людей новой эры. В результате города не будут глотать сельскохозяйственные угодья и леса, а массовое использование солнечных оконных панелей, которые темнеют под воздействием высоких температур и охлаждают здание, позволит круглосуточно использовать альтернативные источники собственной энергии.
— Утопия, — фыркнете вы. – Точно автор Томаса Мора начитался.
— Нет, – возражу я. И потащу за собой в Лондон — на экскурсию: на месте посмотрим, как все работает. Нас заждался айсбергоподобный архитектурный комплекс “The Shard” (“Осколок”), который не первый год по адресу London Bridge Street, 32 украшает район Лондонского моста. Подавайте самолет, летим осматривать “вертикальный город”, предложенный итальянским архитектором Ренцо Пиано (Renzo Piano; 1937), который в 1998 г. выиграл Притцкеровскую архитектурную премию (Pritzker Architecture Prize): в сфере градостроительства – аналог Нобелевки!
* * *
Для начала — немного статистики.
«Вертикальный город», названный архитектором Ренцо Пиано как «The Shard», имеет:
● высоту – 310 м, этажей — 95, самый высокий для проживания из которых — 72-й (244 м);
● площадь пола – 398 490 м2, полезная площадь – 127 489 м2;
● энергоэффективность – собственная ТЭЦ, работающая на природном газе от Национальной энергетической сети (National Grid);
● стеклопакетов – 11000, общей площадью 56000 м2; это – восемь футбольных полей;
● длина проводки – 320 км (расстояние от Лондона до Парижа);
● лифтов в здании – 44, часть из которых частные; их скорость – 6 м/с;
● высота сборного стального шпиля – 66 м, вес – 500 тонн.
Владельцы: Государство Катар — 95%, компания “Sellar Property Group” – 5%.
Общая стоимость – $6,06 млрд, стоимость строительства – $2,35 млрд.
Привлечены к строительству были — 1450 рабочих из 60 стран мира.
Планируемое количество жильцов — 8000.
Экологическое качество — 95% использованных строительных материалов из числа переработанных и экологически чистых.
Строительство «The Shard» с сентября 2010 по январь 2013
Применены инновационные строительные технологии:
►строительство сверху вниз — впервые в мире! Это позволило выгнать первые 23 этажа 72-этажной бетонной коробки и значительную часть окружающей башни до полного завершения работ на цокольном этаже;
►инновационная модель небоскреба, которую фактически составили три отдельные конструкции – здание со стальным каркасом на первых 40 этажах, бетонный каркас со стальными растяжками до уровня 72-го и стальной шпиль, венчающий здание до уровня 95-го, условного этажа;
►логистика материалов; на улице, в центре одновременно парковаться могло не более пяти грузовиков; два специально построенных внешних подъемника компании «Kone» грузоподъемностью до 3,5 тонны каждый бесперебойно поднимали все необходимое наверх;
►управление персоналом: ежедневно на объекте трудилось по меньшей мере 1100 работников; 35 минут занимал спуск по зданию вниз, чтобы найти необходимое и вернуться наверх; пришлось все заранее просчитать: открыть столовую на 5-м, 15-м и 32-м этажах; оборудовать туалеты через каждые десять этажей, создать главный офис на 8-м и его филиал на 47-м; повсюду провести Интернет и обеспечить доступ к полному набору чертежей;
►программный менеджмент, ведь в производственном процессе постоянно участвовали различные фирмы и компании: заказчик “Sellar Property Group”, архитектурная мастерская «Renzo Piano Building Workshop”, бюро архитектурной детализации “Adamson Associates”, инженерно-конструкторские, геотехнические и акустические работы “WSP Cantor Seinuk”, проектно-инженерная фирма “Arup”, свайный подрядчик “Stent Foundations», бетонный субподрядчик “Byrne Bros”, инженерно-строительная компания “Robert Bird Group”, подрядчик по стальным каркасам “Severfield-Reeve Structures”, облицовочные работы “Severfield-Reeve Structures”, консультант по финансовым расходам Дэвис Лэнгдон (Davis Langdon), главный строительный подрядчик “Mace”, руководитель проекта “Real Estate Management (UK) Limited”.
* * *
Долгое время лондонцы возмущались неофутуристическим стеклянным “Осколком”, воткнутым в центр столицы Великобритании, затем они лишь смеялись над самим проектом инженерно-строительной компании “WSP Global”, ответственной за проектирование “The Shard”, а теперь гордятся инженерным триумфом, на открытии которого лично побывал лидер английских консерваторов, премьер-министр Борис Джонсон.
Собственно, удивляться нечему. Если когда-либо существовал символ уверенности для всей строительной отрасли Соединенного Королевства, то это, бесспорно, “The Shard”, который буквально за 11 месяцев уверенно преодолел путь от нулевой отметки до самого высокого здания Великобритании. Это в то время, когда весной 2011 г. много других строящихся офисных комплексов в центральном Лондоне работы приостановили.
Вся программа скоростного строительства, предложенная девелоперской компанией “Sellar Property Group”, удивляла: для примера, строители только вышли на отметку 31-го этажа, а на низших этажах отделочные работы уже были выполнены на 60 процентов. Воспользовавшись застойной ситуацией на рынке недвижимости, директор проекта Флан МакНамара (Flan McNamara) вычеркнул из будущих арендаторов такого стратегического резидента, как “Transport For London”, ведь был уверен: они получат гораздо больше прибыли, когда стеклянный “Осколок” введут в эксплуатацию.
Что, кроме коммерческой выгоды, двигало таким застройщиком, ведь для “Sellar Property Group” это был не первый масштабный проект? Какова, так сказать, их массовая трансформационная цель (Massive Transformational Purpose; см. здесь).
— Мы руководствуемся двумя ключевыми принципами: новое здание пластично формируется, и формируется оно окружающей средой; оно будет оказывать – реально и длительное время – влияние на образ жизни человека. Мы верим, что применение смелых идей ослабит современные вызовы не только в архитектуре и дизайне, но и в отношении удобств, услуг, аренды, постоянного управления зданиями и громадами, которые мы, собственно, и создаем. Все наши проекты предстают в принципиальной преданности Будущему. Они являются частью более широких амбиций по созданию наследственных зданий Лондона, которые сформируют живую ткань города, потому что на современном уровне будут удовлетворять новые потребности горожан.
* * *
Хотя по разным причинам начало строительства задержалось на четыре месяца, компания “Sellar Property Group” решила вложиться в ранее объявленную 38-недельную программу строительства объекта, что вызвало к жизни три ключевых нововведения. И, поверьте, — не в угоду безопасности. Первое – это “стартовый прыжок”, то есть новая технология строительства, когда коробка помчалась вверх до окончательного завершения работ на цокольном этаже. Это сэкономило от шести до восьми недель целой программы.
https://www.youtube.com/watch?v=FqibkzSPgNA
Выгнанная коробка позволила высшим этажам мчаться к вершине, потому что – и это во-вторых – использовалось строительство методом скользящей опалубки: бетон заливался со скоростью 15 см в час. Непрерывно. Как?
Это – в третьих. Благодаря инновациям, потому что мощную буровую установку заставили двигаться… вверх с постоянной скоростью, чтобы не отставать от заливки, а необходимый для строительства коробки башенный кран по секциям поднимали вместе с высоткой.
Возникали ли трудности? Ну, представьте, при силе ветра более 40 км в час строительные работы в Великобритании запрещены, а их сдувало четыре недели подряд.
* * *
Прошло десять лет, как стремительный “The Shard” стал самым высоким зданием Западной Европы. Знаковая башня высотой 310 м переопределила лондонский кругозор, быстро превратившись в международный символ столицы Объединенного Королевства и обросла историями. Одну из них охотно рассказывают праздным туристам шкиперы прогулочных корабликов, которые плавают по Темзе совсем рядом.
Строителей, которые гнали «Осколок» до 72-го этажа, долгое время раздражал неизвестный, который воровал их обеды. Происходило это каждый день, едва работники покидали бытовки. Только через год с лишним, в 2011-м, вора поймали! Им оказался… лис по прозвищу Ромео, который по вентиляционным проходам – не поверите! – поднимался на высоту более 306 лестничных маршей.
Животное строители поймали и передали сотрудникам Риверсайдского приюта для животных (Riverside Animal Centre), а те впоследствии вернули хитреца в дикую природу. С тех пор лис Ромео превратился в неофициальный талисман “The Shard”. Как потом сообщил прессе основатель Центра Тед Берден (Ted Burden):
— Мы отругали Ромео и доходчиво объяснили: ему нечего делать на 72-м этаже, крыльев у него нет… Когда через несколько дней в районе Бермондси мы выпустили лиса, он лишь бросил взгляд на “Осколок”, но потрусил в противоположную сторону.
* * *
А теперь, так сказать, десерт. Напоследок назову десять главных фактов, которые стоит знать о лондонском «The Shard».
1. На дизайн «вертикального города» архитектора Ренцо Пиано вдохновила окружающая среда будущего сооружения и живопись итальянских мастеров эпохи Ренессанса. Идея озарила, когда градостроитель рассматривал… железнодорожные пути возле Темзы: они стремительно сужались к небу. Нарисованный на клочке бумаги план сеньор Пиано сначала воплотил в… деревянный макет. Покрутив в руках, архитектор любовался перспективой странных линий, пока не осознал идею: это должна быть иллюзия айсберга, возвышающегося над Темзой! Открытая, словно незаконченная верхушка «Осколка» позволяет небоскребу «дышать». Вместе с тем крутой неофутуристический дизайн перекликается с церковными шпилями исторической части Лондона.
2. Некоторое время “The Shard” считался самым высоким зданием в Европе, пока в Москве не построили три своих небоскреба. Впрочем, до сих пор он самый высокий в Великобритании, седьмой – в Европе и 108-й – в мире. Строительство началось 16 марта 2009 г., завершилось 20 марта 2012-го, а торжественное открытие состоялось 5 июля 2013-го. На церемонии присутствовали премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, премьер-министр Катара Хамад бин Джасим бин Джабер Аль Тани и британский принц Эндрю, герцог Йоркский.
3. Название “вертикального города”, мол, это стеклянный осколок, – вышло из среды возмущенных граждан. Долгое время дизайн дома горожанами не воспринимался. Большинство лондонцев кривились от вида новостройки, считая, что в глаз их любимого города воткнут… стеклянный осколок. Некоторые обозреватели даже предсказывали, что айсбергоподобный небоскреб исказит историческую часть Лондона. В разгаре той полемики Ренцо Пиано принял и… утвердил название “Осколок”, а в подтверждение такой идеи специально добавил стальной шпиль на верхушке.
* * *
4. Итальянец вообще тщательно отнесся к реализации проекта. Именно он настоял, чтобы во время строительства небоскреба были использованы 95% переработанных материалов. Вот почему The Shard превратился в одно из самых экологически чистых зданий в Великобритании. Почему так считается — всего три примера. Остатки 25-этажного офисного здания “Southwark Towers”, разрушенного в 2008 г. во время подготовки строительной площадки, были использованы в… строительстве “Осколка”. Дальше: каждый этаж “The Shard” имеет 100% звукоизоляцию благодаря использованию на каждом этаже специального материала в пироге стяжки. Наконец, в 310-метровом небоскребе только 48 мест для парковки авто; так гарантируется меньший уровень выбросов углерода; по этой причине большинство работников, жителей и посетителей пользуются общественным транспортом.
5. Почему архитектурный объект называют «вертикальным городом»? Еще проектируя сооружение, Ренцо Пиано поставил амбициозную цель — не только создать самое высокое здание в Европе, но и такое, которое бы соответствовало различным потребностям. В итоге появилась комфортабельная пирамида на 95 этажей.
6. Еще на стадии разработки проекта итальянский архитектор убедил заказчиков оборудовать небоскреб инновационным управлением светом. Так у «The Shard» появилась автоматизированная система, которая регулирует жалюзи, вовремя обеспечивая тень и используя энергию солнечных лучей. Офисные работники, жители и посетители заранее защищены от жары, ожогов и солнечных бликов. В течение суток жалюзи автоматически регулируются. Более того, при разной погоде “вертикальный город” меняет внешний вид.
* * *
7. Порой будущему приходится преодолевать тернии, прежде чем до нас добраться. Так было и с ”Осколком». Когда в 2002 г. в мэрии официально представили планы строительства небоскреба в самом сердце Лондонского мостового квартала, это возмутило многих, включая такие организации, как Фонд Королевских парков (Royal Parks Foundation) и “Английское наследие” (English Heritage”).
Руководители соседнего англиканского собора Святого Павла (St. Paul’s Cathedral), построенного в конфессиональном стиле в 1675-1708 гг., тоже выступили против, заявив: своими размерами и высотой гигантская новостройка оставит старинную церковь без солнца. По Лондону даже прокатилась волна акций протеста, мол, это одоробло испортит пейзаж исторического района Лондона. Все это поступь Будущего не остановило, и 19 ноября 2003 г. Канцелярия вице-премьер-министра Великобритании Джона Прескотта (John Prescott) дала согласие на планирование “вертикального города”.
8. Существуют ли какие-то проблемы? Да. Не знаю, почему так произошло, но все 11000 стеклопакетов лондонского “The Shard” моются вручную. На всем здании. С одной стороны здания на канатах бригада из шести верхолазов работает в течение недели. Итак, за четыре недели моются все стороны “Осколка”, а затем… цикл начинается сначала. Имел место один нестандартный случай, когда мойщик окон в ветреный день застрял на 72-м этаже. Ему на помощь пришлось вызвать пожарных, все закончилось хорошо.
9. Вид с лондонского “The Shard” давно превратился в аттракцион для туристов, где гости британской столицы получают потрясающие впечатления. На 68-м и 69-м этажах расположены крытые смотровые галереи, а на 72-м – частично открытая терраса, известная как “Skydeck” (“Верхняя палуба”): вам выбирать. Все они оборудованы для удобства интерактивными мультимедийными телескопами.
10. Какова стоимость жилья в «Осколке»?
В айсбергоподобном небоскребе жилые помещения расположены на высоте от 186 м до 224 м, что в свое время сделало их самой высокой, а значит, самой дорогой жилой недвижимостью в Лондоне. Конечно, цена зависит от размеров квартир. Ведь под некоторые резиденции отведен целый этаж с частным лифтом, что стоит более £10 млн.
Сколько в сутки стоят номера в пятизвездочном отеле «Shangri-La»?
Цены, как говорится, на любой кошелек – от £450 до £10,000 (двухкомнатный люкс общей площадью 232 м2 с шелковыми обоями ручной работы и круглосуточными услугами личного дворецкого и собственного водителя).
Сколько в аренду на 27 этажах “Осколка” сдается под офисы общих площадей?
53 585 м2.
Как рассчитывается месячная стоимость аренды? Очень просто!
От £900 фунтов стерлингов – за офисного работника, тогда как рабочие помещения сдаются от £375 за один м2. Как говорится, звоните немедля: 020 3965 9617.
Лично видел, были предложения по 300 м2 – на 25-м и 26-м этажах.
Александр Рудяченко. Киев–Лондон–Киев
Использованные источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Инфографика по этой теме: «Лондонский архитектурный комплекс «The Shard» — самое высокое здание в Европе»