О, дивный нелегальный мир: почему дипломаты в Украине занимаются контрабандой/Дипломатическая служба открывает недобросовестным сотрудникам возможность различных серых схем
В первый день весны, 1 марта, Госбюро расследований и СБУ сообщили, что во время обыска у дипломатов при пересечении границы с Польшей обнаружили сигареты на 1,5 млн гривен и 16 кг золота. Это не первый и, увы, точно не последний случай, когда отдельные недобросовестные дипломаты пользуются служебным положением, и посредством дипломатических иммунитетов и привилегий гоняют контрабанду в Украину. «Апостроф» разбирался, какие возможности открывает дипломатическая служба для этой грязной деятельности, и реально ли это остановить.
В информационные сводки регулярно попадают новости о различных контрабандных схемах с участием украинских дипломатов. 1 марта стало известно о том, что Министерство иностранных дел Украины отозвало двух сотрудников украинского посольства в Польше, которых задержали прямо на границе. По данным Службы безопасности Украины, которая занималась операцией, представители нашего посольства незаконно перевозили на дипломатическом служебном грузопассажирском микроавтобусе «Mercedes Sprinter» 125 тысяч долларов США, 67 тысяч евро, 16 килограмм золотых изделий и 2974 блоков сигарет ориентировочно на сумму около 1,5 млн гривен через государственную границу Украины в страны Европейского Союза.
Интересно, что занимались этими «нерегулярными» перевозками водитель посольства Украины в Польше и один из секретарей представительства МИД Украины. Также в «тему» подтянули работника Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины в Закарпатской области и экс-работника посольства, а также сына последнего – на тот момент атташе по консульским вопросам Посольства Украины в Польше.
Это не первый громкий случай, который связан с дипломатическими привилегиями, и их недобросовестным использованием. Но, несмотря на реакцию министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, заявившего о недопустимости такой деятельности со стороны дипломатов, де-факто эту историю спустили на тормозах.
У себя на странице в Facebook известный дипломат, вице-президент Ассоциации внешней политики Александр Купчишин обратил внимание на паллиативность решений МИДа. «Удивляет, что все внимание МИД сосредоточил на несерьезном уровне младшего дипломата и водителя Посольства. Ни в одном комментарии МИД ни единым словом не упоминается Посол Украины в Польше А.Дещица, который несет полную ответственность за деятельность Посольства», — отметил он.
«Любой посол понимает, что вся логистика поездки должна была находиться под контролем дипломатического учреждения и строиться на соответствующем приказе о командировке. Если же Посол не контролирует груз, перевозящийся транспортом Посольства, тогда это полный беспорядок и посольство требует полной перезагрузки», — подчеркнул Александр Купчишин.
Украинский стиль или советская практика?
Подобные прецеденты с контрабандной деятельностью отдельных дипломатов то и дело появляются в заголовках новостей. Так, например, в 2020 году на КПП «Тиса» Закарпатской таможни при попытке выезда из Украины по полосе движения «зеленый коридор» был остановлен внедорожник «Тойота» на дипломатических номерах под управлением гражданина Украины Юрия Игнатко. Во время прохождения паспортного контроля Игнатко предоставил удостоверение почетного консульства Латвийской республики в городе Ужгород, которое вызвало у сотрудников поста подозрения в том, что оно поддельное. Однако Игнатко около часа отказывался предоставить автомобиль для осмотра и выйти из него, прикрываясь иммунитетом.
Фокус состоял в том, что согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях, привилегии для данной категории лиц не предусмотрены. Поэтому автомобиль был принудительно открыт, а к правонарушителю была применена физическая сила и одеты наручники. В автомобиле, на котором Игнатко пересекал границу, было обнаружено 6550 пачек сигарет в 3 чемоданах. И хотя в МИДе подтвердили по фото, что это вправду консул, но отметили, что документ, предоставленный Игнатко – неустановленного образца и не выдавался департаментом государственного протокола МИД Украины. В результате, начался серьезный дипломатический скандал, в результате которого латвийцы отозвали Игнатко с должности почетного консула.
Еще один резонансный случай произошел в 2016 году, когда на украинско-словацкой границе задержали грузовой микроавтобус с дипломатическими номерами, где внутри обнаружили 60 тысяч пачек сигарет, которые водитель пытался выдать за дипломатический груз. Контрабандистом оказался Сергей Лищишин, муж первого секретаря посольства Украины в Словакии Оксаны Лищишин. Сообщается что именно она выписала письмо с печатью посольства, в котором подтвердила «неприкосновенность» груза. То есть к контрабанде добавилась еще и подделка документов. В свою очередь в МИДе сразу признали проблему и пообещали наказать всех виновных, намекая на возможную причастность посла.
Контрабанда
Однако серьезного наказания не последовало. Через день после огласки в СМИ, МИД отозвал госпожу Лищишин в Украину, но та быстро ушла в отпуск, судя по всему, не без помощи посла Украины в Словакии Олега Гаваши. Спустя время президент Петр Порошенко все же уволил Олега Гаваши. Оксана Лищишин, несмотря на то что была уволена из МИДа, подала аппеляцию, и… смогла добиться решения суда, при котором необходимо было заплатить только штраф за нарушение таможенных правил на сумму 1700 грн (напомним, это – за попытку контрабанды сигарет стоимостью 620 тыс. грн), но почему-то сразу после этого судья, выносивший решение, уволился.
Впрочем, большинство контрабандных схем остается «за кулисами», и объясняется это тем, что эти схемы давно «крышуются» не только на уровне послов, но и высших чиновников МИД, а также других структур, связанных с международной деятельностью.
В целом, как рассказали «Апострофу» на правах анонимности дипломаты со стажем, контрабандная деятельность берет свои корни еще со времен Советского Союза, когда возвращавшиеся на родину советские дипломаты везли заграничные дефицитные товары, после чего имели возможность обогатиться за счет продажи последних уже в СССР. Наказывать курьеров-дипломатов милиция и суд не могли из-за неприкосновенности, а власть – не хотела, поскольку это была одна из главных неформальных привилегий для сотрудником МИД. Впрочем, Советский Союз распался, а система осталась.
И сейчас подобные схемы работают не только в Украине. Так, к примеру, в 2016 году, в школе при российском посольстве в Буэнос-Айресе нашли почти 400 килограммов кокаина, который, как предполагается, готовили к отправке в Москву. Спецслужбами были задержаны пятеро человек, которых подозревают в причастности к наркотрафику. В их числе бывший сотрудник посольства, который, предположительно, готовил кокаин к отправке. История пестрит разными расхождениями между официальными версиями случившегося, но ситуация в целом описывает, что дипломатические каналы обладают всем необходимым для контрабанды и наркотрафика.
Почему некоторые дипломаты «связываются» с контрабандой
Как и большинство подобных историй, эта упирается в деньги. А вернее – в зарплаты рядовых сотрудников МИД. Для лучшего понимания ситуации, отправляемся на официальный сайт career.gov.ua, где размещается большинство вакансий на государственную службу, и смотрим официальный оклад сотрудников МИДа Украины как за рубежом, так и внутри страны. Иначе как смешными их не назовешь.
К примеру, чистый оклад без премий и надбавок третьего секретаря по консульским вопросам Посольства Украины в Республике Индия должен составлять 5 810 гривен. А вот будущий начальник отдела торгово-экономического и секторального сотрудничества Департамента ЕС и НАТО сможет «разгуляться» на 12 012 гривен. Справедливости ради стоит отметить, что подобные зарплаты озвучены без разного рода надбавок или премий, но в любом случае, для профессиональных кадров на уровне советников посольства за рубежом или начальников департаментов внешнеполитического ведомства, это не деньги.
Именно здесь и стоит искать причины того, почему дипломаты склонны к контрабандной деятельности.
Здание МИД
Привилегии дипломата – особенности, нюансы, подводные камни
Как известно, личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра. Однако есть два нюанса: во-первых, проверки возможны, если имеются серьезные основания предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Во-вторых, неприкосновенным является багаж, который относится только к заграничным командировкам украинских дипломатов.
«Дипломатический иммунитет и привилегии у украинских дипломатов появляются только когда МИД отправляет их в иностранные государства. На территории государства Украина наши дипломаты имеют такие же права, как и рядовые граждане страны», — рассказала «Апострофу» юрист-международник Анна Слюсаренко, экс-сотрудник консульской службы Украины.
Однако не все так просто. В дипломатической работе за границей, существует ряд своих подводных камней, которые ставят дипломатов в максимально сложное положение. К примеру, существуют страны, в которых невозможно хранить зарплату дипломата в банке, что потом приводит к неприятным процессам.
«Вот представьте, есть страна, где если я положу свою зарплату в банк, то завтра она вся может «сгореть» из-за экономической нестабильности государства пребывания. И поэтому многим дипломатам, уезжая из подобных стран в Украину, приходится везти всю свою зарплату в чемоданах. Многие стараются ее не декларировать, и особо не распространяться, поскольку тут возникает два опасных момента. Во-первых, был прецедент, когда дипломат задекларировал всю зарплату за время своего трехлетней заграничной командировки, и провозил ее в чемоданах через границу. В итоге, на таможне конфисковали зарплату дипломата, и только через месяц в суде удалось доказать, что это оклад дипломатического сотрудника, которую нет возможности переслать через банк. Во-вторых, многие дипломаты опасаются в подобных ситуациях сообщать на таможне о том, что везут свои честно заработанные деньги, поскольку неизвестно что случится с ними после прохождения таможни – не ограбят ли их злоумышленники, проинформированные отдельными, находящимися в доле, недобросовестными таможенниками», — рассказал Апострофу один авторитетный экс-посол.
Все решают кадры
По мнению экс-министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, всегда найдутся те, кто попробуют нарушить нормы законодательства. Вопрос состоит в том, каким образом свести к минимуму такого рода случаи.
«При пересечении границы у правоохранительных органов есть возможность остановить и проверить дипломата, если есть основания для этого. Поэтому работа по предупреждению такого рода случаев — это задача соответствующих служб. Ну и, конечно, это вопрос кадровой политики, в частности, МИДа: кого выбирают, как выбирают, каким образом проверяют ответственность кандидатов. Это как процесс подбора судей у нас, которые имеют определенные возможности и определенные иммунитеты, чтобы обезопасить себя от необоснованных обысков, или чего-то другого. Но вопрос не в том, какие у них есть возможности, а в том, кто их назначает, и на каком основании, насколько они отвечают соответствующим качествам. Это же очевидно, что не надо отправлять людей по несколько раз в соседнюю страну. Кроме того, надо смотреть, кого туда направляют, стоит ли туда отправлять людей с корнями в приграничных регионах, и так далее. Есть масса элементов профессиональной кадровой политики, если она не мотивирована чем-то другим, кроме соблюдения высоких стандартов дипломатической службы. Поэтому вопрос не в правилах, а в людях», — считает Константин Грищенко.
В идеале новым форпостом для борьбы с «дипломатами-контрабандистами» должна стать профессиональная кадровая политика, которая будет способствовать сведению к минимуму подобных случаев. Но готова ли власть кардинально пересмотреть уровень зарплат у рядовых дипломатов, которые вынуждены из-за хронического безденежья идти на преступления?..