Как Зеленский планирует вернуть Крым: новая стратегия деоккупации/Проект СНБО по Крыму до сих пор не опубликован, но уже вызвал вопросы
Семь лет прошло с тех пор, как Россия аннексировала Крым, и только 11 марта 2021 года Совет нацбезопасности и обороны Украины одобрил проект стратегии деоккупации и реинтеграции полуострова. Текст стратегии пока еще не обнародован, однако вокруг документа уже поднялись споры. Основные направления стратегии деоккупации Крыма изложил секретарь СНБО Алексей Данилов. «Апостроф» выяснял, в чем состоит стратегия и как ее планируют реализовать в рамках перехода команды Владимира Зеленского на правый фланг.
Почему так поздно?
Секретарь СНБО Алексей Данилов в ходе недавнего брифинга заявил, что проект стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированного Россией Крыма является первым фундаментальным документом со времен оккупации Крымского полуострова, который дает четкий путеводитель, каким образом Украина будет двигаться в вопросах деоккупации Крыма. По словам Данилова, в рабочей группе по подготовке документа участвовали представители Меджлиса крымскотатарского народа.
«В аппарате СНБО тщательно изучили все документы. Могу сообщить, что в 2008 году СНБО Украины принял решение (которое было введено в действие указом президента), согласно которому Кабинету Министров Украины было поручено в течение двух месяцев предложить законопроект, который мог урегулировать вопрос прекращения пребывании на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации с 2017 года. К сожалению, этот законопроект не был разработан и это был первый кирпич, который начал разрушать всю систему нашей безопасности», – сказал Данилов.
По мнению секретаря СНБО Данилова, то, что подобный законопроект не появился, как это планировалось, в 2008 году, привело к подписанию в 2010 году Харьковских соглашений, которые «в беспрецедентно короткий срок, через четыре дня, были ратифицированы депутатами Верховной Рады. Спустя 4 года Крым был оккупирован Россией после незаконного референдума, проведенного «зелеными человечками».
Относительно событий 16 марта 2014 года высказался и президент Украины, который вновь напомнил о предназначении Крымской платформы.
«Семь лет назад Россия устроила фейковый референдум в Крыму. Украина впервые после незаконной аннексии подготовила Стратегию деоккупации и реинтеграции полуострова. Мы объединяем мир на базе Крымской платформы, чтобы вернуть Украине украинское», — подчеркнул президент.
И хотя окончательный текст украинской стратегии по деоккупации до сих пор не опубликован, однако, как и всякий вопрос, связанный с полуостровом, документ уже успел наделать шума и противоречий.
По мнению постоянного представителя президента Украины в АР Крым в 2017-2018 годах Бориса Бабина, единственное рациональное объяснение ситуации почему стратегия деоккупации появилась так поздно, заключается в том, что предыдущее руководство страны, в силу определенных причин не могло, или не хотело принимать подобный документ.
«Возможно, у нового руководства страны нет тех обязательств, либо договоренностей, либо каких-то страхов. Когда я был постоянным представителем президента Украины в Крыму, то, как только меня назначили на должность, я стал готовить план неотложных мероприятий, связанных с российской агрессией в Крыму. Документ был отправлен президенту Порошенко, главе Администрации президента, но на него не последовало никакого ответа вообще, только молчание. После этого мне было абсолютно очевидно, что есть слова и публичные красивые заявления – это одна сторона, а вторая – это реальность управленческих решений и нормативных актов, которая является несколько иной. Вот такое «раздвоение реальности» — оно имело место быть», — рассказал «Апострофу» Борис Бабин.
Петр Порошенко
Недовольный Чубаров
Представители Меджлиса участвовали в обсуждении первоначального текста публичной части стратегии. Однако глава Меджлиса Рефат Чубаров заявил на своей странице в Facebook, что ряд принципиальных предложений Меджлиса крымско-татарского народа не вошли в стратегию деоккупации Крыма. В частности, они предлагали включить в эту стратегию защиту и реализацию неотъемлемого права на самоопределение крымско-татарского народа в составе суверенной и независимой Украины. В текст предлагали внести определение статуса Крыма, который будет являться «национально-территориальной автономией в пределах Крымского полуострова на основе реализации крымско-татарским народом как коренным народом Украины своего права на самоопределение». В то же время, следует отметить, что часть предложений и замечаний Меджлиса на заседании СНБО все-таки учли.
В тоже время, как сообщил «Апострофу» постоянный представитель Президента Украины в АР Крым Антон Кориневич, глава Меджлиса Рефат Чубаров был членом рабочей группы по разработке стратегии деоккупации Крыма также, как и представительство Президента Украины в АР Крым, и каждый член рабочей группы вносил свои предложения, замечания и комментарии к тексту стратегии. Однако таких было более тысячи, от всех членов рабочей группы, и безусловно, что каждое замечание и комментарий не могли просто войти в финальное тело проекта стратегии.
«Мы в представительстве Президента Украины в АР Крым абсолютно одобрительно и благосклонно относимся к восстановлению исторических прав коренного крымско-татарского народа. Мы считаем, что это то направление, в котором надо двигаться. Но тут вопрос в том, что эта стратегия является декларацией намерений государственных органов Украины. По сути, это общее заявление насчет того, каким образом мы все будем двигаться дальше. И поэтому такие вещи как прописывание конкретных законопроектов, или прописывание изменений в Конституцию – они просто неуместны, и не могут быть в таком документе, потому что этот документ не может отвечать за действия Верховной Рады», — сообщил Антон Кориневич.
Антон Кориневич объяснил, что СНБО не может гарантировать определенное количество голосов за законопроект, который будет приниматься в Верховной Раде.
Заседание СНБО
«Чтобы принять изменения касательно автономии, необходимо конституционное большинство – 300 голосов в Верховной Раде Украины. Может ли СНБО гарантировать такой результат? Наверное, нет. Тоже касается и отдельных законопроектов – нужно 226 голосов. Опять же, может ли Совбез гарантировать такой результат? Наверное, нет. Что важно: в тексте есть положения про защиту прав коренного крымско-татарского народа и других коренных народов Украины. Но опять-таки, в виде более широкой рамки, а не конкретных законопроектов. А уже на выполнение этой стратегии, и в тексте документа это четко прописано, Кабмин Украины должен принять план мер, и там уже могут найти свое отображение конкретные законодательные инициативы», — объяснил Антон Кориневич.
Крымская платформа — один из элементов стратегии деоккупации
По словам участников подготовки стратегии деоккупации полуострова, Крымская платформа является одним из ключевых ее элементов.
«В стратегии есть блок «Международное сотрудничество» и Крымская платформа значится там под пунктом номер один, как ключевая внешнеполитическая инициатива по деоккупации и реинтеграции АР Крым и города Севастополь. Кроме того, многие СМИ не обратили внимание на Указ Президента Украины №78/2021 «Про отдельные меры, направленные на деоккупацию и реинтеграцию временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя». По сути, этим Указом Крымская платформа вводится в тело правовой системы Украины и создается организационный комитет учредительного саммита Крымской платформы», — рассказал «Апострофу» Антон Кориневич.
Остается только надеяться, что стратегия по деоккупации на выходе будет не набором лозунгов, а действительно эффективно прописанным руководством к действию. Ведь украинской власти все равно, рано или поздно, придётся дать ответы на все – сложные и неоднозначные — вопросы по возвращению Крыма в состав Украины.