Проект закона "О медиа": СМИ ждут штрафы и блокировки
Законопроект № 2693-д “Закона о медиа” вносится на рассмотрение Верховной Рады комитетом по вопросам гуманитарной и информационной политики. Новый закон призван урегулировать взаимодействие государства со средствами массовой информации, поскольку имеющиеся нормы уже давно устарели, а также гармонизировать его с европейскими нормами. В частности, должен быть отлажен контроль за онлайн-медиа, IPTV и OTT платформами, которые будут регистрироваться, штрафоваться и блокироваться за нарушения.
В пояснительной записке к законопроекту говорится:
“Действующее законодательство в сфере средств массовой информации, принятое в 1993-2006 годах, является устаревшим и не соответствует современному уровню технологического развития в сфере медиа. Как следствие:
1. Вопреки принципу технологической нейтральности законодательством установлены различные правовые режимы для одних и тех же СМИ, в зависимости от формы их выпуска (печатная, электронная и т.д.).
2. Некоторые формы существования медиа находятся вне правового поля (не подпадают под действие требований, запретов или ограничений, установленных для таких же медиа, выходящих в свет в другой форме). Так, например, законодательством предусматривается регулирование «классического» ТВ (эфир, спутник, кабель) при полном отсутствии регулирования в отношении «новых» способов распространения ТВ (IPTV, OTT), видео по запросу и платформ общего доступа к видео.
3. Законодательство содержит целый ряд устаревших и неэффективных процедурных норм, касающихся регистрации и / или лицензирования деятельности в сфере медиа, документооборота и т.д., допускает правовую неопределенность при осуществлении регуляторных и надзорных полномочий в сфере медиа.
4. Законодательство не предусматривает действенных механизмов защиты национального медиапространства Украины и построения информационной среды, способной противостоять актуальным реалиям гибридной войны, угрозам информационной безопасности.
Кроме того, Украина имеет международные обязательства по имплементации в национальное законодательство норм Директивы Европейского парламента и Совета 2010/13 / ЕС об аудиовизуальных медиа услугах от 10 марта 2010 года с изменениями, внесенными Директивой (ЕС) 2018/1808 от 14 ноября 2018 , то есть закрепить на уровне закона обновленный комплекс правовых норм в области аудиовизуальных медиа, который бы соответствовал европейским стандартам и уровню технологического развития, упростил государственное регулирование отрасли, определил эффективные и современные принципы защиты прав потребителей на свободное получение информации, а также законные механизмы определения и ограничения вредного контента”.
Главным органом, осуществляющим надзор за медиа рынком, будет Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания. Он же будет регистрировать медиа, в том числе и онлайн, предупреждать их о нарушениях, накладывать санкции и отменять регистрацию СМИ в случае нарушения закона. Нацсовет сможет обращаться к собственникам платформ общего доступа к информации, в том числе иностранным, тем же YouTube и Facebook, с требованиями ограничить доступ к информации, распространяемым медиа, к которым применены санкции. То же самое относится и к поисковым системам, например Google.
Нацсовет будет принимать решения по санкциям в отношении определенных СМИ, включая онлайн. Так все нарушения делятся на незначительные, значительные и грубые. К незначительным относятся нарушение сроков ответов на запросы Нацсовета и внесения изменений в реестр или несоблюдение требований по исходящим данным. К значительным — обнародование запрещенной информации, например, позитивных упоминаний о нацистах или коммунистических деятелях СССР, размещение материалов с пренебрежительным отношением к государственному языку, с оскорблениями граждан по расовым и другим признакам, отсутствие родительского контроля, нарушения закона о рекламе и в ходе выборов предвыборной агитации и т.п. К грубым нарушениям относится обнародование в положительном свете действий "государства-агрессора", включая его пропаганду, публичное отрицание оккупации, призыв к насильственной смене власти, свержению конституционного строя или нарушению территориальной целостности.
Для онлайн-медиа незначительные нарушения обойдутся в 5 размеров минимальных заработных плат (по состоянию на сегодня — 23500 грн.), значительные обойдутся штрафами от 5 до 10 размеров минимальных зарплат (23500-47000 грн.), а грубые – до 15 минимальных зарплат (70500 грн.). Для аудиовизуальных СМИ штрафы в пять раз выше.
"Статья 112. Ответственность субъектов в сфере онлайн-медиа
1. Нарушение субъектами в сфере онлайн-медиа требований законодательства, за которые Национальный совет имеет право применять санкции, подразделяются на:
1) незначительные;
2) значительные;
3) грубые.
2. К незначительным нарушениям относятся:
1) нарушение субъектом в сфере онлайн-медиа сроков внесения изменений в реестр (в случае добровольной регистрации)
2) нарушение установленных статьей 37 настоящего Закона требования относительно указания выходных данных (в случае добровольной регистрации)
3) непредоставление, нарушение сроков предоставления информации по запросу Национального совета в случаях и по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
3. К значительным нарушениям относятся:
1) распространение онлайн-медиа информации с нарушением требований статьи 36 настоящего Закона;
2) распространение с помощью онлайн-медиа определенной статьей 42 настоящего Закона информации, которая может нанести значительный вред физическому, психическому или моральному развитию детей вне определенных промежутков времени (если речь идет о трансляции или однократном распространении) или без использования системы условного доступа (родительского контроля) (к информации, которая остается в постоянном доступе на сайте / странице онлайн-медиа)
3) нарушение требований законодательства Украины относительно формы, маркировки, порядка распространения (опубликования), источников и порядка финансирования предвыборной агитации, других ограничений определенных законодательством для предвыборной агитации в СМИ во время выборов и референдумов, а также нарушения требований законодательства Украины относительно участия медиа в информационном обеспечении выборов и референдума;
4) нарушение установленных Законом Украины «О рекламе» порядка распространения (распространение) рекламы и спонсорства субъектами в сфере онлайн-медиа;
5) непредставление Национальному совету по его требованию сведений о структуре собственности.
4. К грубым нарушениям относятся:
1) невыполнение требований Национального совета по приведению структуры собственности в соответствие с требованиями статьи 25 настоящего Закона;
2) представление субъектом недостоверных сведений о структуре собственности;
3) отказ в проведении проверки;
4) нарушение требований раздела IX настоящего Закона.
5. За грубые нарушения к субъектам в сфере онлайн-медиа применяется штраф в размере от 10 до 15 минимальных заработных плат на день совершения нарушения.
За значительные нарушения к субъектам в сфере онлайн-медиа применяется штраф в размере от 5 до 10 размеров минимальных заработных плат на день совершения нарушения.
За незначительные нарушения к субъектам в сфере онлайн-медиа применяется штраф от одного до 5 размеров минимальных заработных плат на день совершения нарушения”.
Кроме того, Нацсовет может через суд запрещать распространение онлайн-медиа на территории Украины, при чем как размещенных на отечественных серверах, так и сайтов, зарегистрированных в доменах UA. или УКР, размещенных за границей (статья 99).
“Запрет распространения онлайн-медиа на территории Украины в соответствии с настоящей статьей реализуется:
1) для субъектов в сфере онлайн-медиа, предоставляющих доступ к своим сервисам через веб-сайт с доменным именем, зарегистрированным в домене UA. или УКР. — путем обязательства соответствующего регистратора доменных имен остановить предоставление услуг по регистрации и сопровождению относительно соответствующего доменного имени сайта субъекта в сфере онлайн-медиа и обязательства поставщика услуг хостинга (если он является резидентом Украины), предоставляющего услуги и (или) ресурсы для размещения соответствующего веб-сайта (страницы), прекратить предоставление таких услуг и (или) ресурсов;
2) для субъектов в сфере онлайн-медиа, предоставляющих доступ к своим сервисам на сайтах, зарегистрированных в других доменных зонах, но размещенных на телекоммуникационном оборудовании провайдеров (операторов) телекоммуникаций на территории Украины путем обязательства соответствующего провайдера (оператора ) ограничить доступ пользователей к соответствующим веб-сайтам;
3) для субъектов в сфере онлайн-медиа, предоставляющих доступ к своим сервисам на сайтах, зарегистрированных и размещенных на телекоммуникационном оборудовании провайдеров (операторов) телекоммуникаций за пределами территории Украины — путем обязательства провайдеров (операторов) телекоммуникаций ограничить доступ пользователей к соответствующим веб-сайтам;
4) для субъектов в сфере онлайн-медиа, предоставляющим доступ к своим сервисам через платформы общего доступа к информации — путем обязательства владельца платформы общего доступа к информации (в том числе — иностранного) ограничить доступ к соответствующей странице (профилю) онлайн-медиа”.